13.10.2011
Источник: ИА DairyNews
Регион: Россия
Вопросы кооперативные: интервью с Игорем Лупиносом, исполнительным директором СОЮЗМОЛОКО
Игорь Владимирович, какую роль сыграло СОЮЗМОЛОКО в формировании Федерального кооператива производителей молока?

- Нужно сказать, что первую и немаловажную роль в создании ФКПМ (Федерального кооператива производителей молока – ред.) сыграла Евгения Юрьевна Уваркина, руководитель «Агрофирмы Трио» (Липецкая обл. – ред.) и глава наблюдательного совета кооператива «Объединенные производители молока». Она – очень активный участник СОЮЗМОЛОКО и инициатор создания ФКПМ. Можно говорить о том, что среда, идеи, которые рождаются в СОЮЗМОЛОКО, нашли отражение и в создании первого подобного кооператива в Липецкой области. Союз стал очень удобной площадкой для вызревания, в том числе и идеи кооперации.

- Какова сегодня структура кооператива, и у кого какие обязанности?

- Нужно говорить о том, что учреждение Федерального кооператива – это очередной плановый этап создания мощного кооперативного пула производителей молока. Что это такое? На первом этапе был создан первый, Липецкий кооператив, который на сегодняшний день объединяет около 250 тонн молока в сутки. Возглавляют его два человека – Евгения Уваркина, очень важный человек, положивший на это дело много энергии и исполнительный директор – Дмитрий Похилько. Эти люди создали кооператив первого уровня, апробировали на нем принципы работы, увидели тонкости, минусы и перспективы, что нужно делать дальше и поняли, что это дело необходимо развивать дальше. Но, для того, чтобы создать кооператив следующего уровня, необходимо наличие нескольких региональных кооперативов. Одна организация, естественно, его создать не может. И партнером Липецкого кооператива стал Владимирский. Создан он весной текущего года, но начал реальную работу осенью. То есть, он консолидировал определенный объем молока и начала работать по договору. Пока консолидировано 100 тонн, полагаю, что в самое ближайшее время, Владимирский кооператив сможет поднять планку до 200 тонн молока, что будет сопоставимо с объемами Липецкого кооператива. Обе организации учредили кооператив Федерального уровня. Рабочее название при регистрации – Федеральный кооператив производителей молока. Это плановый этап работы, все идет закономерно. Естественно, нужно понимать такой момент, что должно быть распределение полномочий и сферы деятельности. Сфера деятельности территориального кооператива – это некая территория, на которой осуществляется сбор молока и логистика на то или иное перерабатывающее предприятие.

Деятельность кооператива может ограничиваться территорией областью, но может и выходить за его приделы. Все зависит от специфических условий, от возможностей работающих в кооперативе людей. Кто-то может нарезать себе работу на три региона, а кто-то скажет, что ему достаточно одного. Цель регионального кооператива – непосредственная консолидация производства молока, выстраивание логистики, сдача молока переработчику. Федеральный кооператив – это тот же кооператив, с теми же учредителями. Но нужно понимать, что наблюдательный совет регионального кооператива – это представители предприятий, входящих в него, в состав наблюдательного совета Федерального кооператива входят те же предприятия, руководителем наблюдательного совета является председатель кооператива первого уровня. Сколько участников в Федеральном кооперативе – столько участников в наблюдательном совете. В двух словах, Федеральный кооператив – это продолжение региональных кооперативов, но задачи перед ним другие. Это выработка политики по консолидации молока, ценовой ситуации, оценка рыночной ситуации, разработка ценовой модели, и все это на национальном, федеральном уровне. Конечно же, нужно понимать, что это серьезная практическая работа.

Кроме того, будет вестись работа, имеющая целью – помогать создавать региональные кооперативы. Потому что, если где-то есть активные люди, обладающие информацией, то где-то их может и не быть. При этом они понимают, что да – это интересно. Но в их среде нет людей, которые могли бы их объединить и готовностью отдавать время на объединение. Ну а Евгения Уваркина и Дмитрий Похилько не могут ездить по регионам, бросив все свои дела. Для этого теперь есть Федеральный кооператив. В нем будут сформированы типовые комплекты документов, позволяющие понять принцип работы региональных кооперативов, что необходимо для их создания и работы. Плюс – необходимая политическая поддержка при формировании регионального кооператива. На данный момент мы считаем очень важным близкое отношение между ФКПМ и СОЮЗМОЛОКО. Мы уверены, что члены кооператива должны быть одновременно членами СОЮЗМОЛОКО. Почему? Потому что задача Кооператива производителей молока очень важная, перспективная. Но она экономическая, основанная на определение максимальной рыночной цены и реализацию молока по этой цене. Но, не надо забывать о том, что в современном устройстве России роль отраслевых союзов становится год от года больше. Министерства уже не хотят брать на себя вопросы технического регулирования отрасли. Они рассматривают сугубо стратегические и политические решения.

Таким образом, имея практическую и экономическую базу, для возможности иметь политическую базу, позволяющую определять возможности для поддержки отрасли на уровне правительства, то, нам становится необходима деятельность СОЮЗМОЛОКО. А деятельность СОЮЗМОЛОКО – это, прежде всего его участники. Мы должны понимать, что любая отраслевая организация тем сильнее, чем сильнее у нее база. Как только происходит отрыв управленческой верхушки от участников, через какое-то время может начаться формирование других союзов, своего рода ответвлений от центральной организации. По сути дела – это результат неудовлетворенности участников. Она возникает тогда, когда они не могут видеть удовлетворения своих чаяний.

- Складывается такая структура, в которой ФКПМ занимается экономическими вопросами, СОЮЗМОЛОКО – социальными и политическими. Можно ли говорить и о том, что члены СОЮЗМОЛОКО постепенно станут членами Кооператива? Как это будет происходить?

- По этому вопросу я имею очень определенную позицию. Зачем быть членом Кооператива и кому это необходимо? Мы понимаем, что на данный момент структура поставщиков сырого молока в России очень разношерстная. Есть прекрасные крупные хозяйства, которые производят от 20 тонн и больше молока в сутки. Это молоко высшего сорта, оно не имеет сезонности. Есть средние хозяйства, они не имеют сезонности, но имеют относительно небольшой объем производства, в 4-10 тонн. И есть производители молока, которые производят что-то белое-жидкое, сомнительного качества, с большим содержанием антибиотиков, высокой степенью сезонности. Есть множество других хозяйств… Сейчас я говорю о каких-то граничных ситуациях.

Думаю, что на первом этапе основой кооператива должны стать производители молока, которые недооценены по цене молока. О чем идет речь? Если у тебя есть 20, 40 и более тонн молока в сутки – это объем, интересующий переработчика. И переработчик готов давать цену, выше средней на рынке. Эти поставщики важны для рынка, потому что они всегда могут давать стабильный объем молока. Что особенно важно зимой. Работая с этим производителем молока, переработчик готов сам ездить к нему, забирать это молоко, давать хорошую цену круглый год. А те хозяйства, которые имеют такое же хорошее качество, но при этом всего 4 тонны объема, не столь интересны. И переработчик уже относится к ним по-другому. Порой ситуация доходит до того, что переработчик говорит: «Не хочешь ты сдавать мне молоко по такой-то цене, так вези куда хочешь». И в результате производитель остается с очень хорошим качеством молока, но с небольшой ценой. Но если десять таких производителей молока с высшим сортом объединят свои объемы, то они получат уже 40 тонн, и этот уровень становится интересен перерабатывающему предприятию. Ведь какая разница, кто поставит эти сорок тонн, лишь бы они были стабильного качества и стабильных объемов. В таком случае происходит дооценка таких хозяйств.

Если говорить о хозяйствах, имеющих очень маленькие объемы – от тонны и меньше. У них чаще всего огромная сезонность. Маловероятно, что такие хозяйства могут быть участниками кооператива на первом этапе. Почему? Предположим, что объединится 40 маленьких хозяйств с очень большой сезонностью. Даже при условии, что зимой они дают 500 кг молока, а летом – тонну. Это будет говорить о том, что при договоре с переработчиком, подобный кооператив будет обозначать – летом мы тебе дадим 40 тонн молока, а зимой – 20 тонн. На что переработчик отвечает – а куда мне девать летом 20 лишних тонн? И даже если он возьмет это количество молока, то попросит существенно снизить цену. Это снижение повлияет и на себестоимость производства. Это уже не работа, а комплекс проблем, которые Кооператив не должен решать. Думаю, что маленькие организации с большой сезонностью, должны увидеть определенные стандарты, которых нужно достичь для вступления в кооператив. Прежде всего – отсутствие сезонности. И конечно, объем.

Нужно помнить такой момент, и всегда обращать на него внимание. Кооператив не может дать полное счастье производителю молока. Он отвечает абсолютно конкретной задаче – позволяет получить максимально возможную рыночную цену при сложившейсяситуации. Это не говорит о том, что если сегодня рыночная цена равна 15 рублям, то производитель, входящий в кооператив получит 17 рублей. Нет. Он получит именно рыночную цену. Почему я это говорю, потому что в принципе, вопрос достаточности получения доходов СХП для развития – это вопрос, который должен решаться с участием государства. То есть, если рыночная ситуация позволяет получать 15 рублей, но этого недостаточно для развития, то государство должно дотировать производство молока. Сколько это? Это нужно смотреть по ситуации.

- И тут на помощь придет СОЮЗМОЛОКО?

- Совершенно верно. Вот в этой ситуации уже СОЮЗМОЛОКО будет говорить: Джентльмены, рыночная ситуация требует Вашей помощи. Подчеркиваю, все это формируется рынком. Например, средняя рыночная цена в Центральном регионе России по базе достигла 14 рублей. Да, это неплохая цена, она абсолютно соответствует европейской цене. Но мы должны понимать, исходя из конъюнктуры затрат, что прибыль у производителя молока – минимальная, он не может развиваться. Он не может инвестировать доходы, потому что они, условно говоря, близки к нулю. Тогда, давайте рассматривать дотирование литра молока, для того, чтобы производитель молока мог получить средства для развития.

Нужно понимать, что как член кооператива должен видеть, что делает кооператив, так и член СОЮЗМОЛОКО должен видеть, что делает Союз. Как происходит управление. Это активная позиция членов кооператива и членов СОЮЗМОЛОКО.

- Уточним. Мы говорили о первом этапе формирования Кооператива. А какой второй?

- Я думаю, что на втором этапе уже произойдет включение в состав кооператива крупных и мелких организаций с большой сезонностью. Дело в том, что сейчас крупный поставщик больше всех обласкан вниманием переработчика, но, менеджмент и руководство предприятия постоянно озабочены таким вопросом, как бы им не прогореть, как бы им получить лучшую цену. Это их держит в почти постоянном напряжении. Почти всегда они недовольны ситуацией. Крупные производители молока – это прежде всего люди, которые ежедневно несут на своих плечах груз огромных задач, связанных с управлением стада, заготовкой кормов, строительством и в том числе с ценообразованием. А войдя в кооператив, они забывают о проблеме продаж молока. Они вступают в Кооператив, говоря, что делают это потому, что верят: Кооператив способен продать производимое молоко по максимально возможной рыночной цене. С горизонтом на полгода можно видеть, как измениться цена на молоко. Это упрощает процесс бизнес-планирования, позволяет планировать объемы инвестиций, освобождает время для насущных технических проблем. Это очень важный момент. И уже сейчас есть такие крупные хозяйства, намеренные вступить в ФКПМ, в ряде регионов есть желание создать региональные кооперативы.

- Эти регионы в большей степени относятся к Центральному федеральному округу?

- Да, в большей степени так. Опять же это пока самая активная зона, связанная со строительством ферм, инновациями. Есть и другие регионы, очень интересные, Ленинградская область, Поволжье, Татарстан, Башкортостан… Опять же я не хотел бы никого не обидеть. Просто дело в том, что в ЦФО активность выше по причине близости к федеральному центру.

- Каким образом ФКПМ будет осуществлять логистику?

- Вопрос вот в чем - Федеральный кооператив не заключает договоров на поставку, он создает схемы, помогает организовать кооперативы, решает вопросы с властями, в общем и целом оказывает управленческие и вспомогательные услуги. Непосредственная работа и логистика молока осуществляется территориальным кооперативом. То есть, территориальный Липецкий кооператив сам осуществляет поставки на ВБД или Юнимилк. Федеральный кооператив помогает, в данном случае его доходность формируется за счет отчислений от деятельности территориальных кооперативов. Поставщик молока от своих доходов отчисляет небольшой процент территориальному и федеральному кооперативам. На сегодняшний день вопрос по процентам не до конца определен, все находится в процессе оформления. Полагаю, что в скором времени все будет решено.

- Можно ли говорить о том, что Федеральный кооператив частично исполняет роль трейдеров?

- Ни в коем случае. Да, так же как в случае с трейдерством, происходит консолидация молока, но… Между кооперативом и трейдерами – колоссальная разница. Приводим пример. Трейдер приходит к производителю молока и говорит – «Вот тебе цена в восемь рублей». И он продает это молоко за десять рублей, получая разницу в два рубля в свой карман. Вот такой хороший сезон для трейдеров. Кто он? С моей точки зрения – бизнесмен, который выполнил хорошую работу, полезную работу – собрал молоко, отдал его переработчикам, получил хорошую цену. Теперь другой вопрос. Производители молока объединяются в свою организацию. Она ставит такое условие – цена на молоко в девять рублей пятьдесят копеек. И продает она молоко переработчику тоже за десять рублей. Но остаются 50 копеек. Куда они пойдут? Это деньги тех же членов кооператива! Конечно, они должны будут заплатить за работу менеджеров, за офис, за все остальное… Но это их организация, это не посторонний трейдер. Вся сумма за молоко остается у производителей, за исключением суммы, которая пойдет на содержание организации. Никаких спекуляций, все открыто.

- Каким образом будет осуществляться управление Федеральным кооперативом? Какова Ваша роль в нем?

- На сегодняшний день есть два, своего рода материнских кооператива – Липецкий и Владимирский. Хотя, я могу сказать, что уже сейчас на низком старте есть, по меньшей мере, пять регионов, готовящих создание региональных кооперативов. Кроме того, при вхождении в Федеральный кооператив делегируют двух человек. Если делегатам в составе Совета будет казаться, что Председатель или Исполнительный директор ФКПМ делают что-то неправильно, они уволят этих людей. И найдут новых управленцев. Все очень логично. Следует понимать одну вещь – ни госпожа Уваркина, ни господин Лупинос не придумали ничего нового. Это все существовало и существует по сей день в Европе. Валио, Арла, Кампина – это фермерские кооперативы, существующие огромное количество лет. И в России создание кооператива – это знак, что наша отрасль созрела. Созревают люди, созревает понимание. Кроме того, есть и понимание, что мы уже настолько близки к той высокой цене, которая приведет, в конечном счете, к падению потребления молочных продуктов.

  Я отмечу, что на сегодняшний день происходят события, которые не могут отрицать ни власти, ни участники рынка. Происходит концентрация перерабатывающих молочных мощностей в России. Данон купил Юнимилк, ПепсиКо купила Вимм-Билль-Данн. По сырому молоку они на сегодня забирают из общественного сектора – порядка 25 % производимого сырья или чуть меньше. Это достаточно много. Из оставшихся же 75 % - настолько разбросанных хозяйств, что их и отследить то достаточно сложно. Происходит концентрация. Ведь чем большей долей рынка ты управляешь, тем больше ты можешь его формировать. Если говорить утрированно, хоть джентльмены и конкурируют друг с другом, но встретиться за чашкой доброго кофе и договориться о каких-то правилах игры – это несложно. Обвинить любителей кофе в сговоре – это нереально. Теперь же, ведя переговоры с переработчиками, мы интересуемся на то, как они смотрят на создание подобного кооператива – нормально смотрят. В конце концов, кто будет обвинять соседа, что он купил пистолет, если у тебя самого он есть? Другое дело, если он купит пулемет. Тогда, может быть и будут какие-то основания для претензий.  

Переработчики отчетливо понимают, что раз они ведут концентрацию, то и производителям логично работать в этом же направлении.

Так же нужно понимать такой момент. Перерабатывающие компании, которые сегодня консолидируют рынок – это не российские компании. Безусловно, они несут в нашу страну доброе, светлое, инвестиции, но не стоит забывать, что родина этих организаций – Запад, будь то Франция или США. А молоко то наше! Мы попробуем сотрудничать в таком акценте – мощности ваши, молоко – наше. Давайте будем договариваться по-честному. И доктор Лупинос в этой игре играет за Россию.

Среди ряда властных структур, информация о создании Федерального кооператива была встречена с большим энтузиазмом. Потому что они увидели возможность адекватных действий относительно возможных действий западных корпораций молочной отрасли. Здесь очень важный момент – наша цель, это не война с переработчиками за возможность выломать друг другу руки. Наша задача – получить адекватную рыночную цену. Переговоры с западными компаниями, следящими с интересом за созданием ФКПМ, показали, что они готовы работать с Кооперативом. Это говорит о том, что у нас есть возможность консолидировать большие объемы российского молока и помочь производителям молока продать свой товар по максимально возможной рыночной цене.

-Вы упомянули европейские кооперативы, Валио, Кампина. Но ведь они со временем стали и владельцами собственной переработки. А ждет ли такое будущее российский кооператив?

- Безусловно, при достижении уровня концентрации в 2 тысячи тонн молока в сутки и если локализация этого объема будет такова, что можно будет рядом строить перерабатывающий завод, то эта идея будет очень актуальна. Я – сторонник этой идеи. Но, не наивный человек, который считает, что достаточно иметь 2 тысячи тонн молока, чтобы эффективно произвести и продать продукцию.

Это очень большой труд, должны быть приложены очень серьезные усилия в области маркетинга, рекламы. Но, я полагаю, что у кого сырье – тот имеет вес. Думаю, наша власть будет заинтересована поддержать реально отечественного производителя сырого молока, так и переработчика. Мы ставим перед собой задачу – через три года достичь объемов концентрации молока в семь-десять тысяч тонн в сутки, при достижении этих цифр не будет стоять вопрос – актуально это или нет. Это будет реально. Кто будет партнером? Я думаю, что помимо кооператива партнером будет Правительства, не исключаю, что это могут быть и какие-то западные компании. Но, подчеркиваю – партнерами. Не владельцами.

При обсуждении вопросов о Кооперативе, возникает множество позитивных отзывов. Люди говорят – да, давайте, делайте, это хорошее дело. Дело то серьезное. Я сторонник того, что делать нужно-тщательно продумав. Не нужно тратить время на производство ошибок и их исправление. Нужно быть аккуратным, не торопиться и понимать, с кем работаешь. Производители молока – они консерваторы. Они должны увидеть резон, интерес в любом деле. Мы должны двигать наше дело, развивать его постепенно.

На сегодняшний день у нас цена на молоко меняется едва ли не каждый месяц. Допустим, у нас есть 400 тонн молока, цена на которые меняется два раза в год. Это говорит о том, что в регионе цена – стабильная. Завтра мы собрали 2000 тонн, значит, у нас стабильность расширилась. А представьте себе, что у нас будет стабильная цена на семь-десять тысяч тонн. Притом, что Россия в сутки (в разное время года) надаивает около 30-35 тысяч тонн молока. Это говорит о том, что на треть России цена на молоко будет достаточно стабильна, не будет шараханий с переработчиками, на полке цена будет стабильна. Это реально. Проще будет прогнозировать цену. Ведь чем больше влияние на рынок – тем проще его регулировать.

- А как же антимонопольная часть вопроса?

- Давайте будем говорить так. Если мы на сегодняшний день в стране имеем объем производимого молока в 35 тысяч тонн, и, даже если наш объем консолидации достигнет семи-десяти тысяч тонн, говорить о проблемах с антимонопольным ведомством – пока рано. Ну а дальше – посмотрим.

- Игорь Владимирович, недавно мы провели опрос среди читателей и выяснилось, что около 20 % проголосовавших считают, что кооперация в России – это утопия. Но при этом – никто не готов справляться самостоятельно. Как Вы считаете, о чем говорят эти цифры?

- Эти цифры, я считаю, говорят о том, что люди понимают, что одним производителям молока, даже самые сильные – они жертвы. Я, как переработчик в прошлом, знаю много способов честного отъема молока у производителя. Но каким образом объединить нам производителей молока с их разным состоянием мышления, видения, производственно-технического уровня – для многих это нереально. Они знают, какой брагой дышит Иваныч, в какую сторону смотрит Петрович, знают, какому Богу молится Николаич. И понимают, что очень часто человек, который хочет развивать предприятие, очень часто попадает в среду, где все относятся с безразличием. То есть, с одной стороны, они понимают, что им одним не выстоять, но и как объединиться не знают. На собраниях в регионах я обычно говорю – ребята, не создавайте каких-то турбулентностей по набору большого количества участников кооператива. Выберите для начала, самых надежных, самых стойких, самых крепких. Вот их пять и они впятером готовы идти вперед. И никто их не разобьет.

Недавно один из заместителей министра сельского хозяйства ко мне обратился и сказал вот что… «Игорь Владимирович, мне позвонил один очень хороший знакомый, я у него спросил – как в регионе дела. Отвечает – нормально. Спрашиваю – а как у тебя с ценой? А он говорит – да все прекрасно. Я сдаю молоко в Липецкий кооператив и совершенно забыл обо всех проблемах связанных с ценой на молоко. Я знаю, что лучше, чем они – никто мое молоко не продаст». И все, в Министерстве готовы поддержать кооперативы.

- Каким образом власти на данном этапе могут поддержать Кооператив?

- Власти могут нас очень сильно поддержать. Но на данный момент я и очень боюсь этой поддержки. Ведь для того, чтобы ребенок рос, нужно правильно его кормить, согревать, гулять… А если мы ребенку будем тянуть голову вверх… То ничего ведь и не выйдет. На сегодняшний день Власти могут помочь, прежде всего, моральной поддержкой. Нужно говорить, что это очень правильное, очень хорошее дело.

Не так давно я встречался с членами Владимирского кооператива, с которыми мы обсудили доктрину работы по контрактации их объемов молока этой осенью и зимой. Я думаю, что участники совещания остались довольны. Мы оценили сложившуюся ценовую конъюнктуру, оценили имеющиеся объемы молока, определили принципы работы осенью и зимой, порядок работы, условия. Прошла работа регионального кооператива.

- Какие компании станут основными потребителями молока, производимого ФКПМ?

- Я могу сказать, что являюсь сторонником того, чтобы таких компаний было как можно больше. Главный критерий – компания должна быть стабильной, готовой брать молоко круглый год одинаково. Ведь если переработчик хочет стабильный объем молока от производителя, то и производитель ждет стабильного партнера-переработчика.

- Игорь Владимирович, а когда Федеральный кооператив производителей молока купит компанию PepsiCo? :)

- Это, конечно, очень амбициозные долгосрочные планы и в целом они могут осуществиться. Ведь в мире, а тем более, в России, нет ничего невозможного. Но на горизонте этого приобретения нет. К тому же, мы играем за русских и будем работать на Родину.

- В Белоруссии создается Национальная молочная компания, может ли в России родиться Российская Национальная молочная компания?

- В перспективе – да. Но, в конце концов, у нас есть Российский Национальный кооператив производителей молока, но можем назвать его и Российской национальной молочной компанией. Суть то не изменится. Название военного замысла не содержит. Важна только суть – консолидация максимально больших объемов молока и продажа его по максимально справедливой рыночной цене. На сегодняшний день процесс кооператива – востребован. Мы только помогаем этому процессу. Что касается меня… Так это просто тот случай, когда мой опыт, как человека работавшего и в переработке, и работающего в организации отраслевой, является востребованным. Сейчас же нам на этапе становления кооперации важно тщательно работать, и исполнить то, что задумано. Ведь в России всегда развита была смекалка. Нам с гранатой под танк – да запросто, а вот чтобы каждый день к станку в восемь утра вставать – так трудновато. Нужно работать. И тщательно, планомерно.

- Игорь Владимирович, вопрос насущный - какова сегодня справедливая цена?

  - На начало октября, я считаю, справедливая цена за молоко базисной жирности и белка равна 13,50 рублей. Полагаю, что к началу ноября, эта цена может быть 14-15 рублей, в зависимости от региона. Но не больше пятнадцати. Думаю, что к концу ноября будет подписано очередное соглашение о цене. Я уже высказывал свое мнение о цене на следующий год, считаю, что она останется в тех же границах, зимой - порядка 16 рублей по базисным показателям, и 12 рублей летом.  
Гость
А по-моему региональным властям проще с мега-ферм наворовать, чем кооперативы поощрять... Хотя, может и не всем. А где найти контакты Игоря Лупиноса и Дмитрия Похилько?
Гость
Могу написать в личку
Михаил Мищенко
Контакты Вы можете взять у меня.

Мои контакты здесь: http://www.dairynews.ru/contacts/
Правдоруб
С ценой только Игорь перезаложился...
Максим Васильевич
Что тут сказать - Доктор )

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

24.11.2017

Истина в молоке

Молочные споры Россельхознадзора и Минсельхозпрода РБ могут получить новый виток конфронтации благодаря принятому Евразийской экономической комиссией перечню стандартов к техрегламенту «О безопасности молока и молочной продукции». В ЕЭК заверяют, что документ принят согласно нормам.
24.11.2017 18:23:31

Вакансии

1 133 Ольга Колоколова
ВНУКОВСКОЕ, АО
Адрес:  Московская обл, Дмитровский район, г. Дмитров, шоссе Ковригинское, д. 3
ФИЛИАЛ АО ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН в г. ТУЙМАЗЫ
Адрес:  Башкортостан респ., Туймазинский район, г. Туймазы, ул. Северная, д. 9
Филиал АО Вимм-Билль-Данн в г. Перми
Адрес:  Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 110 корп. 401 оф. 402
Филиал АО Вимм-Билль-Данн в г. Кирове
Адрес:  Кировская обл., г. Киров, ул. Щорса, д. 95 оф. 435