27.10.2008
Источник: foodretail.ru
Регион: Украина

Несмотря на финансовый кризис и хронические проблемы отечественной молочной отрасли, лидер украинского сыроделия не сдает позиции, и даже умудряется отвоевывать у конкурентов место под сырным солнцем. По итогам прошлого года, «Клуб сыра» увеличил оборот в два раза, до $113,5 млн., а долю рынка - до 11%. При этом поглощений компания не проводила - все своими силами.

Другие лидеры отрасли укрепили позиции за счет покупок конкурентов. И теперь от них многое зависит - как минимум, передел молочного рынка. Мелкие предприятия, которым сложно устоять в условиях ограниченного экспорта, последствий вступления Украины в ВТО и, естественно, финансового кризиса, нуждаются в инвесторах. Продажа сильным отечественным конкурентам - для них единственный способ окончательно не скиснуть, ведь иностранным инвесторам они понадобятся не скоро.

Первые сырные дырки Узнать, что такое настоящая головная боль, отечественным производителям молочной продукции довелось еще в 2006 году, когда Россия закрыла свой молочный рынок для продукции, выпускаемой украинскими компаниями. Особенно болезненно это переживали производители сыра, поскольку 80% их экспорта приходилось именно на северного соседа. Тогда многие предприятия обанкротились, а те, что выжили, были вынуждены сокращать производство, переориентироваться на внутренний рынок, а также искать новые экспортные направления. И кое-что нашли. В результате на сегодняшний день перед отечественными молочниками открыты двери Азербайджана, Молдовы, Казахстана и Польши.

Однако Россия, которая лишь год назад частично подняла шлагбаум для украинской продукции, так и осталась самым востребованным, приоритетным рынком. По данным Юлии Носаль, аналитика ИК «Сократ», сегодня на него приходится 60-70% экспорта нашего сыра. Между тем поставлять эту продукцию может лишь семь отечественных предприятий. Как раз им и удалось нарастить объем продаж от 80 до 125% в первом полугодии 2008 года. Попал в их число и «Клуб сыра». Джеймс Двайер уверен, что благодаря этому по итогам текущего года компания получит позитивный финансовый результат.

Так же думают в компаниях «Молочный альянс» и «Милкиленд», наступающих на пятки «Клубу сыра». В 2007 году этим игрокам удалось существенно укрепить свои позиции, как за счет экспорта, так и вследствие проведения сделок M&A. Так, в прошлом году в группу «Молочный альянс» вошли ОАО «Баштанский сырзавод», которое в 2006 году занимало шестое место среди производителей сычужных сыров, и два более скромных предприятия - «Тростянецкий молочный завод» и «Новоархангельский сырзавод». Благодаря этим приобретениям «Молочный альянс» увеличил свою долю рынка с 6,1 до 10,7%, подвинув «Шосткинский гормолкомбинат» со второго на четвертое место.

Другая компания, пополнившая свой производственный портфель в 2007-2008 годах, - «Милкиленд». Группа купила два отечественных предприятия, производящих цельномолочную продукцию, и на этом не остановилась. Последним приобретением стал крупнейший молочный завод России - «Останкинский молочный комбинат». Теперь у «Милкиленда» нет проблем с экспортом, а доля украинского рынка составляет 7,4%.

Между тем не только сыр делает погоду на молочном рынке. По словам Вадима Чагаровского, главы совета директоров компании «Терра Фуд», экспортный рынок существенно снизился в 2008 году из-за очередного запрета Россельхознадзора, в этот раз - на поставки в Россию украинского сухого молока. «Огромные запасы сухого молока скопились сегодня на складах. Это больно ударило по молочной отрасли», - отмечает Вадим Чагаровский. К примеру, за период с июля по сентябрь текущего года Хорольский молочно-консервный комбинат (Полтавская обл.), крупнейший в Украине производитель сухих молочных смесей и детского питания, сократил производство почти на 6%.

Молочный кризис При таком положении дел украинские молочники с ужасом ожидали последствий вступления Украины в ВТО. А зря. «Эффективные импортные пошлины снизились, но как мы и ожидали, значительного увеличения импорта молочных продуктов в Украину не произошло», - говорит Ольга Панькив, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital. По ее словам, за восемь месяцев импорт вырос на 6% в тоннаже в основном за счет кисломолочных продуктов. Иван Саломатин, коммерческий директор молочной компании «Галичина», объясняет это достаточно просто: «Молочные рынки практически всех стран локальны, то есть ориентированы в первую очередь на внутреннее потребление». Во всем мире, по его словам, доля миграции молочной продукции за пределы страны-производителя не превышает 9%.

Стоит также отметить, что визит инспекторов Евросоюза на украинские молочные предприятия аналитики и игроки рынка расценивают как событие знаковое, мол, в поставках нашей продукции в Европе заинтересованы. Только вот результаты проверки не очень утешительные - качество сырья у нас по-прежнему низкое. Это не удивительно, ведь только ведущие производители закупают молоко у крупных ферм. Средние и мелкие предпочитают экономить и обходятся услугами частных хозяйств.

Между тем, скоро экономить им придется не только на сырье. Мировой финансовый кризис не обойдет стороной развитие молочного сектора. Уже сегодня ощущается снижение потребления молочных продуктов. За две недели спрос упал на 20%. Потенциальный рост аналитики видят в премиальном сегменте. Однако именно здесь в ближайшее время ожидается замедление, что связано со снижением роста реальных доходов населения.

«Больше покупаются традиционные молоко, кефир, ряженка, творог, и все меньше йогурты, глазированные сырки, творожные десерты», - говорит Сергей Швец, генеральный директор ООО «ТД «Западная молочная группа». Для минимизации рисков производители диверсифицируют свои портфели продукции, чтобы иметь возможность сгладить негативные последствия от замедления продаж в том или ином ценовом сегменте.

Поскольку кризис привел к падению стоимости компаний в несколько раз, те из них, которые были потенциально интересны для поглощения, вряд ли будут проданы до восстановления реальной рыночной цены активов, полагает Иван Саломатин. Между тем и зарубежные инвесторы не слишком торопятся зайти на украинский молочный рынок - ситуация чересчур скользкая. Привлечь их внимание в ближайшее время смогут только те компании, которые под конец финансового кризиса возглавят список лидеров рынка. А на данном этапе, наверное, беспокоиться не стоит только Джеймсу Двайеру. «Клуб сыра» аналитики называют сегодня одним из немногих привлекательных активов.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

07.12.2016

ТОП-50 Компаний-производителей сырого молока

"Центр изучения молочного рынка" составил Рейтинг «ТОП-50 Компаний-производителей сырого молока», сообщает The DairyNews.
Заря мира, СПК
Адрес:  Орловская обл., Должанский район, с. Урынок
Орел-Агро-Продукт, ООО
Адрес:  Орловская обл., Кромской район, с. Кутафино, д. 10-Б
Русь, ООО
Адрес:  Орловская обл., Урицкий район, д Большое Сотниково
Сеньково, СПК
Адрес:  Орловская обл., Глазуновский район, с. Сеньково