В Кировской области предлагают создать молочный кластер

Источник: navigator-kirov.ru
Сельское хозяйство области переживает далеко не лучшие времена.

Между тем специалисты утверждают: у региона есть все возможности для того, чтобы не просто работать эффективно, но и занять достойное место в числе лидеров российского рынка. В качестве точки роста, способной вывести область на новый уровень промышленного развития, называют молочный кластер.

Кластер - это эффективная организация производства, которая помогает выиграть в конкурентной борьбе, - говорит доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН Дмитрий Логинов. - И если мы хотим быть конкурентоспособными на уровне России, то иного пути как организация кластера, у нас нет. Почему кластер следует создавать именно в молочной отрасли? Потому что это весьма перспективное направление, которое соответствует нашим климатическим условиям. Сегодня в молочной сфере регион производит сырья больше, чем перерабатывает. И если мы не пойдем по пути создания кластера, по этому пути может пойти другая область. В результате наше сырье будет утекать за пределы региона.

Игра в дефиниции?

Однако восторг по поводу кластера разделяют не все. Генеральный директор регионального лидера молочной промышленности - ЗАО «Кировский молочный комбинат» Василий Сураев о популярной идее отзывается прохладно:

Слово «кластер» сегодня модно, - говорит он. - А ведь в русском языке существуют исконно русские, привычные нам слова. И сотрудничество предприятий между собой тоже существовало всегда, как и их взаимодействие с учебными заведениями. Например, в настоящее время «Кировский молочный комбинат» тесно сотрудничает с Кировским механико-технологическим техникумом молочной промышленности в сфере подготовки кадров. Другой пример – «КМК» имеет свои отделения в Орловском и Зуевском районах, свой лицензированный учебный пункт, осуществляющий подготовку по 25-ти специальностям. По сути, это та же самая группа предприятий одного профиля. К тому же у нас есть Вятский молочный союз, куда входит большая часть предприятий молочной промышленности и десятки предприятий сельскохозяйственных.

Председатель комитета Заксобрания по аграрным вопросам  Николай Киселев еще более резок в оценках:

Я лично слово «кластер» не терплю, - говорит он. - Потому что очень много за последние годы играем в дефиниции. Я знаю только один настоящий кластер — это Силиконовая долина в США. Где тысячи предприятий занимаются производством, применяют высоконаучные технологии и получают поддержку государства. Если рассуждать в рамках этого понятия, можно сказать, что молочный кластер в области уже действует. У нас более 60 племенных хозяйств, которые занимаются производством молока и делают это достаточно успешно.

По мнению Николая Петровича, в целом политика региона в сфере молочной промышленности выстроена абсолютно правильно.

Не хватает, к сожалению, внятной российской политики, - говорит он. - В результате в области остро стоит вопрос о сохранении сельских территорий. И если сторонники кластера ратуют за решение именно этого вопроса, то тогда я обеими руками «за».

Упрощать не следует

Однако, по мнению профессора Логинова, создание кластера не стоит понимать столь упрощенно:

– Объединение – не единственный ключевой признак кластера, - говорит он. - В кластере гораздо важнее программа и стратегия. Приступая к созданию стратегии, мы должны оценить наш ресурсный потенциал, обозначить производственные площадки, изучить рынки сбыта и просчитать пропускную способность транспортных коммуникаций.

Во главу угла при создании кластера должно быть поставлено развитие переработки. Но если деньги в переработку вложит инвестор, зарегистрированный, к примеру, в Москве, кластерного подхода не получится. В этом случае контроль над добавленной стоимостью будет не у области: некто станет просто эксплуатировать местные ресурсы, используя регион как производственную площадку. Что касается местного переработчика, то он не должен быть монополистом:

Наличие конкуренции - очень важное условие,- поясняет Дмитрий Алексеевич. - Кластер никогда не сложится, если в регионе присутствует один-единственный лидер-переработчик. В этом случае он, пользуясь своим монопольным положением, неизбежно будет занижать закупочную цену на сырье, и развитие остановится. Мы такую ситуацию уже проходили. На уровне России положение, к сожалению, тоже не идеальное – весь молочный рынок пытается контролировать пара-тройка крупных производителей.

Еще один признак эффективного кластера – межотраслевое сотрудничество. Ведь если закупать составляющие продукта на оптовом рынке, то лидерства в ценах добиться не получится. Поэтому рядом с молочным производством следует разместить производство целлюлозно-бумажное – для выпуска упаковки, плодово-ягодное – для подготовки йогуртовых добавок и другие.

Обитель сыров и йогуртов

По мнению Дмитрия Логинова, контуры возможного кировского кластера можно наметить:

– Прежде всего, надо обратить внимание на уже существующих промышленников, - говорит он. - К примеру, «Кировский молочный комбинат» — это потенциальное ядро кластера. Известно, что у него есть свои филиалы в районах - все это предполагаемые точки развития. В свое время в регионе рассматривался проект о строительстве сыродельного завода в поселке Стрижи. Он тоже является потенциальной площадкой для будущего кластера. Как видите, географические пункты, которые я называю, близки к Кирову. И не случайно: в областном центре сосредоточена наука, здесь же предпочитают жить высокооплачиваемые специалисты. Получается, предполагаемый кластер - структура довольно разбросанная по территории.

Вероятная генеральная схема может выглядеть так, - продолжает Дмитрий Алексеевич, - областной центр как ядро, где находится интеллектуальный штаб и основное перерабатывающее производство, и отдельные перерабатывающие предприятия в районах, особенно в южной зоне. А в качестве перспективных для производства продуктов я бы предложил сыры и йогурты.

Парковая альтернатива

А пока идея молочного кластера находится лишь на начальной стадии обсуждения, альтернативой ей может выступить агропромышленный парк.

Агропромпарк – производственно-экономическая система, содержащая перерабатывающие или сервисные производства, связанные единой технологической цепочкой. С конца прошлого года к реализации подобного проекта приступили в «Корпорации развития Кировской области».

В настоящее время проект находится на стадии определения земельного участка, - рассказалведущий специалист корпорации Николай Манин, - ориентировочно в середине лета площадка будет определена. Участок подбирается на основе запросов якорного резидента, который был определен в самом начале. Кроме него, заявились три более мелких участника.

Названия фирм-резидентов Николай Манин не раскрывает - информация составляет коммерческую тайну. Зато известно, что всем участникам обещаны бесплатное подсоединение к инженерным сетям и различные меры господдержки.

Агропромпарк может стать центром будущего кластерного объединения, - комментирует начинание Дмитрий Логинов. – Однако нам следовало бы выработать определенную систему общения с инвесторами. - Пока оно носит эпизодический, спонтанный характер. Появляется инвестор - мы делаем на него ставку. Стремиться же нужно к тому, чтобы создать поток инвесторов. Чтобы инвесторы выстраивались к нам в очередь, а мы взвешивали, кто из них нам более полезен.

Буксир для отстающих

Интеграция сельхозпредприятий — еще один способ если не развития, то по крайней мере, сохранения сельских территорий. Постановление о стимулировании интеграционных процессов принято в правительстве области в 2011 году. Процесс представляет собой присоединение слабого, погибающего хозяйства к более сильному.

При этом хозяйственникам, берущим под свое крыло отстающих соседей,  возмещают из бюджета 50% средств, затраченных на постройку основных фондов и закупку племенного скота. Однако предельный размер компенсации не может превышать 10 млн. рублей, а затраты на восстановление «отстающего» требуются в разы большие.

В настоящее время участниками процесса интеграции уже являются 12 сельскохозяйственных организаций из восьми районов области.

Представьте: у вас есть дачный участок. Вы там каждый день полете грядки, и он у вас находится в идеальном состоянии, – делится своим мнением директор СПК племзавод «Соколовка» Вячеслав Ягдаров. - А рядом – соседний участок, который полностью зарос чертополохом, потому что соседи на нем работать не хотят. И вот вам предлагают помочь этим товарищам, которые не желают полоть свой чертополох. Так и с интеграцией.

Нежелание представителей отстающих хозяйств работать, по словам Вячеслава Николаевича, представляет одну из главных проблем интеграции. Впрочем опытный аграрий не жалуется:

Я просто делюсь проблемами, - поясняет он. - Дело ведь это добровольное, нас никто не заставляет. Больно просто смотреть, как земля зарастает. Если с ней, этой землицей по-хорошему разговаривать, она ведь урожаи будет давать. Поэтому и берем на себя этот хомут.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью