Горячая тема

Ветер перемен на молочном рынке

Источник: The DairyNews
Лето заканчивается, не за горами активный период деловых встреч, бизнес продолжает работать несмотря на COVID-19. Традиционно в этот период участников рынка интересуют темы прогнозов, ситуация с потреблением молочной продукции, предпочтения покупателей и импорт. The DairyNews поговорило с аналитиками и представителями молочных предприятий и узнало их мнения.
Ветер перемен на молочном рынке

Впереди маркировка, угроза повторных закрытий учреждений социальной сферы и сектора гостеприимства из-за второй волны и множество других важных событий. О трендах уже существующих можно прочесть в ряде обзоров The DairyNews: по финансовым результатам ведущих компаний рынка. Или о том, где реализуются инвестиционные проекты и в какой стадии находятся. 

Или по последним новостям маркировки молочной продукции

Начнем с аналитики и цен. Dairy Index DIA на 17 августа 2020 года составил 27,43 руб/кг (без НДС, жир-3,6%, белок-3,0%), на 0,2% выше показателя прошлой недели и на 7,2% выше августа 2019 года. Ключевыми факторами роста показателя стали слабый рубль, повышение цен на биржевые молочные продукты, кроме того в российских регионах по данным краудсорсингового приложения Index DIA продолжают расти цены на сырое молоко.

По данным приложения Index DIA средневзвешенная цена на молоко в России на прошлой неделе выросла на 0,08% до 25,19 руб/кг, что на 3,6% выше цены августа 2019 года.  Индекс цены импорта вырос на 0,45% до 33,63 руб/кг, по сравнению с августом 2019 года показатель выше на 7,4%.

В России растут как производство молока, так и его переработка. Показатели постепенно выравниваются. Еще в начале года мы сообщали о том, что крупные производители молока стабильно наращивают показатели. Тогда большинство опрошенных редакцией подчеркнули, что единственный фактор риска который они видят - волатильность рубля, ведь в случае роста курса доллара значительно дорожает импортная составляющая и возникает необходимость приостановить или отменить реализацию инвестпроектов и модернизации.

Совсем недавно генеральный директор крупной агропромышленной компании “Русагро" Максим Басов высказался о молочном секторе компании весьма радикально. Агрохолдинг пересматривает стратегию направления и в случае неуспеха может даже продать подразделение. 

"Мы считаем, что наш первоначальный подход в этом сегменте больше неактуален. Во-первых, рынок сыра в России не будет значительно расти, а рентабельность этого бизнеса не будет достаточно высокой. То есть даже если мы станем третьим игроком в этом сегменте, размер этого бизнеса все равно не будет таким, как этого требует стратегия группы. Для менеджмента будет иметь гораздо больше смысла продолжать развитие четырех направлениях, где мы успешны. Вторая причина - избыточное инвестирование на этом рынке", - сказал гендиректор "Русагро".

МНЕНИЯ

Владимир Суровцев, ведущий научный сотрудник ФГБУН  "Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр Российской Академии Наук" в комментарии The DairyNews отметил, что в ближайшие месяцы сильных колебаний цены на молочные продукты не будет, несмотря на все происходящие события. Эксперт подчеркнул, что событий действительно очень много, они разнонаправлены и их последствия будут компенсировать друг друга. Уменьшится предложение (в том числе и ввоза из некоторых стран) - одновременно будет увеличиваться ввоз из других стран. Прогнозируется дальнейшее снижение потребления молочных продуктов в связи с уменьшением доходов населения.

- Насколько конкретно потребление снизится, неизвестно – у этого есть очень много факторов. Важнейшим из них будет то, как изменятся реальные доходы населения, причем не в среднем, а по группам населения по доходам. Группы со средним и низкими доходами  сейчас вынуждены экономить на всем, в том числе менять структуру потребления. А молочные продукты – не самая дешевая категория продуктов питания в пересчете на ккал. Поэтому сельскохозяйственным товаропроизводителям надеяться на существенный рост цен на сырое молоко не стоит. Рациональнее исходить из сложившейся ценовой ситуации и планировать деятельность из нынешнего соотношения цен. Учитывать высокую вероятность того,  что уровень инфляции может пойти вверх, вырастет цена на ресурсы, - подчеркнул Владимир Суровцев.

Эксперт напомнил, что сегодня многие предпринимают попытки экспорта аграрной продукции. Однако это очень непросто, и быстро в больших объемах на внешние рынки не выйдешь. Требуются и время, и серьезные усилия, а по издержкам производства молока мы не настолько конкурентоспособны на глобальном рынке, чтобы надеяться, что можем легко увеличивать объемы экспорта.

- Хозяйствам в очередной раз стоит сконцентрироваться на издержках и подстраиваться под цены, помня о том, что они вряд ли будут расти быстрее, чем общий уровень инфляции, - заявил Владимир Суровцев.

Член совета РСПМО Александр Поляк отметил в комментарии The DairyNews, что потребление молока пока не упало, но есть ощущение, что в четвертом квартале оно будет снижаться. Основной фактор – экономический кризис. 

- Почему потребление не упало изначально? Люди не выезжали за границу в таком количестве – по данным Таможенной службы, в прошлом году за второй квартал баланс между приехавшими и уехавшими составлял около 5 млн. человек, а за третий квартал – 5,6 млн. В этом году баланс во втором квартале составил всего 100 тысяч – все остались здесь. Это не дало упасть рынку потребления. Еще один интересный фактор - с моей точки зрения, люди были обеспокоены своим здоровьем, и они ассоциировали молочную продукцию со здоровым питанием – поддерживали ей свою иммунную систему. Эти параметры не дали рынку провалиться, несмотря на снижение ВВП, зарплат, потерю рабочих мест. Накопления в среднем у людей примерно на три месяца, а что будет дальше – увидим , если будет вторая волна коронавируса. Пока молочный рынок благополучно пережил эти полгода, гораздо лучше даже самых оптимистичных прогнозов. Но я ожидаю, что потребление молочной продукции к концу года просядет на 1-2%, - подчеркнул Александр Поляк.

По словам аналитика, в ближайший год производителям необходимо очень аккуратно делать запасы, и точно не задирать цены на сырое молоко – они и так выше прошлогодних, но в 2019 году и не было экономического кризиса. 

- Я бы рекомендовал очень аккуратно себя вести при закупках. Цена сейчас комфортна для всех – как для производителей, так и для переработчиков, - резюмировал Александр Поляк.

Директор Центра изучения молочного рынка (DIA) Михаил Мищенко уверен, что сегодняшняя ситуация показывает, - у людей на руках есть деньги и они тратят их в своей стране. Туристический бизнес благодаря этой ситуации постепенно выравнивается. Людям несмотря на пандемию хочется отдохнуть и они открывают для себя  Россию заново, открывают ее регионы - будь то Алтайский край или Башкирия. В первую очередь это касается жителей мегаполисов, которые едут отдыхать в регионы и везут туда деньги, что хорошо. 

- Сейчас я могу согласится с мнением генерального директора Союзмолоко Артема Белова относительно того, что потребление молочной продукции внутри страны сохранялось стабильным в том числе благодаря тому, что большое количество людей осталось в РФ в сезон отпусков. Мы видим, что в регионах продолжает развиваться как производство сырья, животноводство, так и переработка. Инвесторы видят позитивные перспективы и вкладывают деньги, - подчеркивает Михаил Мищенко.

По мнению аналитика, негатив текущей ситуации связан в первую очередь с перепроизводством. 

Несмотря на то, что в стране растут производство и переработка молока, последние месяцы серьезно увеличился и импорт молочной продукции. На рынке сыров и масла образовалась плотная конкуренция.

- И мы можем видеть по комментариям таких крупных компаний как "Русагро", что на рынке сыров очень тесно. Данный агрохолдинг скорректировал стратегию и переходит с сегмента сыров на сырные продукты с заменой молочного жира и белка. Сегодня на рынок сыра выходит каждый желающий. Крупные инвесторы при этом ориентируются на производство традиционных сортов. Затем зачастую понимают, что полка этого товара переполнена и переходят на сырный продукт. Однако, это серьезная недооценка ситуации, - подчеркнул Михаил Мищенко 

Все ошибочно полагают, что сырный продукт будет продаваться потому что у людей нет денег. Но в этом сегменте конкуренция еще выше, а спрос на продукцию не стабилен, высказал позицию аналитик.

- Я уверен, что потребитель хочет хороший, вкусный сыр, и ситуация с потреблением во время пандемии это показала. Если у потребителя денег нет - он не будет покупать сыр вообще, даже сырный продукт, и скорее всего молоко тоже.  Рынок сыра существует, он развивается, но развивается не по тому пути, который видят большинство компаний. Мое мнение - сегодня выиграет тот, кто сможет предложить рынку то, что хочет потребитель, - подытожил руководитель DIA.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью