Молоконт» Александра Парфенова, за последние несколько лет количество производителей молока, желающих самостоятельно перерабатывать сырье увеличивается. " />

Вертикальная интеграция. Из-за снижения цены на сырое молоко многие производители молока начали строительство перерабатывающих предприятий

Источник: www.DairyNews.ru
Резкое падение цен на сырое молоко до 7 руб за литр, а во многих регионах и до 5 рублей провоцирует производителей заняться собственной переработкой, в обход крупных переработчиков. В 2010 году, компания - «Агрофирма Трио» Липецкой области планирует строительство собственного перерабатывающего кооперативного предприятия в Липецкой области мощностью 300-500 тн в сутки. «Производитель должен быть уверен в завтрашнем дне, но на данный момент крупный переработчик не дает этой уверенности», - полагает Евгения Уваркина, коммерческий директор «Агрофирмы Трио». В июле 2009 года компания «Белгородские молочные фермы» Белгородской области, входящая в состав группы компаний «Русские фермы», запустило в регионе собственную линию по розливу молока мощностью 10 тонн в сутки. Как прокомментировал президент группы компаний Андрей Даниленко, «На местном рынке есть устойчивый спрос на натуральные молочные продукты, – отметил Андрей Даниленко. – А благодаря собственной переработке мы преодолеваем последствия сезонного переизбытка сырья, не вступая в противоречия с нашим контрагентом, холдингом «Юнимилк». По словам генерального директора компании «Молоконт» Александра Парфенова, за последние несколько лет количество производителей молока, желающих самостоятельно перерабатывать сырье увеличивается.
Вертикальная интеграция. Из-за снижения цены на сырое молоко многие производители молока начали строительство перерабатывающих предприятий

Резкое падение цен на сырое молоко до 7 руб за литр, а во многих регионах и до 5 рублей провоцирует производителей заняться собственной переработкой, в обход крупных переработчиков. В 2010 году, компания - «Агрофирма Трио» Липецкой области планирует строительство собственного перерабатывающего кооперативного предприятия в Липецкой области мощностью 300-500 тн в сутки. «Производитель должен быть уверен в завтрашнем дне, но на данный момент крупный переработчик не дает этой уверенности», - полагает Евгения Уваркина, коммерческий директор «Агрофирмы Трио». В июле 2009 года компания «Белгородские молочные фермы» Белгородской области, входящая в состав группы компаний «Русские фермы», запустило в регионе собственную линию по розливу молока мощностью 10 тонн в сутки. Как прокомментировал президент группы компаний Андрей Даниленко, «На местном рынке есть устойчивый спрос на натуральные молочные продукты, – отметил он. – А благодаря собственной переработке мы преодолеваем последствия сезонного переизбытка сырья, не вступая в противоречия с нашим контрагентом, холдингом «Юнимилк». По словам генерального директора компании «Молоконт» Александра Парфенова, за последние несколько лет количество производителей молока, желающих самостоятельно перерабатывать сырье увеличивается.


Вот что ответили участники рынка на вопрос корреспондента DairyNews о том, существует ли на сегодняшний день тенденция строительства собственных перерабатывающих мощностей производителями молока?


Олег Ковалев, губернатор Рязанской области
Да, такая тенденция существует, и мне бы очень хотелось, чтобы она развивалась. Когда у производителя собственное производство, всегда существует возможность маневра: если для переработки не хватает своего молока, он всегда может его купить. Проблема лишь в том, что эти предприятия должны иметь устойчивые рынки сбыта. И мы видим своей задачей помогать им в этом. У нас в Рязанской области товаропроизводители получают конкретную помощь в организации сбыта продукции. Это и организация ярмарок выходного дня, когда производители в муниципальных образованиях получают возможность прямых продаж потребителю, и организация торговли через передвижные палатки «Тонары», и «введение» местных производителей в крупные торговые сети путем подписания с их владельцами соответствующих договоров. То есть, мы используем все возможные способы, чтобы приблизить товаропроизводителя к конечному потребителю, чтобы это было выгодно всем.
Тому, что производителям в настоящее время не выгодно работать с переработчиками есть объективные причины: мелким и средним производителям очень трудно выйти на реальные договоренности с крупными переработчиками. Для крупного бизнеса они несущественные партнеры. Кроме того, мелкие и средние производители не могут обеспечить такое качество подготовки молока, как крупные. А отсюда – еще целый комплекс проблем. Поэтому, одним из выходов из ситуации мы считаем кооперацию мелких и средних предприятий, занятых производством, для организации совместной переработки и сбыта молочной продукции.
Полагаю, что в нынешних условиях, когда производители молочной продукции чувствуют реальную поддержку правительства РФ и лично зампреда правительства Виктора Алексеевича Зубкова, – ситуация в молочной отрасли в какой-то мере нивелируется. Однако если не удастся удержать закупочные цены на нынешнем уровне, то, возможно, произойдет снижение поголовья крупного рогатого скота, и тогда вместо импортозамещения мы получим недостаток молока у крупных производителей. Особенно, с учетом действия новых правил, устанавливающих жесткие понятия для товара под названием «молоко». Поэтому, гипотетически вероятность того, что крупная переработка окажется без молока, исключить нельзя, хотя и на федеральном, и на региональных уровнях меры для предотвращения этой ситуации предпринимаются. Осложняет ситуацию и тот факт, что, к сожалению, крупная переработка сегодня доминирует, а также то, что она очень монополизирована. Надеюсь, что эту ситуацию могут смягчить меры по поддержке малых и средних производителей.

Елена Цекич, директор отдела закупок компании Данон Россия, СНГ
Естественно некоторые производители, имея перерабатывающие мощности, в период "большого" молока могут переключиться на собственную переработку. По-моему мнению, тенденцией это назвать нельзя, речь идет о модели, которая существовала и ранее. Как правило, у переработчика и производителя разные ключевые компетенции. Основная компетенция крупного переработчика - маркетинг, у средних и мелких переработчиков - дистрибуция (так называемый сегмент Business to Consumer). У производителей молока просто другая бизнес модель, их основная компетенция - сельское хозяйство, производство молока (так называемый сегмент Business-to-Business). Я полагаю, что при постоянной собственной переработке внутренняя цена молока производителя будет не больше и не меньше рыночной. Иначе одно из предприятий в цепочке будет "искусственно" терять, а другое - "искусственно" приобретать по сравнению со
своей альтернативой - закупкой/продажей на внешний рынок. Изменения договоренностей с нашими поставщиками молока мы не заметили. Это еще раз говорит о том, что вертикальная интеграция не является тенденцией. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы строить с поставщиками долгосрочные отношения через дополнительные программы, такие, как работа над улучшением качества производимого молока. Также недавно мы запустили кормленческую программу.

Микаэл Нанушьян, исполнительный директор, член совета директоров Ассоциации производителей сельскохозяйственной продукции Липецкой области
Во всем мире кооперативные перерабатывающие заводы занимают не менее 50% рынка, что заставляет работать законы рыночной конкуренции. В России, к сожалению, почти 100%  рынка молочной продукции делят три крупных перерабатывающих холдинга, что, безусловно, не может способствовать справедливой конкурентоспособности производителя молока. Мы в Липецкой области начали реализацию проекта строительства крупного кооперативного перерабатывающего завода и уже выпустили на рынок собственный бренд «Липецкое подворье», который пока выпускается на давальческой основе и к моменту пуска завода должен уже занять свое место на полке магазинов.
Я полагаю, что для крупных перерабатывающих заводов конечно эффективней работа с промышленными производителями молока, которые могут обеспечить стабильные объемы и высокое качество. Однако при сегодняшнем технологическом уровне переработки возможна приемка и от мелких и средних производителей, при условии их кооперации и обеспечении экономически эффективной логистики доставки молока до завода. Как выяснилось при более детальном изучении технологии переработки молока, проблемы по таким показателям, как бакосемененность, решаются сегодня элементарно при приемке молока на заводе. Хотя, на данный момент, переработчики обдирают производителей при отклонениях по этому показателю на стоимости приемки. По-моему мнению, без молока переработка не останется. Многие перерабатывающие холдинги будут вынуждены отреагировать на появление конкурентов на рынке и пересмотреть свои монополистические амбиции. Это, безусловно, даст свои плоды, как для них, так и для производителей молока. Одно могу сказать точно, ситуация со свободными объемами сырого цельного молока должна в ближайшем будущем измениться в пользу производителей.

Оксана Токарева, руководитель отдела правительственных и внешних связей МЕТРО Кэш энд Керри
Во многих регионах молочное производство является традиционным с давних времен, следовательно, продукция обладает отменным вкусом и качеством, и пользуется громадной популярностью не только в конкретном регионе, но и за его пределами - в соседних областях.
Крупные торговые сети считают, что рынок молочной продукции определяется работой крупных федеральных поставщиков, таких как Вимм-Билль-Данн, Юнимилк и Останкинский молочный комбинат, производящих основные бренды и работающих на всю Россию. В части взаимоотношений молочных производителей с МЕТРО Кэш энд Керри особых сложностей не наблюдается. При этом, стоит отметить, что в ассортименте магазинов МЕТРО Кэш энд Керри доля молока и молочной продукции региональных производителей достигает 80-85 %. В каждом регионе мы работаем с местными товаропроизводителями молока и молочной продукции. Продукция региональных поставщиков пользуются высочайшим спросом у наших соответствующих региональных клиентов. Узнаваемость брендов, высочайшее качество, определенный местный патриотизм - все это играет гигантскую роль в продажах ассортимента местных товаропроизводителей.

Евгения Уваркина, коммерческий директор «Агрофирмы Трио» (Липецкая область) 
Сегодня мы наблюдаем тенденцию, когда производители готовы задуматься о собственном перерабатывающем предприятии. Однако те производители, которые начнут заниматься собственной переработкой столкнутся с проблемой реализации и борьбой за полку, каждый из нас будет вынужден думать о своем бренде и логистике. Я убеждена, что в конечном счете производители подойдут к изменению подхода к переработке как к оперативной. Это то, что мы видим в Европе и во всем мире. Производители, осознав тяжесть невыносимых условий в которые их загоняют переработчики молока, подойдут к мысли кооперативных перерабатывающих предприятий и поймут, что они должны жить единым духом, единой мыслью, а это уже первый шаг к кооперативному хозяйствованию.
В настоящий момент, производитель не может с уверенностью думать о завтрашнем дне. Говорить о животноводстве как о полугодичном интервале и видеть перспективы только на первые полгода и никак не гарантировать следующие несколько лет – абсурд. Молочное животноводство это слишком серьезные инвестиции, которые требуют окупаемость не менее 7-8 лет и гарантий по стабильности цены на этот период. Несмотря на инвестиции , несмотря на все административные ресурсы, которые предпринимают администрации субъектов РФ, мы не видим положительных результатов, лишь сокращение поголовья и неутешительные результаты по количеству молока.
В связи с сезонностью, которая присутствует в РФ, когда производство молока в летний период увеличивается, а потребление уменьшается - переработчик не испытывает дефицита молока. Но уже осенью, в связи с уменьшением поголовья уменьшается производство и увеличивается потребление. Безусловно, переработчик будет ощущать дефицит молока, но при этом вести грамотную политику по поднятию цены на сырье производителя, потому что мы понимаем при дефиците молока – поднятие молока, это та синусоида, которая должна достичь максимального уровня. Каждый из производителей должен будет предложить что-то большее по цене. Поэтому пережив 2007 год, на мой взгляд, переработчики ведут четко согласованные действия по цене на сырье. Даже при дефиците сырья они говорят производителям «что нет никакой тенденции для роста цены». Это принципы бизнеса и это нормально, если мы понимаем, что при этом не возникает угрозы у государства свести производство молока на нет, которое сегодня несет серьезные убытки. Поэтому я вижу, что без государственного регулирования бизнес задумается об этой проблеме достаточно поздно. На мой взгляд, сегодня, мы видим, что на государственном уровне предпринимаются попытки регулирования, но реальных эффективных результатов это принесет не скоро. Государство должно поддержать кооперативные заводы в виде возврата процентной ставки на кредиты, которые возьмут производители молока на строительство собственных перерабатывающих мощностей. Кооперативный завод производительностью 300-500 тонн в сутки – это оптимальное решение. В свою очередь, мы планируем строительство кооперативного завода, для этого нам потребуется 10-12 месяцев. Это очень быстрые ресурсы, но мы надеемся, что с этими сроками мы справимся. Также надеемся на то, что нас поддержат как федеральные, так и региональные власти, т.к. это защита инвестиций собственников и государства, которые уже вложены в молочное животноводство. По всей видимости, в Европе и в мире этот период уже пройден, производство занимается собственной переработкой в 500-1000 литров в сутки, куда входят производителя молока. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью