Великий российский плетень

Источник: Журнал "Животноводство России"
Отношения производственных и торговых компаний с государственными структурами зачастую напоминают атмосферу средневековья. Лицемерие и абсолютная власть бюрократии превращают в кошмар жизнь предпринимателей, и это пагубно отражается на общей эффективности и конкурентоспособности российского производства. Поиски виноватых не заведут далеко: они не прячутся.
Дмитрий Грачев,
кандидат биологических наук,
заместитель генерального директора Adisseo C.I.S.

Отношения производственных и торговых компаний с государственными структурами зачастую напоминают атмосферу средневековья. Лицемерие и абсолютная власть бюрократии превращают в кошмар жизнь предпринимателей, и это пагубно отражается на общей эффективности и конкурентоспособности российского производства. Поиски виноватых не заведут далеко: они не прячутся.

Бюрократические издержки России на фоне отсутствия институтов общественного контроля — тайна, покрытая мраком, однако некоторые цифры и тенденции можно определить довольно точно. Приведу несколько свежих примеров из жизни рынка кормовых добавок, в частности, витаминов и аминокислот — абсолютно необходимых составляющих современных рецептур для достижения наивысших экономических показателей в животноводстве.

Предварительно стоит напомнить читателям о том, что за время перестройки и последовавших за ней событий практически вся отрасль, худо бедно обеспечивающая отечественное животноводство биологически активными веществами, канула в лету. Десятки крупнейших советских химических заводов перестали существовать. К началу
нового столетия страна оказалась в абсолютной зависимости от импорта большинства БАВ, аминокислот, холина. Налицо хроническое, если не сказать безнадежное, отставание в исследованиях потребностей новых кроссов и пород, в современных технологиях и методах контроля качества премиксов, в производстве ферментов, в компьютерной оптимизации рационов и т.д.

Мировая кормовая индустрия тем временем развивалась, претерпевая значительные изменения: центры влияния, определяющие многие тренды на рынке кормовых добавок, сместились в Юго Восточную Азию. На некогда стабильном и предсказуемом рынке витаминов и аминокислот началась азартная, практически биржевая игра. На мировую арену вышли многочисленные трейдеры и мелкие химические компании, не имеющие достаточного опыта и не несущие никакой ответственности в самом широком смысле этого слова.

«Первым звонком» в конце 1990 х стал передел рынка витамина С: жесткий агрессивный демпинг китайских производителей в короткий срок обанкротилбольшинство западных заводов, после чего, получив полный контроль и практически мировую монополию, китайские бизнесмены взвинтили цены и досего дня снимают коммерческие «сливки» с продаж этого продукта. И если бы только этого! Мировой бизнес большей части применяемых в животноводстве витаминов уже напрямую зависит от нашего восточного соседа.

Евросоюз довольно быстро адаптировался к переменам: большинство юговосточных кормовых добавок автоматически получили на Западе бессрочную «прописку» без каких либо дополнительных условий, кроме одного — полной ответственности поставщика за качество и безопасность. Разумеется, новые разработки ученых как с Востока,
так и с Запада по прежнему должны получать одобрение Еврокомиссии, а эффективность и безопасность этих инноваций необходимо убедительно доказывать. У предприятий в странах ЕС нет проблем и с оперативным лабораторным контролем входящего сырья.

К слову, следующей осенью FEFANA (Европейская ассоциация производителей кормовых добавок и премиксов) заканчивает по указанию Еврокомиссии тотальную «генеральную уборку» на европейском рынке: компании обязаны предоставить обновленные в соответствии с новыми требованиями ЕС досье на все кормовые и лекарственные добавки. В недавнем разговоре со мной президент FEFANA Франк Шмитлен выразил абсолютную уверенность в том, что никаких проблем с пролонгированием регистрации не возникнет у компаний, продукция которых хорошо известна и сертифицирована по стандарту FAMI QS.

Россия, в отличие от Европы, на фоне стремительных мировых тенденций оказалась настолько неповоротливой, а чиновники настолько инертными, что даже сегодня, когда только слепой или глухой не понимает причин и следствий возникших проблем, государственная машина продолжает политику бессмысленных запретов, ограничений и полнейшего пренебрежения к необходимости модернизации системы госрегулирования.

Кто бы мог представить 10 лет назад, что мировая рыночная цена на витамины в течение лишь одного квартала может претерпевать десятикратные скачки то вверх, то вниз? Еще три месяца назад оптовая цена на витамин D3 не превышала 5 евро за 1 кг, а сегодня она достигает в России 50 евро…

Кстати, официально объявленной причиной такого взлета цены стало неожиданное и загадочное «временное закрытие по техническим причинам» крупнейшего китайского завода, доля которого на мировом рынке к этому моменту составляла почти 60%.

Вместо ответа на вполне закономерный вопрос: «А при чем же здесь российская бюрократия?» — приведу следующий график.


Этот график показывает примерную динамику российских и европейских цен в евро на метионин в 2009 г. Мой коллега, побывавший недавно в Китае у Великой стены, по аналогии главной причиной расхождения кривых назвал «великий российский плетень». Именно «плетень», как показала жизнь, был мгновенно сооружен на рубежах свободной от конкуренции России взамен упраздненного сверху «железного занавеса». А на практике этот график означает, что российские крестьяне платят сегодня только за одну аминокислоту из пяти импортируемых в РФ на 2 млрд руб. в год больше, чем их коллеги в Евросоюзе. Но в случае с метионином существует относительно свободная конкуренция нескольких международных и одного отечественного производителя, в противном случае условная «чиновничья рента» могла бы оказаться еще выше.

Нельзя не отметить попутно, что крайне слабая система независимого контроля позволила нечистым на руку «бизнесменам» за последние годы сделать целые состояния на фальсификации кормовых добавок. Уровень методического и технического оснащения лабораторий сегодня, в век российских нанопроектов, недопустимо низок. Судите сами: одна извилина в голове и старая бетономешалка в гараже за ночь «превращают» грузовик метионина в
2–3 млн руб. грязной прибыли… Уверен, что у руководителей птицефабрик или свинокомплексов есть что рассказать
на эту тему. 

Мы пришли к тому, что в пореформенной России XXI в. оказалось практически негде оперативно, надежно и за разумную цену проверить качество ферментов, большей части витаминов, так называемых аналогов метионина и пр., что автоматически приводит к повышению рисков производителей и ростуих недоверия к продавцам. Мой беглый опрос операторов рынка показал их едва сдерживаемое «восхищение» российской системой контроля ввоза кормовых добавок со стороны уполномоченных госорганов. Характерный пример: на фоне осенних призывов высшего руководства страны «не кошмарить бизнес» именно осенью 2008 г. многие продукты, именуемые во всем мире кормовыми добавками, в России были «изобличены» как лекарственные средства. И теперь к процессу контроля над импортом, например витаминов и аминокислот, кроме неустанно бдящих ГТК, Россельхознадзора, Наркоконтроля и Минпромторга, подключился еще и Роспотребнадзор. А уже в январе 2009 г. после десятилетнего перерыва не замедлило вернуться и лицензирование, причем теперь двойное — медицинское и ветеринарное — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Приведенная ниже сравнительная таблица, по моему мнению, должна помочь будущим импортерам, еще не определившимся с бизнес планом, принять верное решение. Неудивительно, что изощренная система тотального контроля буквально парализует в первую очередь работу как раз самых законопослушных операторов рынка. Целый ряд российских премиксных заводов вынужден по этим причинам отказываться от экономически выгодных контрактов, например с «Адиссео», на прямые поставки субстанций витаминов из Европы. Одновременно в России сложилась издевательская по отношению к нашим производственникам практика: абсолютно любые витамины, минералы, аминокислоты и пр. свободно пересекают границу России в составе заморских концентратов, премиксов и витаминных смесей. Между тем в октябре 2009 г. два грузовика с витаминами нашей компании не смогли преодолеть границу и после двухмесячных мытарств вернулись во Францию.


Причинами такой бдительности на границе стали в одном случае незначительное (3%) превышение годового лицензионного объема в результате ошибки, допущенной при оформлении заказа на витамин В2, и в другом случае — утеря водителем одного из многочисленных сертификатов, затребованных российской стороной. Угадайте, какой будет цена витамина В2 в России в марте 2010 г., если учесть, что срок лицензий и всевозможных разрешений на ввоз заканчивается ежегодно с боем курантов 31 декабря, новый пакет разрешений (без учета процесса заказа и еранспортировки) мы получаем, как правило, в марте апреле, а доля поставляемого «Адиссео» этого продукта на рынке свыше 60%? Не лишним будет напомнить, что наиболее значимый для продуктивности и здоровья свиней и птицы из всех витаминов группы В — именно В2, дефицит которого, скорее всего, станет ощутимым в России к концу I квартала 2010 г.

Как не вспомнить о «плетне» и в связи с правилами Россельхознадзора, Минпромторга и ГТК, по которым импортер не имеет реальной возможности при необходимости изменить контрактную закупочную цену, зафиксированную в лицензии. В результате нередки случаи, когда контрактная цена в течение текущего «лицензионного» года неожиданно оказывается на порядок выше или ниже рыночной цены на продукт. Глубокий смысл этого незыблемого «правила одного года» мне абсолютно не понятен, зато вполне очевидна порочность системы, из за которой в конце каждого астрономического года в коридорах контролирующих ведомств выстраиваются многомесячные очереди компаний импортеров.

Справедливости ради стоит отметить свежий ветер перемен в Россельхознадзоре, где молодая и энергичная обновленная команда делает реальные попытки как то исправить ситуацию. Хорошие новости в последнее время сталчаще приходить из Российского зернового союза и Союза комбикормщиков, которые путем объединения усилий и настойчивого лоббирования интересов отрасли пытаются достигнуть разумного компромисса между госаппаратом и бизнесом. Однако на общем ходе событий это пока слабо отражается: в тотальной и устраивающей многих системе коллективной безответственности от нескольких подвижников мало что зависит.

Отчетливо понимаю, что мгновенное и чудесное изменение описанной системы может значительно усложнить мою работу и работу моих партнеров. Всем нам придется столкнуться с глобальной жесткой конкуренцией в борьбе за место под солнцем, и жизнь тоже не будет легкой. Но мириться с нынешней ситуацией можно, лишь потеряв совесть и разум. Да и за державу обидно!..
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью