Возвращение к жизни сибирского региона

Рынок животноводства, долгое время находившийся в упадке, в последнее время вновь стал привлекать внимание инвесторов. Как утверждают эксперты, итоги 2007 года для отрасли можно считать самыми успешными за последние 17 лет — в этом году сибирские хозяйства сумели увеличить поголовье скота и значительно повысить рентабельность продукции. Впрочем, благоприятная картина складывается пока только в молочном производстве.
Рынок животноводства, долгое время находившийся в упадке, в последнее время вновь стал привлекать внимание инвесторов. Как утверждают эксперты, итоги 2007 года для отрасли можно считать самыми успешными за последние 17 лет — в этом году сибирские хозяйства сумели увеличить поголовье скота и значительно повысить рентабельность продукции. Впрочем, благоприятная картина складывается пока только в молочном производстве.

Восстановительный период

По словам участников рынка, 2007 год стал переломным для отрасли: после долгого периода падения поголовья скота наметились тенденции к его восстановлению и повышению рентабельности животноводческой продукции. «Начиная с 1990 года в целом по стране и по нашей области поголовье КРС, свиней, птицы, лошадей, овец резко снизилось, — рассказал начальник отдела сельского хозяйства Новосибирской области Георгий Иващенко. — Причина прежде всего в экономических сложностях. Цены на продукцию были очень низкими, а содержание скота очень дорогим, потому небольшие хозяйства забивали даже молочных коров. Мы не могли сдержать падение поголовья долгое время, и оно снижалось в среднем на 10 тыс. голов в год. Сегодня в России поголовье все еще почти в три раза меньше, чем было в 1990 году, но в ушедшем году впервые мы не потеряли ни одной коровы».

Эта тенденция характерна для всего Сибирского региона. Так, по данным администрации Красноярского края, поголовье свиней в хозяйствах всех категорий края увеличилось на 6,4%. В сегментах, где поголовье все еще продолжает понижаться, ситуация тоже улучшилась. Темпы сокращения поголовья крупного рогатого скота в крае были снижены с 7,6% в 2005 году до 6,2% в 2006 году, в том числе коров — с 8,8% до 6,0%.

В 2006 году производство молока в хозяйствах всех категорий края увеличилось к уровню предыдущего года на 5,9 тыс. тонн и составило 644,8 тыс. тонн. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) выросло на 11,3 тыс. тонн (172,3 тыс. тонн).

Томские власти ожидают, что прибыль сельхозтоваропроизводителей области по итогам работы за 2007 год составит 700,7 млн рублей, что на 24,4% выше уровня 2006 года при средней рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом государственных субсидий 17,94% (в 2006 году — 17,4%).

Многие эксперты связывают это с повышением внимания к животноводческой отрасли со стороны государства, в том числе и с началом реализации нацпроекта «Развитие АПК». «В прошлом году в нашей области был принят закон «О государственной поддержке племенного животноводства Новосибирской области«, сейчас подобный закон принят на федеральном уровне, — объяснил Георгий Иващенко. — Минсельхозом разработана и принята пятилетняя программа развития сельского хозяйства». Кроме того, по словам Иващенко, изменилась ценовая политика производителей, особенно это касается молока. Цены поднялись не резко — на 20–30% по отношению к прошлому году, но это позволило хозяйствам окупать затраты: «Теперь даже малым хозяйствам стало выгодно производить продукцию животноводства, в то время как в 2006 году из-за его нерентабельности мы потеряли 11,5 тыс. коров дойного стада».

Дорогой бизнес
Главная задача, которая встала перед сельхозпроизводителями, — модернизация предприятий. Генеральный директор ООО «Сибирская Нива» Николай Гейдо заявил в разговоре с «КС», что и сегодня техническое состояние большинства животноводческих комплексов оставляет желать лучшего. «Все основные средства устарели, материально-техническая база требует коренного перевооружения и реконструкции, — говорит он. — Наша компания сейчас занимается строительством животноводческого комплекса в Маслянино, перенимая опыт Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и Тюменской области».

«Российские хозяйства имеют значительно более низкую техническую и технологическую оснащенность, используют устаревшие технологии выращивания скота, квалификация персонала низкая, недостаточно используются современные технологии управления, — добавил исполнительный директор холдинга «Российские мясопродукты« Андрей Плетнев. — Поэтому любой процесс в цепочке выращивания скота у нас получается в итоге более дорогим, чем на аналогичных западных предприятиях».

Комплекс в Маслянино — всего один из большого количества крупных проектов в Сибири за последние два года. В Красноярске за год сельскохозяйственными предприятиями построено, реконструировано и введено в эксплуатацию 49 животноводческих объектов, в Омске за два года реализации нацпроекта по направлению «Ускоренное развитие животноводства» будут введены в эксплуатацию 39 объектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих помещений. В Новосибирской области в этом году построено 30 новых коровников, 128 реконструировано.

Довольно крупный объем инвестиций, по утверждению сельхозпроизводителей и представителей властных структур, идет из федерального и областного бюджетов. На приобретение сельхозтехники администрацией Новосибирской области в 2007 году было выделено 3 млрд рублей, в следующем году эту сумму обещают увеличить вдвое.

Лидером в России по освоению средств в рамках национального проекта «Развитие АПК» является ОАО «Кудряшовское» Новосибирской области, которое за два года освоило 1,5 млрд рублей. Сейчас там полностью реконструирован свинокомплекс, установлено зарубежное оборудование. Как сообщил Георгий Иващенко, руководство «Кудряшовского» планирует в мае текущего года завершить строительство мясокомбината, где ежедневно будет перерабатываться 100 тонн мяса. Завод будет производить охлажденное блочное мясо по современной технологии.

«В Томской области реализуются инвестиционные проекты по строительству, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению животноводческих комплексов общей стоимостью 5,5 млрд рублей, — рассказала консультант отдела инвестиций и приоритетных проектов департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Елена Ламмерт. — 90% инвестиций — это девять проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов, остальные средства направлены на приобретение сельскохозяйственной техники».

Самым крупным томским проектом является реконструкция цеха свиноводческого комплекса ЗАО «Сибирская Аграрная Группа», общая стоимость которого составила 935 млн рублей. В октябре 2007 года проект был завершен. В результате реконструкции поголовье свиней увеличилось на 30%, производство мяса свинины увеличится, по прогнозу, с 17 тыс. тонн в 2006 году до 21 тыс. тонн в 2007 году и до 25 тыс. — к 2009 году.

Впрочем, какие бы инвестиции ни шли из местных и федерального бюджетов, они всегда будут недостаточными. «Даются кредиты на покупку племенного скота, идет субсидирование процентной ставки, можно взять скот по лизингу, — рассказывает Сергей Подойма. — Субсидии, которые дают Федерация и область, компенсируют процентную ставку на 30%. Но животноводство очень затратно, и средств не хватает. Например, на переоборудование свинокомплекса в «Боровом« с поголовьем в 2 тыс. я затратил 10 млн рублей». Главное, чем может помочь администрация, по словам Николая Гейдо, — выступить в роли поручителя при получении компанией банковского кредита.

В последнее время начали вкладывать деньги в развитие сибирского животноводства иностранные инвесторы. По словам экспертов, пока это единичные случаи, но чаще всего речь идет о довольно крупных проектах. В частности, в Омске сейчас реализуется проект ГК «Титан» по строительству мегаферм на грант голландского правительства. «Безусловно, нашего капитала в этой отрасли сейчас гораздо больше, чем западного, — говорит Сергей Подойма. — Но ничего плохого в появлении иностранного капитала я не вижу. Впрочем, для западных инвесторов это может оказаться сложной задачей. В свое время, когда мы встали на рыночные рельсы, многие из них кинулись к нам и ушли без копейки. Сейчас находятся новые энтузиасты. Но Западу очень сложно у нас работать, менталитет наших селян трудно изменить».

Проблемный сегмент
Несмотря на то что рентабельность животноводства в последнее время растет, радужная картина складывается пока только в молочном производстве. Его рентабельность по Сибири составляет от 18,8% (Красноярский край) до 30–35% (Новосибирская область). Остальные сегменты являются малорентабельными, а производство мяса КРС нередко убыточно. Например, в Томске его рентабельность без учета субсидий составляет -16%, в Новосибирской области -3–5%.

Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что главная причина такого положения вещей — заниженные цены на продукцию мясного животноводства. «Ценообразование при продаже отечественного сырья строится с учетом цен на импортное блочное мясо, — пояснил Андрей Плетнев. — Местное мясо имеет более высокое качество, чем импортное, которое везут из Китая и Польши, — оно свежее, поставляется в охлажденном виде и экологически чистое. За счет того, что оно имеет более высокие потребительские качества, его цена выше по сравнению с импортными аналогами. Наша компания, например, осознано идет на дополнительные расходы и увеличение себестоимости готовой продукции, предпочитая работать на сырье отечественных производителей, для того чтобы делать действительно качественный продукт».

«В Новосибирске самое большое количество мясного скота в России, но у тех хозяйств, которые им занимаются, прибыли от этого немного. Сейчас в России нет культуры потребления мяса, — говорит Сергей Подойма. — На Западе цены на готовую продукцию сильно отличаются: то, что произведено из мясного скота, стоит раза в два дороже, так как мясо более качественное, чем у молочного скота. У нас разница примерно на 10%. Поэтому те, кто занимается мясным скотом, не имеют большой прибыли. Племенные хозяйства продают мясной скот по ценам в два раза выше, чем молочный. У них рентабельность выше. А у тех, кто занимается исключительно товарным производством, рентабельность близка к нулю или они и вовсе убыточны».

Причиной, по которой российским производителям приходится держать цены на свою продукцию на уровне западных, является неограниченная возможность ввоза импортного мяса в страну, уверены все опрошенные эксперты. «В тот момент, когда повысились цены на продукцию животноводства, поднялся шум, — вспоминает председатель ЗАО «Племзавод «Ирмень« Юрий Бугаков, — и снова разрешили ввоз мяса из-за границы, вместо того чтобы иным образом решить этот вопрос. Государство должно понимать степень проблемы. Если мы хотим поддержать население, то животноводческая продукция должна быть дотируемой, и не из областного бюджета, он делает все, что может».

«Производство может стать рентабельным, когда дело зайдет дальше разговоров о перекрытии границы для ввоза мяса. Как только ограничили ввоз мяса птицы, наши мясные птицефабрики стали работать рентабельно. Надо иметь программу планомерного ограничения и постепенной замены привозного мяса своим», — добавил Георгий Иващенко.

Возможный выход из ситуации, по мнению экспертов и участников рынка, — повышать закупочные цены на мясо и снижать себестоимость продукции животноводства. И если первое возможно только в случае запрета на ввоз импортного мяса и пока маловероятно, то второе подразумевает необходимость серьезных инвестиций в модернизацию животноводческих комплексов, приобретение качественного скота, усовершенствование технологии заготовки кормов. «Мы приобрели скот молочного направления, герефордов, которых у нас порядка трехсот голов, — рассказывает Николай Гейдо. — В дальнейшем планируем завозить мясную породу, схожую с герефордами — симменталов. Две данные породы имеют много общего, надеемся, что это будет являться хорошим залогом, чтобы сделать мясное производство более рентабельным. Кроме того, надо подумать о кормовой базе. В этом году мы впервые предприняли попытку заготовки кормов самыми современными импортными машинами. В дальнейшем это позволит, учитывая передовые импортные технологии, заложить базу для приготовления качественных кормов».

Источник: com.sibpress.ru
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью