Убегающее молоко

Источник: nakanune.ru
Россияне в кризис все-таки начали экономить на продуктах питания, отказываясь от дорогого в пользу дешевого и необходимого. Об этом, кроме всего прочего, свидетельствует снижение производителями и переработчиками цен на молоко. С января закупочные цены упали на 11%, отпускные – примерно на 2%.
Убегающее молоко

Россияне в кризис все-таки начали экономить на продуктах питания, отказываясь от дорогого в пользу дешевого и необходимого. Об этом, кроме всего прочего, свидетельствует снижение производителями и переработчиками цен на молоко. С января закупочные цены упали на 11%, отпускные – примерно на 2%. Однако ценники в большинстве магазинов не поменялись – если производители готовы отказаться от прибыли ради сохранения объемов производства, то торговые сети не собираются отказываться от возможности увеличить рентабельность.

Бутылка кефира, полбатона

Снижение цен вызвано, в первую очередь, снижением спроса, - рассказал Накануне.RU генеральный директор ОАО "Молочная благодать" Юрий Жуков. Он отмечает, что наиболее сильное снижение было отмечено еще в прошлом году, теперь же население более или менее адоптировалось к кризису, на дешевую продукцию спрос остался прежним или даже вырос. За счет этого роста компенсируется падение спроса на дорогу продукцию: йогурты, творожные сырки, сыры и так далее. "Продажи молока, кефира, ряженки такие же, как раньше. В целом объемы сохраняются, есть даже рост 10% к уровню полугода, но только за счет того, что снизили цены", - подчеркивает Юрий Жуков.

Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко уверен, что падение спроса на молоко (в прошлом году оно составило 11%) только частично связано с кризисом. Еще один фактор – введение нового техрегламента.

"Возникли неправильные материалы в прессе, что мы пьем черте что, а это неправда. Но эти материалы оттолкнули часть населения", - считает Андрей Даниленко. По его мнению, молоко теряет популярность из-за того, что утрачивается понимание его полезности.

"Если население Советского Союза росло на стереотипе, что обед – это булка хлеба и кефир, либо молоко, то сейчас поколение растет с рекламой "сникерса", как самого питательного продукта. Мы теряем поколение, которое бы считало молоко необходимым", - продолжает председатель правления Национального союза производителей молока. Он рассказывает, что сейчас совместно с государством запускается проект по социальной рекламе потребления молока. "Уже первый ролик сделан, через некоторое время его пробно начнут показывать. В ролике будут показаны привлекательные люди, потребляющие молоко", - сделал анонс Андрей Даниленко.

Он уверяет, что спрос на молоко начинает восстанавливаться. Даже по социологическим исследованиям молочная продукция стоит последней в списке, от чего человек будет отказываться для экономии своего бюджета, поскольку молочные продукты – самый дешевый источник белка.

Коров  - на мясо

В прошлом году средняя закупочная цена за литр молока была 12 руб., сейчас 10,5-11 руб. в Свердловской области, а в Тюменской, Челябинской областях, Республики Башкирия, Пермском крае – от 8 руб. до 9,4 руб. Тем не менее, у них молоко генеральный директор ОАО "Молочная благодать" Юрий Жуков покупать не собирается, поскольку с местными поставщиками заключены долгосрочные контракты, а у производителей из соседних регионов "сегодня есть молоко, завтра нет".

Предпринимателя беспокоит другое. "Производители из других областей будут ввозить свою продукцию и завоевывать наш рынок - там спрос упал еще сильнее. Поэтому мы уже снизили отпускные цена на 2,5 руб., тогда как закупочные снижены на 1,5 руб. Мы сокращаем прибыль, чтобы сохранить долю рынка, иначе сырье будет вообще не востребованным", - отмечает Юрий Жуков.

Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко рассказал Накануне.RU, что тенденция снижения цен на молоко наблюдается не только в России, но и по всему миру. "По сути, возникло перепроизводство. В России это связано с большой долей дешевой молочной импортной продукции, которая поступает с Украины и Белоруссии. На Украине рухнула гривна, а Украина - крупный производитель сыров, и сами потреблять тот объем, который производят, не могут. В итоге сыр попадает на российский рынок. В Белоруссии тоже вкладываются очень большие деньги в субсидирование, в итоге получается куда больший объем молока и молочной продукции, чем потребляется. Дешевая продукция попадает на российский рынок", - говорит Андрей Даниленко. Российские производители, в свою очередь, вынуждены тоже снижать цены.

Перерабатывающие заводы все же остаются в прибыли, пусть и небольшой. Генеральный директор ОАО "Серовский городской молочный завод" Александр Канашин заявил Накануне.RU, что рентабельность переработки - 3-7%. "Но в четвертом квартале она была даже меньше 3%", - добавил Александр Канашин.

Производителям молока куда хуже. Они фактически работают по себестоимости, а то и ниже ее. Себестоимость производства молока зависит от того, на каком уровне оснащения находится ферма, какое техническое отношение, поэтому универсальной цифры нет, но в Свердловской области она колеблется в районе 10 руб. Разумеется, что долго работать в убыток или хотя бы без прибыли никто не будет, поэтому скоро производители будут снижать производство, если ситуация не поменяется.

Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко поясняет, что сокращение производства возможно как за счет кормления коров более дешевым кормом, что приведет к уменьшению надоев, так и за счет сокращения поголовья, тем более, что мясо дорожать продолжает. "Сокращение производства приведет к дефициту, а дефицит – к повышению цен. Производители начнут наращивать объемы производства. Но сократить значительно быстрее и легче, чем опять нарастить", - подчеркивает Даниленко.

Жадные сети

Дефицит молока пока только ожидается, сейчас же его переизбыток. Соответственно, раз цены снижают поставщики, их должны снизить и торговые сети. Но этого либо не происходит, либо цены снижаются намного меньше, чем могли бы (литр молока в екатеринбургских магазинах стоит 20-30 руб.). "Наше предприятие добивалось 20 дней, чтобы торговые сети снизили цены! Нам это нужно, чтобы продукция покупалась", - говорит генеральный директор ОАО "Молочная благодать" Юрий Жуков. По данным Росстата, с 24 по 30 марта молоко и молочный напиток, сливочное масло подешевело всего на 0,1-0,3%, а за февраль цены на молоко выросли на 0,1%.

Плюс к тому, что сети повышают за счет производителей рентабельность, так и расчеты с поставщиками происходят с задержками. "Отсрочки платежей доходят до месяца. И это при том, что наша продукция – скоропортящаяся, срок ее реализации от трех до пяти суток", - возмущается генеральный директор ОАО "Серовский городской молочный завод" Александр Канашин. По его словам, это тоже удар по производителям, особенно в условиях, когда им недоступны кредиты. И все же, это "цветочки" по сравнению с огромным диспаритетом цен, о котором уже писало Накануне.RU. "Сегодня с розничными сетями очень большие проблемы. ФАС провела исследование и выявила, что наценки на молочную продукцию доходят до 50%. К сожалению, торговля в России привыкла к бурному росту, набрала очень большое количество кредитов, делает все возможное, чтобы сохранить прежние доходы и обслуживать взятые кредиты", - говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.

По его словам, производитель сырого молока должен получать 50% от конечной цены продукта, а получает, максимум, 33-34%. "Соответственно, доля перетекает в другие руки. Это серьезный вопрос, требующий государственного внимания. Потому что по линейке социально значимых продуктов должны быть определены ограничения и изложены в законе о торговле", - заключает Андрей Даниленко.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью