За бортом: Проблемы фермерских хозяйств

Источник: rad.su
Три основные проблемы фермерских хозяйств – стоимость кормов, сложности с реализацией продукции и низкая прибыль
Три основные проблемы фермерских хозяйств – стоимость кормов, сложности с реализацией продукции и низкая прибыль 


Объективно не все фермеры могут рассчитывать на поддержку государства. Субсидии получат только те, говорят чиновники, кто будет развивать собственное производство. Но для этого нужны свободные капиталы, которых у большинства фермеров нет. Зато есть ряд проблем, решение которых не предусмотрено в проектах развития сельского хозяйства субъектов Северо-Запада. 
Скептическое отношение 

В Ленинградской области, в частности, на развитие агропромышленного комплекса (АПК) в 2011 году потрачено порядка 3,5 млрд рублей, в том числе 1,969 млрд – из областного бюджета. В нынешнем году будут выделены средства на развитие фермерства: 2 млрд рублей на программу «Начинающий фермер», 1,5 млрд – на развитие семейных ферм, 1,4 млрд – на оформление в собственность крестьянскими фермерскими хозяйствами земельных участков. На территории Ленобласти 5 тыс. 236 подобных хозяйств, но работают из них только 744, а доля их производства в общей структуре в 12 раз меньше, чем у личных хозяйств, – всего 1,7% (на долю сельхозорганизаций приходится 76,4%). 
Ожидается, что начинающим фермерам области будут предоставляться гранты до 1,5 млн рублей на создание хозяйства и материальная помощь до 370 тыс. рублей на обустройство производства и быта. Представители крестьянских фермерских хозяйств к этим мерам относятся скептически: гранты получат единицы, с оформлением земли возникнет волокита, проблема сбыта продукции останется нерешенной, а кооперативы в той форме, в какой их хотят создать власти, не смогут организовать работу, так как не отвечают текущим потребностям отрасли. 

Очевидно, что реализация государственной поддержки сельского хозяйства в значительной мере зависит от администраций районов и местных властей. Некоторые районы всячески помогают фермерам, некоторые просто бездействуют, а другие прямо противостоят – не только не идут навстречу, но и препятствуют получению положенной помощи. В этом случае основным врагом при получении субсидий становится бюрократия: миллион справок, различные экспертизы, скрытые условия, которых нет в официальных документах. 

«Очень сложно получить положенные субсидии, если нет связей. Фермерских хозяйств мало, потому что люди боятся регистрироваться: после этого возникает масса проблем. Если бы дела велись цивильнее, не столь коррумпированно, фермерских хозяйств было бы гораздо больше», – считает владелица фермерского хозяйства «Ферма+» в Гатчинском районе Наталья Шулая. Она также уверена, что обустроить ферму на предлагаемую властями сумму невозможно, а значит, придется в значительной мере привлекать собственные средства: «Я вложила в ферму 8 млн рублей, и это с учетом того, что она существовала до меня, имела отлаженные каналы сбыта, обслуживающую инфраструктуру и т.д. Если у вас есть личные ресурсы, чтобы вложить в развитие, то ферма может стать рентабельной. Причем ресурсы должны быть немалыми». 

Сложность получения средств также зависит от вида субсидии. Например, нетрудно получить субсидию на прирост маточного поголовья (хотя цифру 3 тыс. рублей на голову фермеры называют ничтожной) или на процентную ставку по кредиту. Гораздо труднее собрать документы на стартовые пособия или оформление земли. 

С 2012 года в программе субсидирования предусмотрено частичное возмещение затрат на комбикорм – власти обещают возвращать 2 рубля с каждого килограмма (килограмм комбикорма стоит от 8 рублей). Однако воспользоваться льготой смогут не все. Чтобы получить ее, необходимо обладать определенной территорией или поголовьем стада, так что мелкие фермеры останутся за бортом. 
Организовать продажи 

Если корма подпадают под субсидии, хотя и не для всех, то реализация продукции пока находится вне государственной поддержки. Причем эта проблема гораздо многограннее. 

Первое звено в комплексной проблеме реализации – логистика. Множество крестьянских фермерских хозяйств находятся в отдалении не только от перерабатывающих заводов, но даже от благоустроенных дорог, по которым можно быстро и легко транспортировать продукцию. «Скажем, проблемы с молоком возникают поздней осенью, когда заканчивается дачный сезон, и длятся до самой весны, – констатирует исполнительный директор Союза фермеров Санкт-Петербурга Леонид Калаев. – Наши фермеры не могут реализовать молоко, так как нет возможности отвезти его на продажу в город или на завод, а покупать его в деревнях и дачных поселках уже некому. Нередки случаи, когда молоком кормят скот или же просто выливают». 

Быстрая транспортировка действительно важна для развития фермерства, так как свежесть наряду с натуральностью – одно из наиболее значимых конкурентных преимуществ, которые позволяют им реализовать продукцию дороже заводской, тем самым окупая производство. К проблеме логистики можно также отнести высокие транспортные расходы. Аренда транспорта зачастую обходится дороже 1,5 тыс. рублей в одну сторону, что для хозяйства со средним доходом 13 тыс. в месяц на человека – значительная сумма. 

Второе звено – организация продаж. Причем в отношении фермеров одинаково проблемны как розничные, так и оптовые продажи. Каналы сбыта в данном случае должны быть постоянными, без поправки на сезонность и объем продукции. Сетевым магазинам, на которые приходится до 80% потребительского рынка Северной столицы, невыгодно покупать продукты у фермера: слишком маленькие объемы и слишком высокие цены. 

Вариант продажи продукции на рынке или через небольшой фермерский магазин наиболее привлекателен для фермеров. В Петербурге 16 рынков, специализирующихся на реализации сельхозпродукции и предоставляющих торговые места в основном индивидуальным предпринимателям и небольшим фирмам. Но в условиях растущей аренды и ухудшающейся репутации рынков из-за их несоответствия санитарным требованиям это может стать не самым лучшим решением. «Фермер не может сам продавать, он должен заниматься хозяйством. Дорога до города во многих случаях занимает три-четыре часа, да и постоянное повышение цен заставляет задуматься о рентабельности аренды рыночных площадей, – комментирует исполнительный директор фермерского хозяйства „Солнечное“ в Выборгском районе Марина Альцагирова. – Маленькие фермы могут продавать свою продукцию либо односельчанам, либо дачникам, либо городским оптовикам». 
Невыгодный ресурс 

Оптимальная схема – продажи оптовику. Оптовиками, с которыми фермер легко может наладить контакты, все чаще выступают фермерские интернет-магазины, объединяющие на своих виртуальных полках продукцию хозяйств разной специализации. Количество клиентов такого интернет-магазина, как и ассортимент, зависит от сезона. Большим спросом пользуются молочные продукты (в том числе сыры), куриное мясо и овощи, а средний чек здесь составляет 2-3 тыс. рублей. «Самих фермеров в интернете очень мало, в основном фермерские интернет-магазины содержатся перекупщиками. Они приобретают товары у нас, формируют по пакетам и отвозят конечному потребителю. Если фермер будет продавать свою продукцию через интернет сам, ее стоимость окажется на 25% дешевле. Сейчас эта ниша почти не занята», – отмечает Наталья Шулая. 

Создание собственного ресурса в интернете для фермера может быть не очень выгодно. Во-первых, у него свои заботы по хозяйству. Во-вторых, он все равно столкнется с проблемами логистики. В-третьих, продвижение в интернете требует не только ресурсов, но и специализированных знаний. Кроме того, интернет-магазин, торгующий одним видом продукции, не вполне устроит конечного потребителя. «Чаще всего хозяйство производит два-три вида продукции, а покупателю не слишком удобно заказывать мясо на одном сайте, молоко – на другом, овощи – на третьем», – подтверждает руководитель проекта «LavkaLavka. Петербург» Василий Конашенок. 

Фермеры старой закалки не только не готовы создавать ресурсы в мировой паутине, но и зачастую, даже испытывая трудности с реализацией, отказываются работать с интернет-оптовиками. Иногда их аргументы совсем уж надуманные: мол, оптовики реализуют продукцию населению по более высоким ценам, чем сам фермер продает оптовикам. При этом оптовики готовы приобретать у фермеров продукцию не только по себестоимости, но и с наценкой. Если стоимость производства литра молока на ферме – в среднем 30 рублей, то оптовики готовы брать этот литр за 50-60 рублей, в то время как на завод его можно сдать лишь по 10-15 рублей. Для конечного потребителя литр такого молока обойдется в 80-120 рублей. Впрочем, люди готовы платить больше за здоровую и натуральную пищу. «У нас клиенты не переплачивают, а просто покупают продукцию по более справедливой цене», – убежден Конашенок. 
Объединение под вопросом 

Третье звено проблемы реализации – отсутствие технологических ресурсов. Возможно, модернизация производства помогла бы небольшим фермерским хозяйствам уменьшить затраты и нарастить производство. Со своей стороны, власти стараются стимулировать участников АПК – субсидируют процентные ставки по кредитам на техническую и технологическую модернизацию, однако далеко не все фермеры могут позволить себе обновление производства. 

Четвертое звено – препоны со стороны фитосанитарных служб, в основном касающиеся животноводства. Мировая практика учит, что легче всего ограничить доступ сельхозпродукции на рынок, объявив ее не соответствующей санитарным требованиям. Этот прием активно используется во внешнеполитических целях, возможно, во благо государственной экономике, но создание преград для местных поставщиков при необходимости развивать сельское хозяйство выглядит нелогично. 

«Уже третий год ветеринарные службы слишком сурово подходят к допуску в продажу свинины, хотя африканская чума, обнаруженная в регионе более двух лет назад, давно закончилась», – рассказывает хозяин свиноводческой фермы в Лодейнопольском районе Владимир Никаноров. Фермер не может продавать мясную продукцию за пределами Ленинградской области, а также оптовикам и в рестораны, так как у него нет необходимых справок, а ветеринарная служба не отвечает на запросы с февраля. В данной ситуации фермер существует за счет продажи молодняка в соседние села. При этом часть стада, выращенная на мясо, остается не у дел, а есть просит каждый день: хозяйству на 300 свиней ежемесячно необходимо 10 тонн комбикорма, в пересчете на деньги это более 80 тыс. рублей. 

Частично решить фермерские проблемы могла бы потребкооперация. О ее важности неоднократно говорили и власти, и сельскохозяйственные комитеты, да и сами фермеры. В Лужском районе даже заявили о намерении организовать агропарк, где фермеры смогут арендовать технику, перерабатывать молоко, вести забой скота, упаковывать овощи и т.д. Важным элементом агропарка должна стать возможность создания логистической компании. 
Развитие вглубь 

В целом поддерживая эту идею, некоторые фермеры не готовы входить в кооперативы в традиционном понимании, но объединяются в неофициальные общества и оказывают друг другу финансовую, юридическую и иную помощь. «Половина кооперативов, созданных по официальной схеме, прогорели. Не получается пока создать действительно работающий орган так, как этого хотят власти», – признает Марина Альцагирова. Также многие фермеры уверены, что проблемы со сбытом кооперативы решить помогут, хотя по вопросу о единых критериях объединения согласия пока нет: кто-то считает лучшим территориальный признак, кто-то – отраслевой, а кто-то – финансовый. 

Невозможность развиваться вширь заставила наиболее предприимчивых фермеров думать о развитии вглубь: если хозяйство не может поехать к потребителю, то потребитель может приехать в хозяйство. Так родилась идея развития сельского туризма. Многие поселения способны обеспечить туристов рыбалкой, прогулками в лесу, экскурсиями по фермам. Некоторые даже предлагают пожить в деревенском доме, подоить корову или поохотиться. «У меня больше нет сил бороться с ветеринарами, поэтому собираюсь закрыть ферму и заняться агротуризмом – для этого у нас есть все возможности», – подчеркивает Никаноров. Нельзя сказать, что сельский туризм в России популярен: в деревнях отдыхают лишь 2% городских жителей. Но тенденция такова, что и горожане, и селяне заинтересованы в его развитии.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью