12.08.2009
Источник: Журнал «Молочное скотоводство»
Регион: Россия
Надежда Оксанич, доктор экономических наук, руководитель отдела экономики
и организации отраслей сельского хозяйства ВНИЭТУСХ

Молочное скотоводство России в последние годы претерпело серьезные изменения. В результате аграрных реформ разрушились межхозяйственные связи, обеспечивающие замкнутый цикл производства. Отношения скотоводов с поставщиками ресурсов и перерабатывающими предприятиями стали строиться не на взаимном интересе по увеличению объемов отечественного молочного сырья, а на коммерческом расчете, при чем не в пользу сельхозпроизводителей. Из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства началось сокращение поголовья крупного рога того скота.

С 1990 по 2008 г. его численность уменьшилась с 57 до 21,1 млн. голов (в 2,7 раза), в том числе коров — с 20,7 до 9,2 млн. В результате их доля в общем поголовье крупного рогатого скота повысилась с 36,3 до 43,6%. Производство молока сни 32 381,7 тыс. т (101,1% к уровню 2007 г.).
В 50 регионах оно увеличилось в среднем на 3,2%, в 30 снизилось на 3,3%. Наибольший прирост достигнут в Республике Татарстан — 81 тыс. т (4,7%), Саратовской и Ростовской областях — 61 тыс. т (6,5%) и 50 тыс. т (5,3%) соответственно, в Республике Башкортостан — 49 тыс. т (2,2%). В некоторых областях производство значительно снизилось: в Свердловской — на 72 тыс. т (12,3%), Липецкой — на 25 тыс. т (7,9%), Кировской — на 41 тыс. т (7,5%), Московской — на 27 тыс. т (2,9%).

Несмотря на продолжающееся сокращение поголовья коров, во всех регионах наблюдается увеличение их продуктивности (на 6% в целом по РФ). Самый высокий прирост в удоях отмечен в областях с развитым крупнотоварным производством — в Центральном (8,8%) и Северо-Западном (8,9%) федеральных округах, наименьший — в Южном (3%), для которого характеризаций в общей структуре хозяйств достигает 89,3%, средний надой на фуражную корову составляет 5508 кг, что почти в два раза больше, чем в регионах с долей сельскохозяйственных организаций 13,3% (2872 кг).

Основным стимулом для роста продуктивности животных в 2008 г. стали мероприятия по поддержке племенного дела (рис. 2). 


Госпрограмма предусматривала увеличение удельного веса племенного крупного рогатого скота в общем поголовье до 7,7%. Фактически он вырос до 9,6%, однако в 39 регионах его доля значительно ниже установленного значения индикатора. Лидирующие позиции по удельному весу племенного скота в общем поголовье заняли Ленинградская (60,6%), Мурманская (47,8%), Московская (37,7%), Вологодская (36,9%) и Владимирская (32,6%) области, Республика Карелия (30,7%). В этих регионах отмечена самая высокая продуктивность коров. Среди отстающих субъектов сегодня — Республики Дагестан, Ингушетия и Чеченская, не имеющие племенного скота, а также регионы с низкой его долей: Адыгея (1,1%), Северная Осетия (2,9%), Кабардино-Балкария (3,2%), Тамбовская (3,3%), Самарская (3,6%), Саратовская (3,8%), Волгоградская и Ростовская (по 4,2%) области. В целом в Южном федеральном округе доля племенного скота составляет лишь 5,6%, что в 1,7 раза меньше, чем в среднем по России. Здесь есть большие резервы по увеличению производства молока путем повышения уровня обеспеченности племенным скотом, в том числе в личных и фермерских хозяйствах. Выявлены следующие факторы, сдерживающие развитие молочного скотоводства.

•Отсутствие системы развития отрасли.

•Высокая доля мелкотоварного примитивного производства, для развития которого необходима господдержка кооперативов, снабжающих личные и фермерские хозяйства высокопродуктивным скотом, кормами, занимающихся заготовкой и первичной переработкой молока.

• Низкий уровень обеспеченности производителей племенными животными и кормами.
• Отсутствие эффективных инструментов регулирования рынка молока и молочных продуктов.

Минсельхозом России разработана ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства в Российской Федерации и увеличение производства молока на 2009–2012 гг.», цель ко
торой — создание экономических и технологических условий для увеличения объемов молока с 32,2 млн. т в 2007 г. до 37 млн т в 2012 г. Программа предполагает укрепление племенной базы, реализацию региональных планов, поддерживаемых на конкурсной основе, принятие мер по регулированию рынка молока.

Для решения первой задачи необходимо достижение установленных индикаторов (табл. 1),  предоставление субсидий на приобретение эмбрионов и семени быков-производителей молочных пород, содержание маточного поголовья молочного скота на племенных заводах и в племрепродукторах по дифференцированным ставкам (5000 и 4500 руб. на голову соответственно), повышение субсидий на закупку племенного молодняка. Вторая задача предполагает отбор региональных программ по развитию молочного скотоводства и софинансирование их из федерального бюджета с учетом роста производства продукции (табл. 2) 


и уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов, создание центров по оказанию сервисных услуг — 500 ежегодно.
Для выполнения третьей задачи установлены целевые индикаторы по государственному регулированию рынка молока — сглаживанию сезонных колебаний цен путем проведения закупочных интервенций в период падения стоимости сырого и увеличения производства сухого молока (май—июль) в объеме 30–35 тыс. т (10% ресурсов рынка) ежегодно в течение четырех лет. Это позволит уменьшить сезонный дисбаланс спроса и предложения на молочном рынке и повысить закупочные цены на сырое молоко.

На эти цели предусмотрен кредит ОАО «Россельхозбанк» до 3 млрд. руб.

Одной из важнейших мер господдержки сельхозпроизводителей станет возмещение части затрат на приобретение комбикормов. С 2009 г. в высокопродуктивных стадах намечено скармливание 100% концентратной части рациона в виде полноценных комбикормов. Объем их производства составит 3,56 млн т (28,5 млрд руб.). Ставку субсидий определяют из расчета стоимости 1 кг комбикорма при его затратах к 2012 г. на производство 1 кг молока — 0,3 кг, на 1 кг прироста — 2,2 кг.

Реализация программы предусматривает более полное использование российских ресурсов (земли, кормов, скота, рабочей силы и т.д.), технологическое обновление отрасли для повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом обращают внимание на развитие сельских территорий, обеспечение научно-технического прогресса в отрасли. Государственная поддержка и выполнение встречных обязательств субъектов Федерации позволит решить задачи по всем индикаторам (табл. 3).


На региональном уровне рекомендуется разработка своих программ по развитию молочного скотоводства, определение объемов средств на их реализацию и предоставление в Минсельхоз РФ этих проектов для участия в конкурсе.

К 1 марта 2009 г. 53 региона представили такие программы, их проверяют на соответствие предъявляемым требованиям. Успех всего предприятия зависит от того, насколько прогнозные показатели субъектов Федерации обоснованы и подкреплены конкретными действиями, а также от объективности отбора регионов для включения их в целевую государственную программу.

Региональные проекты должны обозначить каналы продвижения продукции (кто и как будет закупать, перерабатывать и реализовывать молоко), источники финансирования мероприятий.

При недостатке собственных средств возможно привлечение субсидированных кредитов, но для их получения в регионе должен быть сформирован целевой гарантийный фонд.

Необходима разработка и принятие региональным законодательным органом пакета нормативно-правовых документов (о формировании гарантийного фонда, порядке выделения субсидий, внесении изменений в региональный бюджет по финансированию программных мероприятий). Обязательно должна быть продумана система мониторинга: кто, когда и по каким индикаторам контролирует исполнение программы. Только при создании перечисленных условий возможна реализация целевой программы и выведение молочной отрасли из кризиса.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.11.2017

Что мы пьем и можно ли это экспортировать?

Российской молочной отрасли необходимо обеспечить внутренний рынок качественным и доступным продуктов, и лишь после этого нацеливаться на экспорт. Такого мнения придерживается большинство экспертов рынка. Однако, существует и другая позиция, согласно которой, развитие экспорта – одно из направлений развития молочного производства, требующее вложений и сил уже сегодня.
ВНУКОВСКОЕ, АО
Адрес:  Московская обл, Дмитровский район, г. Дмитров, шоссе Ковригинское, д. 3
ФИЛИАЛ АО ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН в г. ТУЙМАЗЫ
Адрес:  Башкортостан респ., Туймазинский район, г. Туймазы, ул. Северная, д. 9
Филиал АО Вимм-Билль-Данн в г. Перми
Адрес:  Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 110 корп. 401 оф. 402
Филиал АО Вимм-Билль-Данн в г. Кирове
Адрес:  Кировская обл., г. Киров, ул. Щорса, д. 95 оф. 435