В России стартовал эксперимент по маркировке питьевой воды

Источник: pnp.ru
Теперь на бутылках и упаковках с питьевой водой будет размещаться информация, кем, где и когда произведена вода — 7 апреля стартовал эксперимент по электронной идентификации этой продукции. Вдохновителем эксперимента выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В палате регионов сообщили, что «пионерам» акции не придётся тратиться на оборудование для маркировки, расходы возьмёт на себя федеральный Центр.

Анекдоты про дорогостоящие «перье» и «боржоми», которые в действительности разливают в подвалах, уже не веселят покупателей. Ещё в июле 2019 года Валентина Матвиенко, будучи с рабочим визитом в Кисловодске, привела такие данные: до 80 процентов российского рынка минеральной воды составляет фальсификат. В качестве примера была взята ситуация с минералкой «Ессентуки» — после проверки документации более 30 компаний, которые производили воду под известным брендом, выяснилось, что изготовители даже не имеют доступа к скважинам! Тогда спикер пообещала, что на полках российских магазинов будет только чистое питьё, а не слитая из чайников вода, закупоренная в «фирменном» пластике.

Позже Валентина Матвиенко не раз поднимала эту тему на уровне Правительства. В феврале 2020 года спикер предложила премьеру Михаилу Мишустину ввести маркировку упаковки с питьевой водой. Как аргумент приводился удачный эксперимент с алкогольной продукцией — её идентификация, которая началась два года назад, помогла вывести из тени половину фальсифицированного спиртного (было 60 процентов, стало 30 процентов), и это только на первом этапе работы. За этим стоят не только миллиарды рублей, возвращённые в бюджет страны, но и жизни людей, избежавших отравления суррогатом. Кроме того, в России маркируется ещё ряд товаров, среди которых молочная продукция, лекарства, духи, фототехника.

Уже в марте этого года Правительство России постановило начать в России эксперимент по маркировке средствами идентификации упакованной воды, включая природную или искусственную минеральную, газированную, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ. Срок — с апреля 2020 года (7 апреля стало отправной точкой процесса) по март 2021 года. Форма участия регионов в эксперименте — добровольная. Но Валентина Матвиенко попросила коллег-сенаторов провести работу в регионах, чтобы к маркировке воды присоединилось как можно больше территорий.

«Мы знаем, что при принятии решения было сильное сопротивление со стороны определённых кругов, — сказала председатель Совфеда. — Но добросовестные компании более чем кто-либо другой заинтересованы включиться в эту работу, маркировка позволит убрать с рынка тех, кто разливают воду из-под крана». И заметила: лидерами эксперимента должны стать богатые на минералы и чистую воду Ставропольский край и республики Северного Кавказа.

Против маркировки выступал, в частности, Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод. Ещё в сентябре прошлого года организация предрекла резкий рост цен на питьевую воду. Причина — дополнительные расходы компаний на маркировку. Однако глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользования Алексей Майоров заверил «Парламентскую газету» — финансовая нагрузка не так страшна, как её «малюют». Тем более что компаниям, которые войдут в эксперимент первыми, оборудование для маркировки будет предоставлено бесплатно — за счёт федерального бюджета.

Для участия в эксперименте производитель должен подать заявку в Минпромторг — после её одобрения он получит уникальную «флешку» с кодом для маркировки из Центра развития перспективных технологий. Каждая промаркированная бутылка с водой будет внесена в единую федеральную базу, формированием которой займётся Минпромторг. И приобретая воду в магазине, с помощью смартфона и установленным на нём приложением граждане смогут определить, где и кем она была произведена, а также все этапы движения товара.

Компаниям, которые войдут в эксперимент первыми, оборудование для маркировки будет предоставлено бесплатно — за счёт федерального бюджета.

Соответствие воды маркировке будет контролировать Роспотребнадзор. Если при контрольной проверке обнаружено несоответствие, последствия могут быть самые серьёзные — вплоть до лишения производителя лицензии и возбуждения уголовного дела по факту мошенничества. Как рассказал Алексей Майоров, к концу этого года Минпромторг представит методику определения тех товаров, которые необходимо маркировать в России. Главный критерий — серьёзное увеличение доли подделок. А к 2024 году министерство планирует завершить создание единой национальной системы маркировки и прослеживания товаров.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью