За комбикормом очереди нет, но достается он не всем стадам

Источник: agronews.ru
Сезон 2012 года оказался достаточно результативным для российских предпринимателей, занятых в комбикормовом бизнесе.
Впервые в этом веке производство продукции перевалило за 20 млн тонн. Прибавка к уровню 2011 года – 2 млн тонн с гаком. Так что президент национального Союза комбикормщиков Валерий Афанасьев может справедливо заявлять: отрасль на подъеме.

Прогресс налицо, но и проблем в отрасли край непочатый. Об этом говорили В. Афанасьев и другие участники Московского Международного конгресса по комбикормам, состоявшегося на минувшей неделе во Всероссийском выставочном центре. Это собрание прошло в рамках 18-ой международной специализированной торгово-промышленной выставки «Зерно-Комбикорма-Ветеринария», организованной МСЕ «Экспохлеб». И по установившейся традиции совпало с более молодым крупным мероприятием на ВВЦ – «АгроФерма-2013».

Россия, в основном, избавилась от импорта комбикормов, отечественные производители диктуют ситуацию на внутреннем рынке. И приобрели авторитет среди коллег в мире. Наша страна все активнее участвует в деятельности Европейской ассоциации производителей комбикормов (FEFAC), подчеркнул генеральный директор «Экспохлеб» Юрий Канцельсон, модератор дискуссии на конгрессе.

Видимо взаимосвязанность тематики обоих форумов наряду с актуальностью проблематики способствовали тому, что зал заседаний в 20-м павильоне ВВЦ почти все время был полон. Аудитория внимательно слушала, задавала вопросы, вступала в споры. Заинтересованность понятна – дискуссия проходила в период, когда выбираются направления развития отрасли на перспективу. А она во многом неясна для бизнеса.

Начиная со статистики.

Утверждение сатириков-классиков «статистика знает все» опровергается нашей жизнью, аграрной деятельностью в особенности. Днем раньше, 6 февраля, 4-й съезд Союза производителей молока («Союзмолоко») здесь же на ВВЦ констатировал: мы не знаем ни сколько в стране коров, ни сколько они дают молока, ни какое его количество выходит на рынок.

А на сборе комбикормщиков стало ясно, что аграрная статистика если не лукавая, то по-прежнему подслеповатая. От учета уходит порядка 4 - 6 млн тонн комбикормов, которые производят для собственных нужд крупные животноводческие предприятия и малый бизнес. Не известно, какие объемы зерна вращаются на этом рынке. Эксперты считают, что в конечном счете в кормушки попадает 30 - 35 млн тонн зерна. Половина его скармливается в составе комбикормов. Так что об эффективном использовании остального зернового фуража говорить не приходится…

И экономически слабые сельхозпредприятия, и фермеры, и хозяева личных подворий вынуждены сыпать в кормушки неподготовленное лучшим образом зерно ячменя, пшеницы и т.д. Вынуждены не незнанием преимуществ комбикорма, а экономическими причинами. У многих сельских хозяев просто нет оборотных средств. В связи и с этим на конгрессе выдвигалось предложение поддерживать то же молочное производство через кормопроизводство.

Тем более что предлагаемый промышленностью фураж постоянно дорожает. Вот и в минувшем году (с декабря 2011 по декабрь 2012), по данным Росстата, цена комбикорма для птицы выросла в среднем на 23%, для свиней – на 34%. Специалисты, как и можно было подумать, увязывают этот факт с удорожанием зерна. И вообще с общей неопределенной ситуацией на зерновом рынке, где сколько экспертов, столько и мнений о соотношении импорта и экспорта, перспективах озимого поля и ярового сева.

Вместе с тем говорят и о том, что при приготовлении комбикормов в нас в стране по-прежнему слишком велика доля зерновой составляющей – около 70%. В Европе эта доля – 45 - 48%, а большая часть разницы приходится на т.н. отходы пищеперерабатывающей промышленности. В этом плане российская комбииндустрия намного отстает.

Например, игнорируются отходы свеклосахарного производства – жом и меласса. За рубежом их активно включают в состав комбикорма, в том числе за счет импорта из России. Вот, к примеру, какие данные недавно привел Союз сахаропроизводителей России. За прошлый год экспорт 91 тыс. тонн российского сахара принес 66 млн долларов. В то же время от продажи за рубеж жома (690 тыс. тонн) выручено $125 млн, мелассы (628 тыс. тонн) - $47 млн. Среди потребителей такие страны как Англия, Бельгия, Германия, Дания, Италия, Нидерланды…

На конгрессе сетовали, что и внутрироссийские цены на тот же жом сравнимы с ценами на зерно. И найти компромисс между интересами свеклопереработчиков и комбикормщиков без участия государства будет непросто. Как вряд ли удастся без государственного посредничества решить и такую задачу, как размещение комбикормовой промышленности по территории страны. На все сибирские регионы приходится лишь 10% от производства комбикормов в стране. При сегодняшних ж/д тарифах это намного увеличивает себестоимость мяса и молока на огромной части территории страны.

В плену импорта находится и обогащение рационов скота необходимыми питательными веществами. Правда, за последние годы удалось наладить производство отечественных премиксов, есть даже запас мощностей. Но сырье для их получения по-прежнему в дефиците. 100% витаминных препаратов и аминокислот, до 80% кормовых ферментов приходится завозить из-за рубежа. Свой лизиновый завод – в стадии строительства. И то хорошо.

Но все еще в дефиците соевый шрот, экструдированная соя, горох. Выступивший на конгрессе академик Россельхозакадемии Иван Егоров назвал целый ряд сельхозкультур, которые явно недостаточно выращиваются и используются в кормопроизводстве. И среди них рапс, сурепица, люпин, кормовые бобы, сорго…

Кормопроизводство, - и это не раз отмечалось на AgroNews.ru, – пока не стало предметом продуманного государственного прогнозирования и проектирования. Правда, есть и в основном выполнена отраслевая целевая программа развития производства комбикормов до 2012 гг. Она сыграла свою роль в реализации планов увеличения мясного потенциала, прежде всего птицеводства и свиноводства. Но в новой федеральной госпрограмме до 2020 года развития не получила.

А вот с производством грубых и сочных кормов картина иная. По словам начальника отдела комбикормов Минсельхоза России Владимира Манаенкова, роль кормов в скотоводстве долгое время игнорировалась. Теперь решено перейти к составлению и реализации региональных программ развития кормопроизводства.

Естественно продолжится рост и в комбикормовом производстве. Российские комбикормщики действуют все активнее. По словам В. Афанасьева, в 2020 году выпуск комбикормов может вырасти до 36 - 40 млн тонн.

Приличный прирост. Но мы практически возвращаемся к показателям 1980-х годов. При таких объемах вряд ли Россия накормит мир, как надеется российское руководство. Уже сейчас мировое производство комбикормов составляет примерно 900 млн тонн. Если в Евросоюзе и США оно более-менее стабильно укрепилось на уровне 150 - 155 млн тонн в год, то в Китае, Бразилии и в африканской Нигерии рост многократный. И от уровня той же Бразилии мы отстаем раза в три. Так что не случайно на долю этой страны приходится большая часть нашего мясного импорта.

Выступавшие большой упор делают на качестве и безопасности продукции. Отмечалось, что производство комбикормов – важное звено в пищевой цепочке. Поэтому большое значение имеет разрабатываемый в рамках Таможенного союза проект технического регламента «О безопасности кормов и кормовых добавок», его соответствие мировым требованиям.

А выступивший на конгрессе глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко напомнил, к каким угрозам для здоровья людей привело использование в Европе технического масла с диоксином при выработке комбикормов. Сейчас большие споры ведутся об использовании рактопамина в рационах скота. Между тем, на сайте Роспотребнадзора обнародованы предупреждения о возможных последствиях при применении этой кормовой добавки. Отмечается, что «потребление пищевых продуктов при установлении в них допустимых остаточных количеств рактопамина, рекомендованных Комиссией Кодекс Алиментариус, приведет к «риску возникновения функциональных нарушений и болезней сердечно-сосудистой системы на неприемлемом уровне». Понятно поэтому, как заметили эксперты, почему такую продукцию из США не торопятся закупать в Европе.

Выступавшие на конференции говорили и о других проблемах в отрасли. За последние годы заметно прибавилось новых заводов современного типа. Вместе с тем их техническая «начинка» базируется на импортном оборудовании. «Хороним собственное машиностроение», констатировал тот же Афанасьев. Резко сократился выпуск технологов для отрасли из высших учебных заведений.

Одним словом, вопросов много. Тем более, что их острота лишь выросла в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию. Закономерно, что столь бурную реакцию вызвало выступление на эту тему Сергея Киселева, директора Евразийского центра по продовольственной безопасности. Как активный участник переговорного процесса по ВТО, он сохраняет оптимизм. Который аудитория явно не разделила. И вопрос генерального директора «Россвинопрома», кто виноват, что рухнули цены на отечественную свинину под натиском импорта из других стран-членов ВТО, остался без конкретного ответа. Вины за собой не чувствует, по крайней мере, не кается в ней, никто.

Между тем комбикорма – важнейший фактор себестоимости конечной продукции - в свиноводстве и птицеводстве продолжают дорожать. И куда крестьянину податься, на что надеться? Задача с неизвестными, главное из которых – размеры и формы поддержки государством отрасли, попавшей в переплат по его вине.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью