Тверская область: куда текут молочные реки?

Источник: www.etver.ru
Работа отечественных животноводческих хозяйств всё больше напоминает не бизнес, а борьбу за выживание. Во многих случаях безнадёжную.
Работа отечественных животноводческих хозяйств всё больше напоминает не бизнес, а борьбу за выживание. Во многих случаях безнадёжную. Свой «крик души» тверские фермеры выразили в письме депутату Госдумы, председателю комитета национальной безопасности РФ Владимиру Васильеву. Ответ последовал незамедлительный – круглый стол по проблемам села состоялся на прошлой неделе в Старице.

Современное состояние сельского хозяйства в России оставляет желать лучшего. Чуть было наметившийся в конце 90-х годов рост производительности в начале нулевых снова стал снижаться. Существует целый ряд причин отсталости отечественного аграрного комплекса. Высокие цены на горючее, высокие процентные ставки на кредит, высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику, социальные проблемы сельских жителей – всё это делает нерентабельным производство сельскохозяйственной продукции. Не лучшие времена переживает и молочное животноводство. Отмена не так давно дотаций на молоко ещё больше усугубила положение фермеров, которые выстраивали экономику своих хозяйств в расчете на эти дотации. В результате минувшей зимой молочные коровы шли под нож – их нечем было кормить.

До абсурда дошло в отрасли сыроделия. Едва став известным брендом, «Старицкий сыр» почему-то перестал появляться на прилавках. Предприятие обанкротилось и возрождению не подлежит. И самое обидное, что случилось это в Тверской области, откуда российское сыроделие и пошло – именно в наших краях в середине XIX века появились первые образцовые крестьянские коопертативы-сыроварни. Вот об этом и говорили на круглом столе руководители сельскохозяйственных предприятий, представители власти, а также фермеры из Зубцовского, Максатихинского, Старицкого и Калязинского районов. Гостей принимал генеральный директор ООО «Ратмир» Николай Кожевников. На его предприятии около пяти тысяч коров, часть из них - уникальной голштино-фризской породы, отличающейся высокой молочной производительностью. Но данное молоко тверитянам пробовать не удаётся в силу ряда причин: область не выкупает продукцию «Ратмира», отчего та поступает в соседние регионы, а оттуда переработанная и по завышенным ценам возвращается обратно к нам.

Николай Кожевников, генеральный директор ООО «Ратмир»:
- Цель нашего собрания – выяснить, на каком же месте находится наше сельское хозяйство, как стремительно падают его обороты. Дальше двигаться некуда, молоком сейчас заниматься невыгодно. Даже одно из сильных хозяйств нашего района «Лён Старицы» усиленно режет скот. Районного начальства на селе не видим вообще, оно занимается исключительно выборами. Ситуация такова, что в молочной промышленности назвать нас бизнесменами – это, знаете ли, кощунство. Потому что бизнес приносит прибыль, а у нас сплошной диспаритет цен: мы продаём молоко жирностью 3-4 процента по 12-15 рублей (а сейчас цены опустятся до 10-11 рублей), а жители городов покупают молоко за 30-40 рублей, жирностью уже 2,5% и не литр, а 900 граммов. Прямой обман наших людей. Почему? Потому что наши заводы захватили иностранцы, и они диктуют свои условия. Если и дальше пойдёт так дело, то молочной отрасли просто не будет. И второй момент: в 2007 году существовала дотация на молоко. И мы видели, что людям стало интересно заниматься молоком. Но потом от прямого инвестирования почему-то отошли, заменив его льготами на механизацию. Но такая программа выгодна тем, кто только начинает строиться. Мы же, давным-давно закупив всё необходимое оборудование высшего качества, в технике уже не нуждаемся. Вот и получается: шахтёр выкинет тонну угля - ему заплатят, молочники же за аналогичный труд не получат ничего. Усугубляют ситуацию цены: электроэнергия – 6,30 рубля, ГСМ – 24 рубля, комбикорм – 10 рублей. В соседних областях тарифы определённо ниже: в Ленинградской области, к примеру, 1кВт стоит 2,9 рубля. Живём мы всё хуже и хуже. Хотя мы не уменьшили поголовье скота, не уменьшили объём посевных площадей, и мы хотим работать.

Владимир Васильев:
- Здесь правильно поставлен вопрос, что сейчас надо выходить из этой ситуации. На одном из недавних форумов Владимир Путин рассказывал, какие средства у нас выделяются сейчас на поддержку сельского хозяйства. Знаете, цифры впечатляющие. Потому наша сегодняшняя задача - выйти на прямой контакт, на прямое понимание проблем. Обвинять власть в отсутствии внимания к аграриям – неправильно. Всё-таки есть ряд успешных инициатив в субсидировании горюче-смазочных материалов, в решении о зерновой интервенции, в которой вы, дорогие крестьяне, почему-то отказываетесь принимать участие. Казалось бы, я, возглавляя комитет безопасности РФ, в проблемах сельского хозяйства мало чего могу понимать. Но в том-то и дело, что принимаемые законы неэффективны не в силу своей несостоятельности, а по причине коррумпированности всей нашей властной структуры. Именно это я и говорю на заседаниях комитета. Почему же выделяемые средства не доходят до адресатов, до тех, кто пашет, сеет, производит молоко и т.д.? Сегодня здесь собрались профессионалы, которые могут спокойно и взвешенно ответить на эти вопросы. Мы видели холдинг «Ратмир», его перспективы и планы. Вполне вероятно, что можно организовать на его базе частно-государственное партнёрство. Только нужно хорошо обдумать все вопросы, посмотреть, что может сделать регион, а какой вклад внесёт Федерация.

Николай Кожевников:
- Отвечу, почему мы отказались от участия в зерновой интервенции. От нас попросили гарантийное письмо, что мы выкупим это зерно, а где оно находится, сразу не сказали. И вот потом узнаём, что забирать его надо из Тамбова. Но доставить мы его должны своим транспортом, которого у нас нет. Таким образом, если брать всё внаём, то цена зерна с учётом транспортных расходов с 4 рублей возрастёт до 7-8 рублей. Такого дорогущего зерна нам не надо.

Сергей Жуков, заместитель губернатора:
- Если мы сегодня собрались, чтобы всё критиковать, то никаких результатов не добьёмся. Корни той проблемы, о которой мы говорим, родились не сегодня и не вчера. Я прекрасно знаю, какой была площадь сельхозугодий области и как мы здорово их сократили. Потому наша задача - через сохранение поголовья крупного рогатого скота вернуть всё на свои места. Понимаю, что многие селяне не имеют залоговой базы, чтобы брать новые кредиты, что в области большие проблемы с ресурсами, но всё же мы активно развиваем направление по выделению денежных средств в рассрочку. Теперь несколько цифр сухой статистики: в регионе 171 тыс. голов КРС, из них 81 тыс. – коровы. Объём валовой продукции – 300 тыс. тонн. Таким образом, продуктивность скота по сравнению с прошлым годом возросла. Кроме того, в рейтинге ЦФО по сельскому хозяйству мы занимаем 8-е место. И это неплохо. Мы не бьём себя в грудь и не говорим, что мы молодцы. Да, надо ещё много работать, но как финансист скажу: дотировать всё нельзя, потому что не каждый способен выпускать действительно качественную продукцию.

Магомед Умаров, кандидат с/х наук, председатель колхоза «Родина»:
- Я работаю здесь с 1984 года, за это время мы подняли товарооборот в 3,5 раза. И могу сказать с определённой уверенностью: чем лучше работаешь, тем тяжелее жить. По 18 проверок в год имеем, а когда работать? Больная тема – закупка зерна. Зерновая интервенция – всё прекрасно. Но вывозить его откуда-нибудь из Липецка или Курска невыгодно. Транспортные расходы всё съедают: лицензии, гаишники, водители – за каждую бумажку надо платить. Скажу как специалист: никто бы из экономистов не вложил бы и рубля при возврате 50 коп. А в сельском хозяйстве это происходит постоянно. Также прозвучало – «дотировать всех неправильно», так и не надо этого. Дотируйте только качественное.


Виктор Тихенко, председатель колхоза «Россия»:
- Действительно, помощь государства нужна. В то время как в других областях электричество стоит по 3 рубля, мы платим за него по 6-7 рублей. И чем больше производство, тем больше трат на электроэнергию. Зерно с учётом всех расходов обходится в 8 рублей на месте. Мы задыхаемся от налогов. Если посмотреть в процентном соотношении, то получается примерно следующая схема: 14-15% нашего дохода уходят на налоги, ещё столько же – на электроэнергию, порядка 20% на ГСМ. Разве это нормально?

Валерий Солонбеков, председатель союза малых товаропроизводителей:
- Несколько слов из опыта Финляндии. Электроэнергия, поставляемая из России, у них обходится примерно в 2 рубля за киловатт. На каждый гектар обработанной земли финн получает дотацию в 500 евро. Так почему бы нам, перенимая опыт Финляндии, не предусмотреть дотации на каждый литр молока, на каждый гектар земли, но самое главное – последней инстанцией, которая всё это предоставит крестьянину, сделать какое-нибудь сельхозуправление, но не департамент или министерство. Получив дотацию, фермер сам будет вправе решать, куда тратить выделенные средства.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью