Украина: На западном фронте без перемен

Источник: apk-inform.com
Именно так можно было бы спрогнозировать развитие экспорта сельскохозяйственной продукции из Украины.

Еще и сегодня чуть ли не наибольшее внимание в вопросах международной торговли уделяется обсуждению соглашения об ассоциацию между Украиной и ЕС, которое предусматривает либерализацию торговли между сторонами, и негативной реакции на это соглашение со стороны Российской Федерации.

Очевидно, что эта дискуссия является основополагающей для украинской экономики в целом и сельского хозяйства в частности. И потому она, по всей видимости, будет продолжаться и в 2014 году.

В первую очередь, речь идет о том, насколько условия соглашения о свободной торговле с ЕС благоприятны или нет для Украины. Сам факт наличия исключений дает основания для того, чтобы одни были довольны соглашением, а другие нет.

Прежде всего, следует отметить, что исключения имеют ограниченный характер. Для 83% сельскохозяйственных товаров ЕС предусматривает отмену пошлины с первого дня действия соглашения. Что это значит, например, для сыров? На сегодня ставка пошлины на твердые сыры составляет от 160 до 190 евро за 100 кг. Эта ставка пошлины является фактически запрещающей и чисто с коммерческой стороны не позволяет украинским производителям выходить на рынок ЕС. Таким образом, для сыров и большинства других сельскохозяйственных товаров режим свободной торговли, предусмотренный соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, более чем привлекательный.

К этому следует добавить, что Украина отменяет свою пошлину в течение переходного периода (3, 5 или 7 лет), а в определенных случаях так же сохраняет возможность взимать пошлину даже после завершения переходных периодов. Такая асимметрия создает дополнительные преимущества для украинских производителей.

Больше дебатов вызывают условия торговли теми товарами, где либерализация является частичной. Напомню, что на часть товаров ЕС предлагает отменить пошлину лишь на определенное количество товаров – в рамках тарифных квот. Это значит, что товары, экспортируемые в рамках квоты, не облагаются пошлиной, а те же товары, которые экспортируются, когда квота исчерпана, облагаются пошлиной. К сожалению, часто данный механизм ошибочно принимается как определение объема продукции, которая будет приобретена, хотя это далеко не так.

В большинстве случаев тарифные квоты отвечают как историческому экспорту, так и экспортному потенциалу Украины, и потому фактически весь экспорт этих товаров не будет облагаться пошлиной.

Необходимость увеличения тарифных квот, о чем неоднократно говорилось в последние недели, можно теоретически рассматривать лишь относительно двух категорий товаров – зерновые и мясо птицы, поскольку со времени окончания переговоров в 2011 году изменились существенные условия торговли этими товарами между Украиной и ЕС.

В последние 2 года ЕС не применял пошлину на импорт пшеницы и кукурузы. То есть торговля между Украиной и ЕС происходила фактически в условиях свободной торговли. В этих условиях экспорт зерновых из Украины в ЕС составлял около 6 млн. тонн, что значительно больше 2 млн. тарифной квоты, предусмотренной соглашением.

По состоянию на дату окончания переговоров экспорт мяса птицы из Украины во все страны мира был меньше, чем установленная соглашением тарифная квота. Более того, производство было меньше, чем внутреннее потребление. Но за последние 2 года украинские предприятия существенно модернизировались, а следовательно, увеличили производственные мощности и, что главное, получили разрешение на экспорт своей продукции в третьи страны. Этой осенью первые партии мяса птицы украинского производства были экспортированы в ЕС, что выгодно нашим производителям даже в условиях взимания пошлины. Следовательно, возможности для экспорта могут быть большими, чем определенная соглашением тарифная квота.

Требует ли это пересмотра соглашения? Однозначно – нет. Новые переговоры – вещь обременительная и продолжительная. Зато мировая практика, в том числе и соглашение об ассоциации, предусматривает возможность внесения изменений в приложения, в которых определены тарифные квоты, двусторонними органами. В практике ЕС есть примеры того, что отдельные торговые условия изменялись вскоре после подписания соглашения. Поэтому наиболее эффективный путь урегулирования любых потенциальных проблем – скорейшее подписание соглашения и его дальнейшее усовершенствование с помощью механизмов, предусмотренных самим соглашением. Ведь промедление с подписанием соглашения означает потерю нашими производителями тех конкретных возможностей для увеличения продаж, которые предусматривает соглашение.

Едва ли не самой большой угрозой соглашения был и остается риск негативной реакции со стороны стран Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, которая будет заключаться как в увеличении тарифов, так и в применении нетарифных ограничений.

Относительно тарифов угроза более-менее понятна. На сегодняшний день соглашение о свободной торговле в рамках СНГ предусматривает фактически нулевой уровень тарифов. Однако дополнение №6 к этому соглашению предусматривает среди прочего, что страны Таможенного союза могут повысить тарифы на украинские товары, в случае если заключение соглашения об ассоциации с ЕС будет угрожать или причинять вред товарам Таможенного союза. Несмотря на то, что это звучит угрожающе, использование дополнения №6 обусловлено соблюдением определенных процедур, необходимостью объективного определения наличия угрозы и т.п. Поэтому одной из ключевых задач украинского председательства в СНГ в 2013 году должна была бы стать выработка  общего подхода к возможному применению пошлин в таких ситуациях.

Большей проблемой является непредсказуемость в нетарифных барьерах. Причины введения запретов на конфеты, молоко, сыры и мясо остаются достаточно часто тайной не только для общественности, но и для предприятий, которые попали под запрет.

Есть ли из этого выход? Как ни странно, есть, хоть и парадоксальный. Надо максимально использовать создание нового сегмента нормативной базы для России – технических регламентов и других нормативных актов Таможенного союза. Речь не идет о присоединении к Таможенному союзу или этим регламентам. Речь идет о том, что Украина должна приложить все усилия для того, чтобы обеспечить соответствие собственных производителей и контролирующих органов этим требованиям, а также провести аккредитацию украинских лабораторий с целью оценки соответствия требованиям Таможенного союза. Чем более конструктивным будет сотрудничество, тем меньше будет шансов для введения ограничений. Кроме политических конечно. Но это уже проблемы другого характера.

Кстати, эта работа ни в коем случае не противоречит развитию торговли с ЕС. Как показала практика, требования Таможенного союза часто повторяют требования ЕС. Это, в свою очередь, связано с развитием сотрудничества на международном уровне, в частности Комиссии Codex Alimentarius. Поэтому здесь нет проблем по существу. В конечном итоге ЕС проинспектировал и разрешил импорт из Беларуси, члена ТС, для большего количества предприятий, чем из Украины.

В конце концов, именно соответствие требованиям ЕС является ключом для рынка ЕС, а не тарифы. Украинская курятина доказала это в текущем году. Кто продолжит эту позитивную тенденцию в следующем году – сыры, молоко, свинина, говядина?

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью