Украина: Как чувствуешь себя, кооперация?

Источник: rg.kiev.ua
В конце июня в селе Денежниково Новоайдарского района состоялся семинар-совещание по проблемам кооперации. Специалисты управления агропромышленного развития Луганской облгосадминистрации продемонстрировали собравшимся материалы о преимуществах ко­оперативов на примерах Европы и Америки – графики показателей, иллюстрации. Сельские головы, сельхозпроизводители с интересом просмотрели картинки, внимательно выслушали заверения чиновников об эффективности и важности объединения.
Объединиться, чтобы выжить – это сегодня единственный выход для сельхозпроизводителей Украины. Однако сделать это на Луганщине 
не так-то прост.

Благотворительность  наказуема

В КОНЦЕ июня в селе Денежниково Новоайдарского района состоялся семинар-совещание по проблемам кооперации. Специалисты управления агропромышленного развития Луганской облгосадминистрации продемонстрировали собравшимся материалы о преимуществах ко­оперативов на примерах Европы и Америки – графики показателей, иллюстрации. Сельские головы, сельхозпроизводители с интересом просмотрели картинки, внимательно выслушали заверения чиновников об эффективности и важности объединения. Но жительница села Закотное Новопсковского района Татьяна Семеновна Сивоконь восприняла эту информацию с изрядной долей иронии и даже сарказма. 
– Кооператив я организовывала дважды, и дважды нас выте­сняли с рынка, создавая условия, работать в которых становилось невозможно, – рассказывает Татьяна. – Кому нужен конкурент, который повышает закупочную цену да еще и дотации сдатчикам молока выплачивает? У нас такая благотворительность не принята!

Мафия  в  действии

ПЕРВЫЙ молокозаготовительный кооператив Сивоконь создала в 2002 году.

– Наивная, хотела работать честно, не знала, что нужно запас­тись «крышей», с которой нужно делиться, – вспоминает Татьяна Семеновна. – Конкуренты сделали все, чтобы судья нашел в документах нарушения, и имущество – помещение, оборудование – у нас отобрали. Кое-что удалось отсудить, четыре года жизни на это ушло…

Когда в 2009 году правительство громко заговорило о возрождении села и разрекламировало соответствующие государственные и региональные программы, Сивоконь вновь принялась за создание кооператива. В Новопсковском районе власти нашли массу отговорок, чтобы отказать женщине в аренде помещений. Пришлось базироваться в соседнем Старобельском районе. Заключили договор с Попаснянским молокозаводом. Начали работать и… продержались три месяца.

– В один далеко не прекрасный день молоковоз не приехал, – вспоминает Татьяна. – А у нас две с половиной тонны сырья! Позвонила на завод – там начали говорить о каких-то накладках, потом предложили нам самим транспортировать продукт. Проблема решилась, когда я дозвонилась в Луганскую облгосадминистрацию и пригрозила вылить молоко им под порог. Молоковоз наконец пришел, но на этом все и закончилось. Завод отказался с нами сотрудничать. Думаю, на директора надавили сверху.

– Кто надавил?

– Молочная мафия, которая получает хорошие дивиденды с этого бизнеса. Это дотации, которое государство выплачивает сдатчикам молока, но многие хозяева коров даже не знают, что государство таким образом их поощряет…

Татьяна Сивоконь знала. В ее хозяйстве к тому моменту было три буренки. Экономист по образованию, она подсчитала, что в условиях взаимного сотрудничества с государством заниматься молоком выгодно обеим сторонам: и селяне при доходе, и в магазинах страны – качественный родной продукт. Свою выгоду вычислили и те, кто ворует деньги, предназначенные сдатчикам молока.

Молоко  с  огурцами 

МЕЖДУ сдатчиком молока и молокозаводом, на специальный счет которого поступают госдотации, стоит перекупщик – он-то и должен развозить по подворьям положенное вознаграждение за нелегкий крестьянский труд. Сивоконь в первый месяц доплатила членам своего кооператива 30 копеек за каждый сданный литр, во второй – уже 59 копеек. 

– Кто-то сдает каждый день десять литров, а кто-то и сто, вот и посчитайте, насколько это значительное финансовое подспорье, – рассуждает Татьяна Семеновна. – В масштабах области выходят вообще огромные суммы. Так, в 2009 году из бюджета страны выделено 9 миллионов гривен, в 2010 – 14 миллионов, только за январь-февраль 2012 – 2,7 миллиона гривен. Хочу сказать, что подобная информация тщательно скрывается местной властью. Эти цифры я узнала только тогда, когда на мой запрос пришел ответ из Министерства агрополитики. 
– Кооператив не может быть прибыльным предприятием, – продолжает Татьяна Сивоконь. – Его цель – облегчить селянам  реализацию сырья, быть честным посредником. Об этом я пыталась говорить с председателем Луганской облгосадминистрации Владимиром Пристюком, но он отправил меня к какому-то чиновнику из управления агропромышленного развития, а тот раздраженно намекнул мне, что «с молоком все уже налажено», и порекомендовал заниматься овощами.

В  чем  подвох?

С МОЛОКОМ на Луганщине, похоже, действительно все налажено – так, как понимают процесс те, кто бессовестно «пилит» госдотации. И пускать в этот огород бессребреников вроде Сивоконь, ой, как не хочется! И, думаю, неспроста ходят слухи, что десятки киосков (чуть ли не в каждом квартале Луганска), в которых реализуется молочная продукция под маркой «Станица», – один из бизнесов семьи председателя фракции Партии регионов в Верховной Раде Александра Ефремова. 

В то же время мелкие и крупные руководящие сошки на местах вдруг активно заговорили о прелестях кооперации и золотом дожде дотаций.
– Такие разговоры – предвыборная агитации, которой Партия регионов пытается убедить народ Украины в своей эффективности, – считает Татьяна Семеновна.

– Мы знаем, что нам положена дотация на выкорм скота в одну тысячу гривен, – поделились жители села Можняковка. – Брать не хотим. Неизвестно, что потом власть потребует взамен. Может, зарезать будет нельзя. Может, налогом обложат. Может, мясо продать и можно будет, но только после того, как полученную тысячу вернешь в троекратном размере. От этих регионалов всего можно ожидать…

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью