27.10.2017
Источник: sb.by
Регион: Белоруссия
В рядах — несогласные

Словосочетание «диверсификация экспорта» уже, кажется, давно набило всем оскомину. Мне – точно. О необходимости осваивать новые рынки говорится на всех уровнях не один год. Но факт остается фактом: поставки нашего мяса и молока как были сконцентрированы на российский рынок, так и остаются — из года в год туда уходит не менее 95% всего экспорта продовольствия. Мой любимый спикер по этому вопросу – глава Департамента ВЭД Минсельхозпрода Алексей Богданов. Человек, который реально проводит колоссальную работу, чтобы расшевелить наших производителей. Он весьма красноречиво общается с маркетологами предприятий, призывая их выходить на другие рынки. На любом семинаре или крупной конференции он обращает внимание: к 2020 году российский рынок существенно сузится, а наши объемы производства заметно увеличатся. Куда, спрашивается, мы будем продавать наши «прысмаки»?

Судя по прошедшей конференции, для большинства наших компаний этот срок кажется слишком далеким. Многие из них живут и работают по принципу Скарлетт О'Хара, которая любила повторять: «Я подумаю об этом завтра». Шушуканье за моей спиной во время выступления Алексея Богданова это красноречиво продемонстрировало:

— Какой пессимизм! Российский рынок будет расти, будут расти доходы, люди будут больше есть мяса, — незнакомый мужской голос явно был не согласен с точкой зрения эксперта, который привел весьма интересные цифры. Но о них ниже.

— Да-да, совершенно с вами согласна! Все будет в порядке, — вторила соседу дама.
Упрямые факты

А теперь о цифрах и фактах, которые, как известно, вещь упрямая. Как бы удобно, комфортно и выгодно не было поставлять мясомолочные продукты на российские полки, уже через несколько лет наши переработчики столкнутся с серьезной проблемой.

Наши партнеры по ЕАЭС, которые уже вступили в ВТО, к 2020 году существенно снизят ввозные таможенные пошлины. Например, на мясо птицы в Казахстане они упадут вдвое, на свинину в России и Казахстане — в 2,6 раза. Это значит, на рынок массово хлынет импортная продукция. А о какой конкурентоспособности можно вести речь, если сегодня бразильское или аргентинское мясо ощутимо дешевле, чем наше? Поэтому задача номер один для наших производителей — любым способом снизить себестоимость.

Нужно снижать цену

Да, сегодня немало говорится о перспективах поставок мяса на рынки дальних стран. Отдельные производители рапортуют: вот-вот мы начнем продавать говядину в Китай. Действительно, звучит все здорово. Но и здесь есть масса нюансов. Первый и самый главный — на производстве должен быть раздельный убой. Такие требования выставляют китайские партнеры, такие же условия действуют и для премиальных рынков мусульманских стран.

В Минсельхозпроде видят несколько вариантов того, что нужно делать: либо перепрофилировать производство, либо строить новые цехи. В любом случае без существенных инвестиций не обойтись. Многие ли компании имеют сейчас деньги на это? Второй момент: дорогая логистика и не самые выгодные цены. Например, из аккредитованных нескольких десятков «молочников» поставляют в Китай свою продукцию считанные единицы. Остальные признаются, что это не очень интересно. Да и что говорить, если в ходе презентации одной из транспортных компаний были озвучены такие цифры: полная логистика в Китай по железной дороге обойдется производителю в 10,5—12,5 тыс. долларов (речь идет о рефрижераторном контейнере 45 футов). В свою очередь гендиректор Китайской торгово-инвестиционной компании мясной промышленности «Большой Шелковый путь» Чжан И дал весьма дельный совет нашим компаниям: не нужно просто думать, что есть большой китайский рынок и все. Надо варьировать свои возможности для того, чтобы войти на него. По поводу цены: стоит смотреть каждую конкретную партию. В случае необходимости надо ее снижать.

— Все это слишком сложно, — шепнула другая моя соседка господину в костюме. — Может быть, вы поможете нашему предприятию выйти на российский рынок? Мы занимаемся птицей, но нас туда не пускают…

Мне кажется, это все, что нужно знать о настроении экспортеров. При этом от всей души хочется им пожелать прислушаться к экспертам Минсельхозпрода и посмотреть на календарь: 2020-й не за горами.

Полина Конога.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

20.04.2018

Почему молочной отрасли не хватает госрегулирования?

Несмотря на продвигаемую политику импортозамещения, рост господдержки и эмбарго, молочная отрасль нуждается в более плотном государственном регулировании. Чего не хватает рынку для стабильности и в чем заключались ошибки поддержки последних лет? Какой горизонт планирования рассматривают аграрии и кому не хватает цены на молоко – в материале The DairyNews.
Темур, КФХ
Адрес:  Северная Осетия - Алания респ, Ирафский район, с. Ахсарисар 
 
Волга Айс, АО
Адрес:  Чувашская (Чувашия) респ., г. Чебоксары, проспект Мира, д. 3 
 
Атлашевская, АФ ООО
Адрес:  Чувашская (Чувашия) респ., Чебоксарский район, пос. Новое Атлашево, ул. Промышленная, д. 1 корп. Б 
 
Аккондмолоко, ООО
Адрес:  Чувашская (Чувашия) респ., Янтиковский район, с. Янтиково, проспект Ленина, д. 49