Горячая тема
Ветер перемен техрегламента «О безопасности молока»
От перемены наименования суть меняется?
Изменения, которые вступят в силу с 16 июля, затронут терминологический аппарат: наименования и маркировку молокосодержащих продуктов, в том числе с заменителем молочного жира. Теперь натуральное молоко и его растительный аналог должны разойтись по разным углам торговой полки. Поможет ли это сделать рынок прозрачнее и вернет ли доверие потребителя? The DairyNews узнало мнения экспертов.
Нормативной базой изменений существующего технического регламента стало решение Совета ЕЭК от 10 ноября 2017 года № 102 «О внесении изменений в ТР ТС 033/2013» (Решение № 102). Так, в отраслевом техрегламенте изменены некоторые действующие положения, включены новые требования. Большая часть нововведений коснулась наименований и маркировки молокосодержащих продуктов, в том числе с заменителем молочного жира. С 16 июля текущего года специалисты отрасли будут обязаны использовать их при идентификации всех групп молочной продукции.
Принятые изменения в ТР «О безопасности молока», с одной стороны, решают проблему идентификации молочных составных и молокосодержащих продуктов, считают эксперты рынка: установлен количественный критерий оценки содержания немолочных компонентов: молокосодержащим должен называться продукт, в котором массовая доля сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта составляет не менее 20 %. Но с другой стороны – теперь наименования станут гораздо более громоздкими. И менее понятными потребителю («продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога/сметаны/сыра»), отмечает ряд аналитиков.
Александр Никитин, член Совета Директоров компании «Аланталь», однако полагает, что нововведения никак не изменят поведение потребителя. В подтверждение своей позиции он привел пример колбасного сыра: в нем присутствуют растительные жиры, а потому называться сыром он не имеет права. Коррекция названия на упаковке прошла для рынка безболезненно: продукт не потерял ни позиций на полке, ни потребителя.
– Любые новшества, кроме запретительных (если с полок не начнут убирать товар) на потребителя никак не повлияют – он будет покупать продукт, к которому привык. Покупатель смотрит, прежде всего, на цену, а не на наименование. На него обращают внимание сети – главный бенефициар от фальсификата, – отметил Александр Никитин.
Схожей точки зрения придерживается генеральный директор ООО «Молочный кит» Игорь Пехотин. Он считает, что потребитель как прежде будет стремиться к продукту, который вызывает доверие, даже если изменится название.
– К изменениям в техрегламенте «О безопасности молока» рынок готов: пастеризованное молоко и продукты с пальмовым маслом в составе потребляются на всей территории нашей страны. Другое дело, что покупатель не всегда понимает, что выбирает: думает, что молоко, а на самом деле – его заменитель. Поэтому состав продукта должен быть четко обозначен на упаковке. В целом, с нововведениями техрегламента ничего не изменится, – прокомментировал Пехотин.
К слову, сложносоставное наименование, по требованиям обновленного техреграмента, должно сопровождаться информацией: «Содержит растительные масла». Эту фразу необходимо разместить на выделенном контрастным цветом по отношению к фону этикетки информационном поле. Размер шрифта надписи должен быть не менее 3 мм, цвет — контрастный цвету поля. Вместе с тем изменение не затронуло понятие «мороженое с заменителем молочного жира» (п. 83).
Сохранены краткие и в то же время информационно емкие термины «сливочно-растительный спред» и «сливочно-растительная топленая смесь».
Заведующая лабораторией стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ ФГАНУ «ВНИМИ» Ирина Макеева считает, что вводимая терминология «никуда не годится», ей должно заниматься и занимается министерство.
– Изменения вводятся с 16 июля и говорить о том, что это плохо, смысла нет. Это обязательное требование. Теперь нужно помогать предприятиям внедрять новшества. ВНИМИ занимается этим вопросом постоянно: опубликована монография «Маркировка молочной продукции: теория, анализ, практика», 5 сентября планируется уже третья Школа по маркировке, проведено 18 семинаров по России. Мы делаем все возможное, чтобы перемены прошли для предприятий максимально безболезненно, – прокомментировала Макеева.
Комментарии экспертов: