Сыры на любой вкус, или как появился "Сернурский сырзавод", который производит 150 сортов козьего и овечьего сыра

Источник: zhazhda.biz
Из-за санкций сырная продукция из западных стран перестала поступать на прилавки наших магазинов. Однако отечественные производители тоже не лыком шиты и смогли предложить россиянам качественную и, что важно, экологически чистую молочную продукцию.
"Сернурский сырзавод" является частью агрохолдинга "Лукоз", одного из крупнейших в России, и на нем производятся сыры из козьего и овечьего молока, которые стали популярны у жителей европейской части России. О становлении и развитии сырзавода, а также агрохолдинга "Лукоз" в целом, рассказал заместитель директора ЗАО "Сернурский сырзавод" Тарас Кожанов.

Об идее создания козьей фермы ее учредитель Владимир Кожанов начал задумываться в начале двухтысячных годов. Во-первых, ниша перспективного на тот момент молочного козоводства была свободной. Во-вторых, именно в сельском хозяйстве видел будущее республики Владимир Тарасович и, как показало время, не ошибся. Первым объектом будущего агрохолдинга стала козья ферма "Лукоз", затем приступил к работе "Сернурский сырзавод", а чуть позже были открыты козья ферма в Татарстане "Лукоз Саба" и овечья ферма. Сын Владимира Кожанова – Тарас – поддержал дело отца и так же стал активно развивать бизнес. 


Тарас отмечает, что конкретные цифры стартового капитала предприятия сегодня приводить бессмысленно, так как компании работают достаточно давно и величина начальных вложений в сегодняшних деньгах ничтожна. При этом бизнес находится в процессе развития, постоянно расширяются производства, поэтому продолжается процесс инвестирования в основные средства, производятся реконструкция и модернизация.

Тарас Кожанов: "Мы занимаемся нашим бизнесом около 15 лет, и при этом достаточно много нововведений случилось в последние полтора-два года. За это время существенным образом поменялось практически все, разве что название осталось то же самое, да и собственник. Становление включает в себя огромный объем проделанной работы, совершенных ошибок и кучу денег, потраченных не очень эффективно. Начинали мы с 300 коз, сейчас у нас около 7 тысяч животных. Был период, когда мы за год увеличили в 60 раз объем продаж "цельномолочки". Если коротко, то за это время сделали огромную работу. Много поменялось людей на производстве, средний возраст работников снизился с 50 до 30 лет".


Особенности бизнеса 


Основное направление работы бизнеса – производство молока, цельномолочной продукции, а также сыров из коровьего, козьего и овечьего молока. Уникальность продукции состоит в том, что большинство продуктов из козьего молока в России выпускается так называемым "кустарным" способом. У "Сернурского сырзавода" – промышленные масштабы, а, значит, он может гарантировать качество продукции. Кроме того, руководство завода всегда в поиске и постоянно расширяет ассортимент. А продукция из овечьего молока является уникальной просто потому, что в России ее никто не производит.

Тарас Кожанов: "У нас такой же бизнес, как и многие другие, разве что козами занимаемся, и можно сказать, что мы не слишком сфокусированы на прибыли. Делаем много разных прикольных вещей, потому что у нас нет акционеров – мы работаем сами на себя, для удовольствия. Мы не привыкли тратить много денег на корпоративы и дорогие машины для руководства. И, наверное, мы гораздо быстрее растем, чем многие другие. 50-процентный рост выручки – достаточно существенный показатель, присущий больше IT-компаниям, нежели агропрому. Мы хорошо относимся к государству, у нас нет озлобленности на проверяющие органы, на чиновников – со всеми хорошо и конструктивно работаем. У нас большая лояльная аудитория, которая хочет покупать именно нашу продукцию".
Основная "фишка" "Сернурского сырзавода»"и агрохолдинга "Лукоз" в целом – динамичность: работа ведется с минимумом бюрократии, без лишнего "официоза". Предприятие работает в максимально правовом поле – все официально, "белая" заработная плата, социальный пакет.

Бизнес склонен к изменениям – рабочие процессы периодически пересматриваются, чтобы не "закостенеть", постоянно вносятся изменения, но при этом подход ко всему максимально вдумчивый. Сильная сторона компании, по словам Тараса, – успешное взаимодействие между подразделениями.

Тарас Кожанов: "Что касается целевой аудитории, то в нашем ассортименте около 150 наименований продукции, поэтому, думаем, можем угодить вкусу самых разных людей. Не только в гастрономическом ассортименте, но и в ценовой политике – выпускаемые продукты находятся в разных ценовых сегментах. Также наша продукция может быть интересна любителям здорового образа жизни, физкультурникам и спортсменам. Кроме того, что очень важно, продукция из козьего и овечьего молока подходит для аллергиков".

О трудностях, успехах и планах на будущее 


Тарас рассказал о том, с какими трудностями сталкивается бизнес подобного рода, а также поделился планами на будущее:

"В самом начале работы информации об отрасли, каких-то статистических данных, "инструкций по применению" не было. Во многом приходилось быть новаторами, действовать методом проб и ошибок. После того, как более-менее запустили процессы, учились продавать, работать над качеством продукции. Главная трудность сегодня – стремительные изменения законодательства. С остальным вроде как справляемся.

Сельское хозяйство в целом – очень трудное дело, а средний срок окупаемости конкретно наших проектов – примерно 10 лет. Сложности есть всегда. Например, в ближайшие несколько дней мы будем вынуждены выбросить стерилизованного молока на 300 тысяч рублей. Приходится судиться: конкретно сейчас с одним поставщиком оборудования судимся на 800 тысяч, с другим – на 3 миллиона рублей. Мы не доим молоко того качества, какое нам бы хотелось и какое мы ожидали. Машины попадают в ДТП, было время, когда у нас отбирали бизнесы, поджигали фермы. В этом году были сложности с "ветеринаркой" – на одной из ферм погиб молодняк. Как-то пришлось выкинуть 11 тонн козьего сыра потому, что мы не смогли его продать. На тот момент это был объем годового производства. Проблем множество – без них бизнес не существует.
Что касается наших успехов… В прошлом году мы увеличили выручку до 48% и заработали тогда свой первый миллиард «чистыми». Удвоили численность персонала в офисе. За 11 лет работы мы увеличили выручку в 11-12 раз. Занялись новой франшизой под названием "Сырная лавка" – открываем под этим брендом магазины. Мы – крупнейшая в России козья ферма. Вывели свой тип животных, значительно увеличили надои, сократили себестоимость производства молока. Мы научились делать множество сортов сыров, которые в России мало кто делает. Большую часть своей продукции мы продаем в Москве – нас уже узнают. Для обычного молочного завода мы делаем много интересных вещей.

Что касается планов на будущее, то к 2023-2024 годам мы хотим увеличить поголовье наших коз до 20 тысяч, в Татарстане и Марий Эл – примерно поровну там и там. Хотим работать дальше на увеличение овечьего стада и, соответственно, увеличение надоев и объема продукции. Собираемся строить завод по производству детского питания из козьего и коровьего молока. Хотим выпускать новые виды сыров, развивать наш интернет-магазин, собираемся продавать франшизы, развивать собственную розницу и продавать через нее треть всей продукции. Планируем выйти на 3-4 миллиарда выручки после строительство нового завода.

Мы создаем отдел интернет-маркетинга, развиваем просто отдел маркетинга, пытаемся консолидировать бухгалтерию, меняем структуру отдела продаж, занимаемся подготовкой кадров-технологов. Думаем про открытие ресторана, задумываемся про переработку молока. Хотим заняться косметикой из козьего молока – скоро появится первая партия. Какие-то новые направления, наверное, открывать не будем. Все озвученные планы касаются того, что уже сейчас успешно функционирует".

«Сернурский сырзавод» в цифрах и фактах 

Год основания: 2003.

Стартовые вложения: Конкретные цифры сейчас приводить некорректно, так как предприятия работают давно и размер начальных вложений в нынешних деньгах ничтожен.

Окупаемость первоначальных вложений: По тем же причинам говорить об общей окупаемости первоначальных вложений некорректно. Что касается прошлого года, то в 2016 году рентабельность собственного капитала составила 30%, а рентабельность активов – 10,5% .

Ежемесячный доход и чистая прибыль: В зависимости от месяца – от 1,5 до 7 млн рублей.

Ежемесячные расходы на содержание: По "Сернурскому сырзаводу" – порядка 40 млн рублей, включая заработную плату персонала, траты на энергоносители и другие подобные расходы.

Количество сотрудников "Сернурский сырзавод": около 300 человек, ферма "Лукоз" – 75 человек, фермы "Лукоз Саба»"– 45 человек.

Уровень конкуренции: На фермах агрохолдинга содержится 40% племенных молочных коз России, так что конкурентов в сегменте продукции из козьего молока среди отечественных производителей у предприятия нет.

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью