08.10.2009
Источник: www.spbvedomosti.ru
Регион: Санкт-Петербург
Сырный дух В Великобритании прошел чемпионат самых ароматных сыров (Britain,s Smelliest Cheese Championship). В его жюри вошли только дети в возрасте от 8 до 11 лет. Такой состав судей, по мнению специалистов, не случаен. Именно в этом возрасте обоняние у детей максимально чувствительно.

Первое место по «вонючести» школьники присудили сыру с соответствующим названием Stinking Bishop (в переводе – «зловонный епископ»). У сыра настолько специфический запах, что дети-судьи сравнили его с тем, какой бывает в спортивной раздевалке, когда после игры туда заходят спортсмены. Сыровары-победители в восторге и радости: сразу после объявления результатов конкурса спрос на их продукцию вырос троекратно.


Российскому едоку-сыролюбу вряд ли когда-нибудь удастся разнообразить свою сырную тарелку британским «епископом». И не только им. Над тарелкой этой нависла угроза вымывания сыров импортного производства. Зато у отечественных сыроделов появилась реальная возможность поднять отрасль с колен.

В двадцатых числах сентября вступили в действие изменения «в отношении отдельных видов сыров», внесенные в Таможенный тариф Российской Федерации. Пошлина на импорт сыров теперь составляет 15 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм. Раньше минимальный платеж был равен 0,3 – 0,7 евро за килограмм в зависимости от категории продукции.

Если разбираться в цифрах более конкретно, то вырисовывается следующая картина: увеличение таможенных пошлин приведет к повышению цен на такие сыры, как «эдам», «чеддер», «тильзитер», «гауда», которые относятся к средней ценовой категории и составляют основной объем импорта.

Срок действия этого постановления родного правительства ограничен шестью месяцами, но, по заявлению премьера Путина, может быть увеличен при необходимости.

За это время планируется сбыть излишки сыра, сделанного российскими мастерами, на внутреннем рынке, поддержав и отечественное производство, и отечественных потребителей, предложив «бюджетные» покупки.

Ни один современный, даже самый пристрастный, исследователь не сможет ответить на вопрос: «Сколько сортов сыра существует сегодня?». Пятьсот? Семьсот? Тысяча?!. По крайней мере известно то, что французский сыровар XIX века Андре Симон упоминал в своей книге (которую он писал почти два десятилетия!) 839 сортов.

Сегодня традиционные сыры по общим принципам технологии изготовления делятся на следующие группы: твердые – плотные, как правило, с крупными глазками, с выраженным острым ароматом, высокой жирностью и сладковатым привкусом; полутвердые – равномерно созревшие, содержащие больше влаги, чем твердые, а потому пластичные, легко режущиеся; мягкие – содержащие на своей поверхности флору в виде белой, голубой или даже красной плесени; кисломолочные – молодые сыры, не подвергавшиеся процессу созревания, по виду и вкусу напоминающие творожистую массу, слоистую, гранулированную или пастообразную (зачастую их называют «домашними» сырами); плавленые сыры, изготовленные из брынзы, творога и особых сортов нежирных сыров. И, наконец, рассольные сыры, созревающие в соляных растворах.

Российский потребитель отличается приверженностью к твердым сырам, считая этот вид продукции самым натуральным и наиболее полезным. Что же касается мягких сыров и сыров с плесенью, то тут, по убеждению специалистов, культура потребления их в России еще не сложилась. Ссылаются на (цитируем официальный источник) «главную причину данного обстоятельства – низкий уровень брендированности этого вида сырной продукции в нашей стране». С потребительской же точки зрения, главная причина совсем в другом: запредельно высокие цены на сыры «голубых кровей», неподъемные для основной массы покупателей.

Так или иначе, но наибольшую часть рынка занимают твердые сыры (65 процентов), второе место – плавленые сыры (24 процента). И только 11 процентов приходится на мягкие и кисломолочные сыры. Годовая же емкость всего сырного рынка оценивается экспертами в 700 тысяч тонн. Ежегодно рынок сыров прирастает в среднем на 15 процентов.

В России работают до полутора сотен сыроваренных заводов, но нет ярких лидеров с существенной долей рынка. Основной ассортимент продукции составляют типы сыров, а не бренды. Наибольшим спросом сегодня пользуются отечественные сыры – «российский», «пошехонский», «костромской», а также импортные «эдам», «гауда», «маасдам», на каждую из этих марок приходится от 5 до 8 процентов рынка твердых сыров России.

Любопытно, что основную долю сырного импорта – до 50 процентов – обеспечивают не страны дальнего зарубежья, а наши соседи – Украина и Белоруссия. Среди ведущих стран-импортеров отмечены также Литва, Германия, Финляндия, Польша, Аргентина, Франция, Эстония и Дания. Есть в этом списке и Голландия, занимающая далеко не первую строчку, но именно из этой страны приходят уже упомянутые по популярности «эдам», «гауда» и «маасдам».

Итак, сырному импорту поставлен заградительный барьер в виде повышенных таможенных пошлин. Чужого сыра нам не надо, у нас есть свой! Причем очень и очень много. Склады затарены под завязку. Только за первые семь месяцев года производство сыра в России выросло на 6 процентов. Прирост наблюдался и в августе, и в сентябре. Сыроварни работают без перебоя. С чего такой прорыв?

Как известно, с декабря прошлого года вступил в действие Технический регламент на молоко и молочную продукцию, собравший воедино все требования к молочному сырью, его переработке, упаковке и продаже. В частности, в нем написано, что молоко, произведенное из порошка, молоком называть нельзя, а только молочным напитком. Стоить же он должен дешевле натурального молока. Потребительский спрос на него, по предварительным соцопросам, вряд ли будет высоким.

В итоге производство сухого молока в нынешнем году сократилось в два-три раза. А чтобы не потерять сырое молоко, его пустили... на сыр! На складах у всех перерабатывающих компаний скопились запасы, сравнимые с потреблением сыра нашими гражданами за три месяца.

Что же в перспективе? Эксперты обещают незначительное повышение цен – на 7 – 8 процентов – на импортные сыры в торговой рознице. И долгосрочную стабилизацию цен на продукцию отечественных сыроделов. Однако среди специалистов, попытавшихся «увидеть будущее», есть и пессимисты, сомневающиеся в альтруизме российских производителей. По их мнению, наши сыроделы вряд ли упустят возможность подтянуть свои цены вслед за конкурентами. Возможно, поднимут цены не так сильно, чтобы сохранить рыночное преимущество. Но и не мало – сыры все равно покупать будут.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.11.2017

Что мы пьем и можно ли это экспортировать?

Российской молочной отрасли необходимо обеспечить внутренний рынок качественным и доступным продуктов, и лишь после этого нацеливаться на экспорт. Такого мнения придерживается большинство экспертов рынка. Однако, существует и другая позиция, согласно которой, развитие экспорта – одно из направлений развития молочного производства, требующее вложений и сил уже сегодня.
19.11.2017 12:51:32

Дешёвое молоко

31 13479 Александра Смородина
УРАЛЕЦ, ООО (Русский Сарс)
Адрес:  Пермский кр, Октябрьский район, с. Русский Сарс
УРАЛЕЦ, ООО
Адрес:  Пермский край, Нытвенский район, д Постаноги, ул. Школьная, д. 4
БЕРЕЗНИКИ, СПК (КОЛХОЗ)
Адрес:  Нижегородская обл, Гагинский район, с. Березники, ул. Въездная, д. 1 "А
КОРОВИН В. В., КФХ
Адрес:  Алтайский край, Троицкий район, Хайрюзовский, с Ельцовка