Уральский фермер содержит своих животных под открытым небом

Источник: www.oblgazeta.ru
Уральский фермер содержит своих животных под открытым небом и выращивает экологически чистую продукцию.
Уральский фермер содержит своих животных под открытым небом и выращивает экологически чистую продукцию.

Своих лошадей и быков фермер из Берёзовского городского округа Сергей Назаров содержит в спартанских условиях: копытные даже зимой пасутся в лесу, добывая траву из под снега, крупный рогатый скот в самую лютую стужу днюет и ночует в загоне, пронизываемый ветрами, засыпаемый снегом, питаясь сеном и зерноотходами. Делается это не только ради экономии средств на содержании животных. Сергей Назаров убеждён, что таким образом выращивает экологически чистую, полезную для человека продукцию в противовес той, что заполонила наши магазины. 

Все хвори от пищи?

Действительно, сегодня люди всё больше задумываются о том, какую пищу они едят. И выходит, что кормят нас гигантские фабрики мяса. На современных свинокомплексах поголовье исчисляется десятками тысяч, а на птицефабриках — миллионами. Вырастая до убойных кондиций, тамошняя живность ни разу не видит солнца, травы, не знает, что такое дождь. Для них создают искусственный микроклимат, составляют рационы, далёкие от природных, защищают от болезней химическими препаратами. В результате полученная продукция, как считают многие, далека от того, к чему наш организм был приспособлен изначально, на что был настроен. В итоге — многочисленные его сбои, оборачивающиеся болезнями.

— Хвори липнут к нам не случайно. Мы гробим себя такой пищей. Почему моя бабка прожила 104 года, почему дед дожил до глубокой старости? Они ели то, что выращивали на своём подворье сами, они всю жизнь прожили в деревне, — убеждённо рассказывал мой собеседник.

До того, как стать фермером, Сергей Назаров 23 года отслужил в армии, в одном из подразделений ПВО под Екатеринбургом, был военным автомобилистом. В девяностые годы воинскую часть расформировали, казармы опустели, служивый люд стал искать применение себе в новой жизни. Сергей Назаров долго не мудрствовал — завёл скотину, ухаживать за коровами и лошадями он был приучен ещё в детстве. Начинал, по его словам, с четырёх тёлок и трёх кобыл.

— Сначала держал их в кирпичной казарме, что бросили военные. Не понравилось, скотина дохла. Тогда присмотрелся к тому, как содержат бычков знакомые фермеры из Тюменской области, и Казахстана. Там морозы и ветра посильнее наших, а животным в загонах хоть бы хны, — говорит он.

Без крыши над… рогами

Сейчас в фермерском хозяйстве «Возрождение», главой которого является Сергей Назаров, имеется 75 лошадей, более шестидесяти голов крупного рогатого скота, выращиваемых на мясо. Все они содержатся под открытым небом. 
Смело подлезаем вслед за хозяином под жердину забора, и вот мы уже в загоне, где вместе с коровами пасутся угрожающего вида быки и довольно резвый молодняк, самые задиристые из которых непременно хотят встать у тебя на пути. Эти телячьи забавы хозяин пресекает громким окриком — его они боятся. 

Фермер Назаров собрал в одно стадо животных сразу нескольких пород: чёрно-пёстрой молочной, а также мясных — герефордов, шароле, аумикольской. Мясные породы представлены быками, молочная — тёлками. Потомство в итоге получается помесное. Такие бычки несут уже генотип мясных отцов: быстро набирают вес, дают мясо высокой сортности. 

Вообще-то за рубежом продукция, полученная от скота мясных пород, так называемое мраморное мясо, ценится намного выше привычной нам говядины, получаемой от молочного скота. В нашей стране многие просто не знают о том, что такое мраморное мясо. Мало у нас мясного скота. Вот и Назаров выращивает помесный молодняк от молочных коров, потому что приобрести нетелей мясных пород не так-то просто, в нашей области их практически нет. Но всё же мясное скотоводство набирает обороты. Причём многие энтузиасты этого дела предпочитают уходить от индустриальных методов содержания животных, их подопечные, например, не знают, что такое крыша над… рогами. Отсутствие у Назарова чего-то похожего на ферму поначалу озадачило и меня.

— А куда они уходят на ночлег? — спрашиваю своего провожатого.

— Здесь же и ночуют.

— Где?

— Да вот же, ребята, опил с навозом, на нём они спят, тут им тепло, он же греется, «горит», и ничего другого им не надо. Пойдёт сильный снег — уйдут под навес.

— Мёрзнут, наверное, от холода.

— Никто ещё не замёрз, наоборот, к ним ни одна зараза не липнет. 

Здоровые, упитанные животные одним только своим безмятежным видом словно подтверждали слова хозяина. Хотя мороз стоял нешуточный — тридцать градусов. При этом одни из бычков лениво теребили тюк сена, другие лежали, зарывшись в опил, третьи — безмятежно сосали мамкин сосок.

— Смотри, смотри, ему три месяца, а он мать сосёт, — показывал Сергей Назаров на такого телёнка.

Бычок с трудом подлезал под коровье брюхо, таким он был большим. Как рассказал фермер, коров здесь не доят, всё молоко достаётся телятам, от мамкиного вымени они не отходят, порой, до четырёх месяцев. Зато вырастают здоровяками. К этому периоду они жуют и сено. Рацион здесь незатейливый — сено в рулонах, да отходы от помола овса. Летом скот пасётся на пастбищах. Комбикорм у нашего фермера не в чести. И не только потому, что дорого стоит.

— Мне не нужно никакого комбикорма — он же напичкан химическими добавками. Ездил я, смотрел каких на нём выращивают быков. Да, большие, шея — не обнять нам вдвоём, мяса с такого получат много. А что толку? Не надо мне такого мяса…

Гусь бычку — товарищ

Кстати, о мясе. Как поведал мой собеседник, проблем со сбытом продукции у него нет. Желающие заполучить экологически чистую продукцию сами его находят. Многие забирают скот живьём, забивают уже на своём подворье. Спрос год от года только растёт. Конечно, в магазине такую продукцию не сыщешь. Сам Сергей Назаров пока и не мечтает поставлять мясо в торговую сеть. Сейчас он озабочен расширением своего поголовья, по его словам, к весне ждёт прибытия трёхсот герефордов из Голландии. 

- Когда будет большое поголовье — тогда и будут договора с мясокомбинатами, торговлей, — делится он планами.

Под новое стадо планирует этой весной посеять на своих полях овёс и восточный козлятник. Всего в его распоряжении находится 2750 гектаров земли. Говорит, что такие площади могут прокормить три-четыре тысячи голов скота. Выходит, планы у фермера большие. Обмолвился, в частности, что хочет заняться ещё и гусями. Держать их будет также на вольном выгуле, благо болот в округе много, а там для пернатых и пища, и вода.

Возможно, так, с малых шагов, у нас в конечном итоге разовьётся целое направление в сельском хозяйстве — производство экологически чистой продукции. А почему бы нет? Для этого есть все условия: спрос на рынке, неиспользуемые сельхозугодия, а главное — энтузиасты нового дела.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью