В Иркутске больше не делают мороженое

Источник: "СМ Номер один"
Фабрика мороженого Иркутского хладокомбината приказала долго жить.
В Иркутске больше не делают мороженое

Фабрика мороженого Иркутского хладокомбината приказала долго жить. 50 лет предприятие выпускало холодное снежно-молочное лакомство, радуя и маленьких, и взрослых жителей Приангарья. А теперь иркутский пломбир в вафельных стаканчиках останется лишь в воспоминаниях. На фабрике и на головном предприятии — хладокомбинате — ситуацию не комментируют. Тем не менее «СМ Номер один» удалось выяснить некоторые причины произошедшего.

Проблема в банках

Еще недавно в Приангарье существовала Иркутская ассоциация мороженщиков, в которую входили Иркутский хладокомбинат и фабрика «Ангария». Теперь о какой-либо ассоциации говорить не приходится — «Ангария» осталась одна, причем одна от Красноярска до Хабаровска. Справедливости ради надо сказать, что небольшими партиями мороженое выпускают в Братске, но масштабного производства действительно в этих краях нигде, кроме Ангарска, нет.

Юрий Федонов, генеральный директор ООО «Фабрика мороженого «Ангария», рассказал о трудностях, которые испытывают российские предприятия пищевой промышленности, в частности фабрики по производству холодного лакомства.

— Мороженое — это не товар первой необходимости, да и спрос на него зависит от времени года, — говорит Юрий Федонов. — Рентабельность подобного производства мала, цены на сырье постоянно растут, а повышать отпускные цены на мороженое невозможно — товар не выдержит конкуренции. По словам генерального директора фабрики мороженого, только в прошлом году цены на сухое молоко возросли на сто процентов и единственный выход в такой ситуации — наращивать объемы производства, а это невозможно без высокотехнологичного оборудования, которое выпускается только за рубежом и стоит достаточно дорого.

Но самая главная проблема, которая, по мнению Юрия Федонова, не дает развиваться всей пищевой промышленности страны, заключается в том, что российские банки предоставляют кредиты только на короткие сроки.

— Недалеко от нашего предприятия строится пивзавод «САН ИнБев», он входит в крупную мировую компанию, и я вижу, какими темпами ведется строительство, и понимаю почему: деньги за границей можно взять на 10—15 лет под 4—5%. У нас же ситуация складывается совершенно иначе: мы берем кредит, покупаем дорогостоящее оборудование и, еще не успев его окупить, вынуждены рассчитываться по кредиту, беря на себя все новые и новые долговые обязательства. Поэтому-то наша промышленность и находится в кризисе.

Все предприятия не закроются, но Россия потеряет свою собственность, нашего здесь ничего не останется, потому что заводы и фабрики скупают крупные зарубежные корпорации. Основной игрок на рынке российского мороженого «Инмарко» уже продан англо-голландскому концерну «Юнилевер» (Sunsilk, Timotei, Dove, Rexona, Axe, Domestos, Knorr, Rama, Calve, Lipton, Brooke Bond — вот лишь некоторые из широко известных брендов, находящихся в портфеле Unilever). Сейчас практически все наши хладокомбинаты заканчивают свою деятельность, и это очень печально.

Много пломбира есть вредно

Начальник управления торговли и координации деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности администрации Иркутска Николай Блинков смотрит на сложившуюся ситуацию несколько иначе.

— Что сенсацию из пальца высасывать? Мороженого полно, — полагает Николай Николаевич. — Идет скупка и перепродажа компаний — это естественный процесс. Ну, закрылся завод карданных валов... А кому сейчас нужны карданные валы? А «Москвич», а ВАЗ — кому все это надо? В Иркутске больше нет чаеразвесочной фабрики, но чая же от этого меньше не стало. Закрылась Иркутская конфетная фабрика, но недостатка в конфетах мы вроде не ощущаем. Вот так и с мороженым. Вы какое любите? Пломбир? Его много есть вредно.

Тем не менее, помимо того что российская продукция является натуральной и полезной для здоровья, в отличие от ее зарубежных аналогов, она еще играет важную роль в социально-экономическом развитии регионов и страны в целом. Показатели социально-экономического развития напрямую зависят от валового внутреннего продукта, и закрытие даже одного предприятия в Приангарье тут же отражается на ВРП Иркутской области.

Однако Кирилл Федотов, руководитель службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, тоже считает, что поддерживать неэффективных производителей бессмысленно, и приводит в качестве примера тот же «Москвич», где убытки гасились за счет субсидий.

По мнению Кирилла Владимировича, нужно развивать конкуренцию, привлекать на рынок наибольшее количество участников. В настоящее время по поручению правительства администрация Иркутской области разрабатывает программу развития конкуренции на продовольственных рынках.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью