В шаге от молочного коллапса

Источник: kavpolit.com
Производители молока с 15 февраля, в том числе сырого, перед его выпуском в оборот должны организовать ежедневную ветеринарно-санитарную экспертизу.

Таковы требования Технических регламентов Таможенного союза о безопасности пищевой продукции и молока и молочной продукции.

В условиях, когда заготовительные пункты существуют далеко не в каждом районе, а коров остались единицы на село, исследования молока из личных подсобных хозяйств до перевозки организовать невозможно. А поскольку в Ставропольском крае и в других субъектах Юга России до 70% молока дают частные подворья, новые требования могут лишить молокозаводы сырьевой базы.

Между законом и коровой

Технические регламенты Таможенного союза для товаров, производимых в России, Белоруссии и Казахстане, почти миновали переходные периоды. С 15 февраля в полную силу вступят регламенты на продукцию животного происхождения. Усиливая контроль над качеством продуктов, они одновременно осложняют жизнь производителям. Молочную отрасль Юга России при усердии ветеринарных служб регламенты вообще могут привести к катастрофе.

Дело в том, что большая часть молока на молокозаводы Дона, Кубани, Ставрополья поступает из личных подсобных хозяйств. Доставляют его перевозчики — индивидуальные предприниматели. До 15 февраля они могут перемещаться по краю или области с ветеринарно-сопроводительным документом, который подтверждает, что коровы из конкретного населенного пункта здоровы и привиты, а молоко раз в 10 дней проверено.

Через три дня перевозить молоко между населенными пунктами, а тем более из района в район можно будет только после ежедневной ветеринарно-санитарной экспертизы.

На недавнем совещании в Управлении ветеринарии Ставропольского края начальник отдела организации обеспечения эпизоотического  и ветеринарно-санитарного благополучия Андрей Цапко объяснил заготовителям молока, что исследовать придется каждую партию молока от каждого хозяйствующего субъекта. Уже на этапе сбора ветеринар должен указать органолептические и физико-химические показатели сырого продукта.

Вопрос в том, где проводить экспертизу. Если бы молоко выпускали только молочно-товарные фермы или в каждом селе, где держат коров, был заготовительный пункт, как в советские годы, проблем с реализацией положений Техрегламента не возникло бы.

В реальности же исполнить требование Управления ветеринарии края о проверке молока каждый день на месте первой купли-продажи в сельских ветлабораториях либо в каждом районе практически невозможно. Ведь один молоковоз, чтобы наполниться, проезжает по нескольку сел в разных районах края. Пока он будет пять раз проводить ветэкспертизу, молоко просто скиснет. Не говоря уже о том, сколько придется заплатить за каждое исследование.

Индивидуальный предприниматель Николай Лаптинов, который занимается закупкой молока в частном секторе и доставкой его на заводы, считает, что селянам легче будет вырезать коров (благо цены на говядину пошли вверх), чем реализовать новые требования.

Искусство толкования регламентов

Официозный язык документов часто вместо четкости вносит неразбериху. Технические регламенты на животную продукцию, например, как сказано в их текстах, не распространяются на то, что производят личные подсобные хозяйства (ЛПХ) для личного потребления.

Но в них же указывается, что при реализации сельхозпродукции ее должны проверить на соответствие техрегламентам, которые, в свою очередь, выдвигают требования, осуществимые лишь при промышленном производстве. Минсельхоз России уже выпускал на этот счет успокаивающее селян разъяснение, из которого понятно лишь то, что пока пищевую продукцию ЛПХ будут проверять по старинке.

Нет должной ясности и с ежедневной ветеринарно-санитарной экспертизой молоковозов.  В регламентах о безопасной пищевой продукции и молока, и молочной продукции ежедневные исследования не упоминаются. Вместе с тем, определено, что непереработанная пищевая продукция перед выпуском в обращение на территории Таможенного союза подлежит ветсанэкспертизе. А вот является ли сдача молока владельцами ЛПХ выпуском в обращение — вопрос открытый.

Кроме того, экспертизу обязан делать производитель, а не заготовитель. На этот факт упирает, называя требования Управления ветеринарии неправомерными, Николай Лаптинов.

«Есть технологический регламент на молоко, есть ветеринарные законы. Я сам ветеринарный врач. Вы мне покажите, где это узаконено? – спрашивал он у чиновников управления. – Они сами запутались и согласились: «Да, молоко сборное идет. Оно все равно пастеризуется на молзаводах». Я говорю: так что вы, золото что ли хотите найти в нем? Я люблю исполнять законы. В законе о техрегламенте, в ГОСТе по молоку написано конкретно: производитель должен проверять молоко. А я перевозчик. Почему я должен его бесконечно исследовать? Эти вопросы я поднял перед ними. Они зашли в тупик».

Для сравнения и лучшего понимания ситуации Николай Иванович приводит пример с покупкой молока на рынке: «Вот купили мы молоко у разных продавцов. Идем домой, а нас инспектор останавливает: «Стоп, а вы исследовали это молоко?» А зачем его исследовать? Тот, кто привез, тот пусть и исследует. Мы просто купили и идем домой с этим молоком».

Свалить на производителя

У ветеринарных служб позиция четкая: нельзя допустить в оборот молоко, не прошедшее экспертизу. А как ее организовать – это головная боль производителей. Перевозчики-заготовители, которых в Ставропольском крае более 20 человек, к этой категории не относятся. Хотя они как раз по собственной инициативе исследуют молоко на жирность, плотность и кислотность перед отправкой на завод.

Производители – это сельские жители, которые сдают молоко всего лишь по 15-16 рублей за литр. В прежние годы им край хотя бы доплачивал по два рубля на литр с не более чем пяти тонн в год. В этом году до сих пор неизвестно, продлят ли дотации. Если доплату отменят, при нынешних ценах на корма и говядину выгоднее будет пустить молочные стада на мясо. Тем более в ситуации, когда ветеринары требуют организовать ежедневную экспертизу молока.

Их предложение оборудовать новые заготовительные пункты нереалистично. Эта блажь стоит порядка 10 миллионов, подсчитал Николай Лаптинов. Он в свое время предпочел организовать один такой пункт, но по всем правилам, чтобы контролирующим органам не к чему было придраться. На заготовительном пункте есть своя лаборатория, которая ежедневно производит исследование молока по органолептическим и физико-химическим показателям.

«У меня два охладительных «Битцера» (Bitzer). Они стоили по полтора миллиона рублей. Сейчас цена подскочила вдвое, значит, по три миллиона. Только на два охладителя надо 6 миллионов рублей. Ванна стоит 650 тысяч, весы 500 тысяч. Тем более надо особые требования соблюдать – чтобы навес был, горячая вода», – перечислил он в интервью корреспонденту КАВПОЛИТа.

Перевозчики к таким тратам не готовы, заводы — тем более, они сами на ладан дышат. В Зеленокумске и Александровском молокоперерабатывающие предприятия недавно закрылись. С одной стороны на них давят прокуратура и антимонопольная служба, чтобы они не повышали цены, с другой стороны – розничные торговые сети, сбивая до минимума закупочную цену на готовую продукцию.

Да и молока-то не очень много. Лет 10 назад один Советский район давал такой же объем сырого коровьего продукта, какой сейчас не набирается и с пяти районов. В некоторых селах осталось по 10 – 20 коров. Любое давление на крестьян заставит их просто отказаться от разведения скота, и молокопереработчики столкнутся с острой нехваткой сырья, которую уже почувствовали на себе мясоперерабатывающие предприятия, с тех пор как откорм скота стал убыточным.

А в тени – бруцеллез, лейкоз и прочая зараза

Повышенные ветеринарные требования ведут и еще к одной цепочке неприятных последствий – уклонение от ветконтроля, оборот молока больных животных и, как следствие, заражение людей.

«Теневых» дельцов в этой молочном бизнесе уже немало. В прошлом году после того, как резко выросли налоги, повысилась стоимость ветуслуг (стоимость справки Ф-4 выросла с 60 рублей до 145 рублей), сотни предпринимателей на Ставрополье самоликвидировались. Теперь они не только не платят налоги, но и не обращаются за ветсправками.

«Они ушли от ветеринаров, от этих бесконечных исследований, – подчеркивает Николай Лаптинов. -  А назад их трудно вернуть. Вот мы идем с вами на рынок, покупаем сметану. Она же без ветконтроля поступает! Хитрость в чем заключается: продавец одну корову держит, ее проверяет ветеринар, но от одной коровы две фляги сметаны, которые он привозит, не соберешь!Он у всех соседей скупает молоко. А на рынке не делают химический и микробиологический анализ со всей партии».

В Советском районе, по словам Николая Ивановича, теневые предприниматели закупают молоко у людей по ночам. Дают вместо 16 рублей за литр по 20 рублей. «Народ сдает втихаря без всяких справок. Они готовят творог якобы «от одной коровы» и по 150 килограммов в день продают», – поясняет он схему работы.

В Георгиевске подобным образом непроверенное молоко поступало в цеха «теневых» сыроделов. Когда бруцеллезом от этой продукции заразились люди, пришлось вырезать коров. «Вот этот момент бы не упустить, чтобы мы поголовье не потеряли», – беспокоится Лаптинов.

До точки не дошли

Полторы недели назад на возмущенные выступления производителей и сборщиков молока заместитель начальника краевого управления ветеринарии Александр Вергун отвечал непреклонно: «Переход из района в район – это оборот молока. В данном случае вы в своей товарно-транспортной накладной должны указать результаты ветеринарно-санитарной экспертизы. Мы же включим в ветеринарно-сопроводительный документ по форме 2 только номер и от какого числа товар. Или вы предлагаете, чтобы ветврач выдавал вам документ без поведения экспертизы? Нарушение техрегламента – это 200 тысяч для врача, как и для вас. Не мы эти препоны ставим. Мы речь ведем об исполнении техрегламента. Или мы вам предлагаем схему, или вы сами организуете процесс ветсанэксперизы».

И все же, понимая, что проблема по указанию сверху рассосаться не может, ветеринарное управление созовет молочников еще раз. На вопрос корреспондента КАВПОЛИТа, нашелся ли компромисс, Александр Вергун ответил, что ведомство ждет предложений, и каким будет окончательная схема проверки молока, пока никто не знает.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью