В какую сторону клонится село

Источник: www.etver.ru
О сельском хозяйстве Тверской области сказано очень много. Но оценить, в каком состоянии оно сейчас находится и куда развивается, - задача не из легких. С одной стороны, по этой отрасли в регионе реализуется ряд серьезных инвестиционных проектов, с другой - полный упадок деревни, в которой и коров-то в частных подворьях днем с огнем не найдешь.
О сельском хозяйстве Тверской области сказано очень много. Но оценить, в каком состоянии оно сейчас находится и куда развивается, - задача не из легких. С одной стороны, по этой отрасли в регионе реализуется ряд серьезных инвестиционных проектов, с другой - полный упадок деревни, в которой и коров-то в частных подворьях днем с огнем не найдешь. Поди разберись, в какую сторону клонится село. Но вот парадокс: несмотря на все сложности, за кризисный 2009 год именно сельхозотрасль России отчего-то показала более-менее достойный экономический рост.
Впрочем, этот рост касался только крупных инвестиционных проектов. Реализуются такие проекты и в Тверской области. Однако при всей их важности для регионального бюджета они не решают проблем тех малых и средних сельхозпредприятий, которые уже существуют в регионе. А для них главная проблема - это сбыт готовой продукции. С начала рыночных отношений и по сей день.
В первую очередь, такие производители неинтересны крупным торговым сетям - не те объемы производства. Не интересуют местные продукты и многих покупателей, привыкших покупать только то, что ангажировано телевизионной рекламой. Эта позиция абсолютно ошибочна и вредна для сельскохозяйственного производства в целом.
Для покупателей, предпочитающих продукты в яркой упаковке, можно рассказать об одной закономерности, с которой знаком любой производитель продуктов питания - чем крупнее производство, тем ниже качество выпускаемой продукции. Дело в том, что у крупного производителя только одна цель - сокращение производственных издержек. Здесь важно сделать продукт как можно более дешевым в производстве. В результате в молоко добавляются различные растительные добавки, мясо в колбасе, по возможности, заменяется соевым белком и так далее. Приобретенные в итоге недостатки продукции забиваются яркой и редко правдивой рекламой.
Возможно, и местные небольшие производители пошли бы этим путем. Но это невозможно. Все дело в технологиях, которые используются для подделки мяса и молока с помощью сои и кукурузы. Они применимы только на крупных производствах. Да и удешевление продукции при их использовании возможно только при больших объемах продаж. На каком-нибудь небольшом молокозаводе в тихом районном центре эти технологии не применимы. Да и сухое молоко из Канады сюда не привезешь. Хочет того производитель или нет, но молоко он будет покупать местное и разливать его на оборудовании, которое просто не рассчитано на использование растительных компонентов. Поэтому хоть и в невзрачных полиэтиленовых пакетах, но местное молоко всегда будет на порядок лучше привозного, впрочем, как и любой другой продукт.
Что же касается крупных торговых сетей, которые не хотят торговать местными продуктами, для них можно припомнить еще одну закономерность: чем больше производство, тем больше в его продукте импортных составляющих. О том, что пора заканчивать кормить заграницу и начинать поддерживать российское производство, начали говорить лет 20 назад. А воз и ныне там...
В 2009 году в Тверской области на долю продажи продуктов питания приходилось 55% всего рынка розничной торговли региона. О чем говорит эта цифра? Во-первых, о нашей тотальной бедности, когда более половины всех свободных денег мы вынуждены тратить на пропитание. Во-вторых, о дороговизне продуктов. По цене одной пары штанов можно купить 2-3 килограмма среднего качества колбасы. И это в стране, которая занимает шестую часть обитаемой суши. И, оговорюсь, не самой плохой суши.
В свое время скандинавские специалисты от сельского хозяйства заявляли, что для того, чтобы накормить Советский Союз, достаточно территорий Новгородской, Псковской и Тверской областей. Может, пошутили, а может, и нет. Но то, что мы пока сами себя не можем прокормить, факт неоспоримый.
При этом не стоит забывать и об экономической значимости современного сельхозрынка. Его перспективы вновь оценены на Западе. К нам потянулись европейские производители. Тем более что закупочные цены на некоторые продукты в Европе ниже, чем в России. Например, молоко там стоит примерно на 2 рубля меньше, чем у нас. Но речь опять идет о мегапроизводителях, а малый и средний сельхозбизнес вновь под ударом. Его защита на региональном уровне возможна только при активном «продавливании» административными рычагами.
И такие «рычаги» существуют. Например, акция «Тверское - значит лучшее». В акции примут участие тверские производители продуктов питания. Предполагалось, что уже на этой неделе во многих супермаркетах Твери будут развернуты презентационные стенды для тверских производителей. В дальнейшем эти акции будут носить характер еженедельников и месячников. Эффективность от подобных акций вполне понятна. С одной стороны, у покупателей появляется возможность оценить качество тверских продуктов. С другой стороны, у производителей - реальная возможность заключить договора с торговыми сетями на площадках, где проводится презентация товаров.
Сейчас доля тверских продуктов в торговых сетях области составляет около 50 %. Наиболее охотно торгуют тверским супермаркеты «Универсал» и «Тверской продукт», хуже дела обстоят в «Тверском купце», но и здесь процент тверских продуктов достаточно высок. А вот доля тверских продуктов питания в московских сетях, представленных в нашем регионе, совсем ничтожна. Там, по всей видимости, существуют свои договоренности с производителями федерального уровня. Правда, и здесь есть подвижки к лучшему. В договоре о сотрудничестве, который подписали недавно Администрация Тверской области и сеть супермаркетов «Пятерочка» (в регионе планируется построить 40 «Пятерочек»), есть пункт об обязательном присутствие тверских товаров на прилавках этих супермаркетов. Наверное, по такому принципу стоит строить отношения и с другими торговыми сетями.
Есть и другие проблемы. Например, долги. Кризис приучил многих бизнесменов не платить по счетам. Например, задолженность переработчиков молока перед производителями в Тверской области превышает 30 млн. рублей. При этом сумма долга перед отдельными сельхозпредприятиями часто «зашкаливает» за 1 млн. рублей. При низкой рентабельности многих хозяйств такие долги ставят их на грань банкротства. Переработчики не платят производителям, производители не платят энергетикам и поставщикам кормов, и так далее.
Если долговой узел не будет распутан, под угрозой гибели окажется целая отрасль. Причем по нынешним временам достаточно перспективная отрасль. Тут уж не до прокорма остальной страны, как бы самим зубы на полку не положить.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью