Воронежская область: Откуда текут немолочные реки?

Источник: www.communa.ru
В детские сады и больницы Воронежа местные и иногородние производители поставляли фальсифицированную продукцию.
Об этом исполнительный директор Воронежского регионального общественного движения «Качество нашей жизни» Николай Дегтярёв написал в Письме губернатору Воронежской области Алексею Гордееву и другим официальным лицам, а потом со всеми документами пришёл в редакцию «Коммуны».

Началось всё чуть больше месяца назад. Именно тогда к общественникам обратились главный врач детской областной больницы №2 Сергей Авдеев и юрист Роман Самойлов.

Они рассказали, что качество части поставляемой им по контракту молочной продукции производства Щучинского сырзавода Эртильского района Воронежской области не соответствует никаким нормам. Так, например, на поверхности творога присутствует плесень, в продукте отчётливо ощущается запах брожения. Ни масло, ни сметана по вкусу таковые не напоминают и имеют неоднородную консистенцию. Руководство больницы отправляло товар назад, а повара выкручивались, как могли, чтобы накормить больных детей согласно меню.

Буквально за сутки была сформирована экспертная комиссия, куда вошли специалисты из Федеральной антимонопольной службы, Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области, Роспотребнадзора. Для взятии проб пригласили санитарного врача и нескольких специалистов из молочной промышленности, в частности, профессоров из Воронежского государственного университета инженерных технологий.

Проведённая экспертиза подтвердила сомнения медиков. Полученные в аккредитованном испытательном лабораторном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» результаты исследования безобидных, на первый взгляд, сметаны, творога и сливочного масла повергли в шок даже видавших виды экспертов. Они показали, что молочные продукты, поставленные 28 апреля 2012 года в адрес ОДКБ №2, не соответствуют заявленным требованиям по физико-химическому составу.

Так, в твороге при заявленной массовой доле жира 5 процентов фактически она составила 33,5 процента. Массовая доля белка оказалась равна 3,63 процента вместо 16 процентов. Доля сухого обезжиренного молочного остатка - 7,3 процента вместо требуемого 13,5 процента. Сметана при заявленной массовой доле жира в 10 процентов по факту имела 21 процент. В сладко-сливочном масле обнаружили массовую долю жира в 55,9 процента вместо заявленной в 72,5 процента. И везде на этикетках стоял знак ГОСТ.

- Творог, сметана и масло оказались фальсифицированными, - подчёркивает Николай Дегтярёв. - Дорогой молочный жир в них заменен каким-то дешевым жиром неизвестного происхождения. И эта продукция поставлялась заведомо больным и ослабленным детям, находящимся в лечебном учреждении!

Перечисленные продукты не только не соответствуют требованиям нормативно-технической документации, но и, вполне возможно, являются опасными для здоровья людей. Для придания изделию схожести с натуральным молочным продуктом по внешнему виду, вкусу, запаху и консистенции, по всей видимости, туда добавили различные дешёвые пищевые добавки, в том числе и синтетические – красители, консерванты, антиокислители, ароматизаторы, стабилизаторы, улучшители вкуса и запаха, эмульгаторы, регуляторы кислотности.

Следом забили тревогу в воронежской областной больнице № 1. Кроме уже названных фальсифицированных продуктов тех же производителей, что и в детской больнице, там были обнаружены так называемые кисломолочные продукты лечебно-профилактического направления – кефир с массовой долей жира 3,2 процента и ряженка с массовой долей жира 2,5 процента производства ОАО «Каменкамолоко» (районный центр Каменка Воронежской области). Исследования показали, что продукт сертифицирован. Массовая доля жира в нём была занижена до 0,5 и 0,8 процента соответственно.

- В начале июня такие проверки коснулись дошкольных учреждений Воронежа, - продолжает разговор специалист отдела мониторинга качества и безопасности пищевой продукции Торгово-промышленной палаты Воронежской области Анна Корнеева. - В детском саду №14 помощник врача по гигиене питания Центра гигиены и эпидемиологии в Воронежской области Ольга Иванова взяла пробы молочной продукции: ГОСТ-овского масла сливочного производства ОАО «Мытищенский молочный завод» и сметаны с массовой долей жира 15 процентов производства «Тандем-4» из Острогожска. Было установлено, что оба вида продукции фальсифицированы жирами немолочного происхождения. Кроме этого, отобранный образец масла не соответствует требованиям ГОСТ Р 52969-2008 «Масло сливочное» – из-за завышенной доли влаги и заниженной доли жира.

В этот же день эксперты пришли в воронежский детский сад №152. Изъятое там масло того же производителя из Мытищ также оказалось фальсифицированным.

Чем же опасны такие продукты, кроме неприятных вкусовых качеств?

- Дело в том, что в погоне за прибылью недобросовестные производители при производстве сливочного масла, творога, сметаны и других молочных продуктов заменяют входящие в их состав животные жиры гораздо более дешёвыми жирами растительного происхождения: пальмовым, кокосовым маслом и другими, - объясняет ситуацию Николай Дегтярёв, долгое время проработавший в молочной промышленности. - Иногда разница составляет 300 процентов.

- Сами по себе эти вещества не представляют опасности для человека, широко употребляются в пищу, например, в Азии, Африке. Однако в процессе их промышленной переработки образуется некоторое количество трансизомеров жирных кислот (трансжиров). Вот они-то и представляют потенциальную опасность для человека. Существуют данные о связи потребления трансжиров с онкологическими заболеваниями, диабетом, болезнями печени, увеличением риска сердечнососудистых заболеваний, болезнью Альцгеймера, депрессиями. Известны случаи, когда молочные жиры, входящие в состав продукта, заменяются жирами неизвестного происхождения (например, экзотическим тюленьим и др.). Влияние их на организм пока не известно.

Передо мной – таблица результатов исследований пищевой продукции, произведённых Комитетом по качеству и безопасности пищевой продукции Торгово-промышленной палаты Воронежской области с сентября 2011 года по май 2012 года.

Из 41 образца молока 22 являются нестандартными по физико-химическим и микробиологическим показателям. Из них 19 произведены в Воронежской области. Тридцать образцов сливочного масла из проверенных 38 лучше не употреблять в пищу по тем же причинам. Из 35 образцов колбасы 34 были забракованы, 13 из них являются местной продукцией.

В апреле этого года в Департамент аграрной политики Воронежской области поступило письмо тогдашнего министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, в котором указывалось на системный характер фальсификации молочной продукции жирами немолочного происхождения.

Вас, уважаемый читатель, терзает вопрос: как же сумели горе-производители пробиться на рынок и поставлять фальсификат не просто в магазины, а в детские учреждения и в больницы?

Ответ прост. При существующей в стране системе поставок продукции в бюджетные учреждения при проведении торгов побеждает тот, кто назовёт цену меньше официально заявленной. К примеру, если килограмм молочной колбасы в среднем по региону стоит 200 рублей, то предприниматель вправе снизить планку до 120 рублей, чтобы добиться своего. И никто в течение трёх лет не вправе прийти к нему с проверкой. Никто не может получить от него ответ: как можно произвести качественный товар на эти деньги? Как можно сделать килограмм сливочного масла, себестоимость которого выше 200 рублей, за 80 рублей? Ведь кило маргарина и то больше стоит!

Помните слова Президента страны о том, что «нельзя кошмарить бизнес»? Тут же следом появился Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон, может быть и хороший, но не для нашей страны. Для немалой части отечественных производителей понятия «качество» и «прибыль» диаметрально противоположные. Знают - бояться им нечего.

- Ведь федеральные службы могут контролировать качество пищевого сырья и готовой продукции, производить проверку условий производства и реализации предприятиями «только с разрешения прокуратуры» и «только при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровья граждан» с заблаговременной публикацией плана проверок, - разводит руками Николай Михайлович. - То есть, предупредил недобросовестного предпринимателя заранее – и только после этого пришел к нему с проверкой. Он может селедку солить в собственной ванной, печь хлеб в туалете и делать торты в сарае. И ни одна государственная структура, призванная контролировать рынок пищевой продукции, вмешаться не в силах. Пока, не дай Бог, его продукцией никто не отравится…

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вынуждена заниматься всем – даже контролем качества предоставления населению финансовых услуг и услуг ЖКХ, но только не систематическим и своевременным контролем качества и безопасности пищевых продуктов на всех стадиях – от производства до ее реализации. А ведь от качества пищи напрямую зависят качество и продолжительность жизни людей, здоровье наших детей.

Департамент аграрной политики Воронежской области тоже отбор образцов продукции производить не может.

Существовавшие раньше в стране инспекции – торговая, хлебная – ликвидированы.

Неужели единственной реальной силой, которая может хоть как-то повлиять на недобросовестных производителей, остаются только общественные объединения?

Да, благодаря проведённым ими исследованиям снимаются с реализации некачественная и фальсифицированная продукция, расторгаются договоры поставок, проводятся служебные расследования и дополнительные проверки качества продукции, усиливается контроль за санитарной обработкой оборудования, увеличивается периодичность контроля за качеством продукции. Тем не менее, общественники не в силах объять необъятное. Да и средств на это у них нет.

Как нет надежды на то, что у отдельных предпринимателей когда-нибудь проснётся совесть. Давайте хотя бы подумаем о том, как уберечь от их продукции наших детей.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью