Зачем корове ВТО?

Источник: www.communa.ru
Россия фактически стала членом ВТО. Шаг сделан, и одна из первых задач - в кратчайшие сроки подтвердить конкурентоспособность отечественного продукта. В частности, продуктов питания, среди которых самым стратегически важным по праву является молоко. Его качество начинается с выработки сырья, отвечающего жёстким параметрам. Нельзя сказать, что российские, конкретнее – воронежские, животноводы не готовы к конкуренции. Те, которые действительно хотят работать, добиваются результатов, и это является моральным удовлетворением – да, ты смог это сделать.
Россия фактически стала членом ВТО. Шаг сделан, и одна из первых задач - в кратчайшие сроки подтвердить конкурентоспособность отечественного продукта. В частности, продуктов питания, среди которых самым стратегически важным по праву является молоко. Его качество начинается с выработки сырья, отвечающего жёстким параметрам. Нельзя сказать, что российские, конкретнее – воронежские, животноводы не готовы к конкуренции. Те, которые действительно хотят работать, добиваются результатов, и это является моральным удовлетворением – да, ты смог это сделать.

О том, сколь непроста, но в то же время чрезвычайно важна такая работа, мы говорим с председателем колхоза «Большевик» Калачеевского района Воронежской области Алексеем Шабановым.
- Алексей Егорович, российские производители товаров и услуг оказались буквально на пороге мирового «торгового клуба», куда Россия стремилась последние 18 лет. Как можете охарактеризовать степень готовности к вступлению ВТО?

- Вступление нашей страны в ВТО – процесс объективный, а значит, от нашего желания уже практически не зависящий. Насущная задача – подтянуть качество производимых продуктов до среднеевропейского уровня. И здесь путь один: совершенствовать сельское хозяйство до того момента, пока оно не сможет конкурировать с европейским. Конкретно наше сельхозпредприятие уже не первый год идёт по этому пути. К нам приезжают специалисты из Дании, Голландии. Смотрят, как мы развиваем молочное животноводство, делают экспертные оценки, дают советы. Это очень продуктивное сотрудничество. Нам оно было необходимо для того, чтобы сопоставить наши действия с их опытом.

- Неужели опыт европейцев можно вот так безболезненно наложить на наши воронежские условия? А как же отличия в климате? В материально-технической оснащённости? Наконец, в менталитете?

- Если отбросить климатические особенности, то рубеж, когда отличий между нами было больше, нежели общего, давно пройден. Сегодня мы перешли на более прогрессивное беспривязное содержание коров. Совершенствуем технологии ухода за животными, кормовую базу. Оснастили коровники теми же техническими устройствами, к которым привычен европейский фермер. Используем популярный в работе наших зарубежных коллег метод вскармливания телят «молочное такси». Внедрили те нормы гигиены, которые практикуются на Западе, в частности, в Швеции. Во время очередного визита голландские советники остались довольны увиденным. И сказали, что уровень нашего производства значительно превосходит уровень отдельных голландских фермеров.

- А в чём конкретно выражается это превосходство?

- В некоторых случаях мы сделали содержание животных лучше, чем могут позволить себе племенные фермы Германии. И мы не останавливаемся на достигнутом. Постоянно совершенствуемся.

- Какими экономическими показателями можно измерить пользу от совместной с европейцами деятельности?

- Сопоставлять рентабельность нашего производства с европейским - некорректно. Понятное дело: они впереди нас лет на 20. Но жизнь никогда не вмещается в рамки теорий. Так, на сегодняшний день практически 100 процентов полученного молока мы продали Калачеевскому сырзаводу. В зачётном весе – это 970 тонн. Получили за это порядка 13,5 миллиона рублей выручки, 2 миллиона рублей прибыли. Это при надое на одну корову 4300 литров молока в год. В среднем по Калачеевскому району у нас на сегодня 4 процента рентабельности, или 6422 тысячи рублей убытка.

- Если вернуться к истории вопроса, с чего приходилось начинать?

- Начинали с того, что приспосабливали под нужды молочного животноводства помещение нашей птицефермы. В 2008 году в стране возникли сложности с реализацией молока, и многие сельхозпроизводители нашли спасение в развитии свиноводства и птицеводства. В тот период наш колхоз шёл в направлении мясного животноводства. Однако, видя такую ситуацию, мы подумали: зачем лезть в большую конкурентную среду? Решили не распыляться и сосредоточить средства на одном направлении. Начинали со 150 коров. Сегодня у нас содержится 816 голов крупного рогатого скота симментальской породы.

Есть молочная ферма, есть свой комплекс по откорму мясных бычков. Молочная ферма – полный цикл, подразумевающий беспривязное содержание коров, современные технологии содержания, доения, поения животных, доильные залы, механическое удаление навоза бульдозерами.

- Известно, что симменталы – порода, традиционно используемая в мясном животноводстве. Как удалось «превратить» её в молочную?

– Замечу: ни одной тёлки мы не покупали. Поставили перед собой задачу: самостоятельно освоить селекцию на примере собственных коров. Уже затем – будем приобретать за рубежом то лучшее, что есть среди молочных пород крупного рогатого скота.

- Как продвигается эта работа? Что конкретно она вам даёт?

- Опыт в подборе оптимальных условий для полноценной жизнедеятельности животных. Мы, например, развили собственное комбикормовое производство, проделали очень много работы по совершенствованию кормов. Они у нас свои, мы ничего не закупаем, кроме комбикорма для телят в возрасте от нуля до 90 дней. Всё остальное сами готовим, смешиваем.

- Что можете сказать о подготовке кадров для животноводства: они способны удовлетворить требования ВТО?

- Со специалистами есть определённые проблемы. Возможно, им не хватает практики. Однако мы выходим из положения. В прошлом году взяли на работу двух молодых толковых ребят: один из них учится в Воронежском сельскохозяйственном университете. Работает, что называется, на перспективу.

- А помощи от района, области ждёте?

- Нет. Никакой помощи не жду. Всё что нужно - это нормальное развитие страны. Чтобы не было как в 90-е годы, когда мы дошли до такого состояния, что всё стало ненужным. Всего-то и надо, чтобы люди жили нормально. Чтобы повышался средний уровень жизни. Чтобы у человека возрастало желание покупать хорошее и качественное. Ведь мы хотим делать хорошее молоко – продукт высокого европейского качества!

- С помощью чего вам удаётся отслеживать это качество?

-У нас есть своя лаборатория, грамотный лаборант. Мы делаем всё, чтобы к качеству продуктов, которые продаём, - а это и молоко, и подсолнечное масло, и хлеб, - не было никаких вопросов.

- Чтобы соответствовать европейскому уровню, что вам в первую очередь необходимо?

- Прежде всего, досконально изучить их требования. Надеюсь, что качество нашего молока вполне им соответствует. Ведь сколько существует колхоз «Большевик», столько местный сырзавод использовал наше молоко в качестве закваски для знаменитого «Калачеевского» сыра. Это даёт нам основания полагать, что наше молоко является эталонным.

- Алексей Егорович, колхоз «Большевик» часто называют в числе тех китов, на которых держится животноводство Калачеевского района. Это большая заслуга, но вместе с тем и серьёзная ответственность. Готовы к жёсткому контролю со стороны комиссаров ВТО?

- Конечно, для того чтобы выполнить весь норматив, потребуется приложить немалые усилия. Но раз нам удалось пережить 90-е годы - времена, когда закалялись люди, в особенности руководители, - то и здесь не подкачаем. Положа руку на сердце, готов сказать: «Всё можно сделать. Психологически ничего сложного нет. Думаю, что Берлин брать было труднее».

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью