16.08.2010
Источник: www.d-pils.lv
Регион: Латвия
Внезапно начавшаяся два года тому назад эйфория увяла - горожане покупают меньше свеженадоенного молока, а животноводы снова сдают его на комбинаты. Это была огромная моральная поддержка, которая к тому же позволила очень многим крестьянам увернуться от банкротства - так после двухгодичного опыта торговли свеженадоенным молоком говорят теперь животноводы. Но сейчас ситуация изменилась, переработчики молока опять наполовину увеличили закупочные цены, поэтому в нише прямой торговли остались только малые и средние животноводы.

Все определяет цена, признает Дайнис Арбиданс, представитель животноводческого отдела Сельского центра консультаций и обучения. Ровно год тому назад, прошлым летом, комбинаты платили 400 крупным молочным хозяйствам за сданный килограмм молока 10 - 12 сантимов, а сейчас цена удвоилась, достигнув 18 - 21 сантима.

Так как большие хозяйства объединились в кооперативы, число которых в Латвии выросло до пяти-шести, они все вместе, благодаря большим объемам молока и стабильно высокому качеству продукта, могут диктовать закупочные цены. Поэтому хозяева многосотенного поголовья, которых еще год тому назад можно было встретить во дворах многоквартирных домов, теперь возобновили сотрудничество с переработчиками молока.

Продавцов становится меньше

Инета Купча, заместитель руководителя Южно-Земгальского управления Ветеринарно-продовольственной службы (ВПС), указывает, правда, что количество продавцов свежего молока в Земгале за последние два года остается неизменным - около 40 крестьян реализуют молоко самостоятельно. Но тенденция показывает, что из этого количества отсеиваются крупные крестьяне, которые обменивают квоты прямой продажи на квоты поставок. На их место приходят мелкие животноводы, которые держат до 10 коров. «Они следили за ситуацией и сделали вывод, что реализовать напрямую клиенту выгодно», - говорит И.Купча. Но она добавляет, что не все, которые взяли в ВПС разрешения, также торгуют молоком сами.

То, что число продавцов свежего молока нынешним летом снизилось более чем наполовину, подтверждает владелец животноводческого хозяйства Pilslejas и член правления товарищества Zemnieku saeima Улдис Криеварс. Но не так уж снизился объем проданного молока. Несмотря на то, что у него большое стадо, и он два года тому назад возил свеженадоенное молоко напрямую покупателям. «Когда закупочная цена снизилась наполовину, прямая торговля была большим благом», - говорит крестьянин.

Он, как и многие другие животноводы, это делал в принудительном порядке. Причина была не только в снижении цены на свежее молоко, но и в задержках платежей - вместе привычного одного месяца комбинаты рассчитывались через 45 и более дней. Сейчас многие крестьяне так и говорят - если бы не было прямой торговли, их хозяйства прекратили бы существование.

Остались малые, мешает серая зона

«Тогда царила определенного рода политическая эйфория - горожане оказывали поддержку крестьянам, попавшим в трудное положение», - Д.Арбиданс говорит, что теперь эта эйфория спала. И У.Криеварс хвалит покупателей, которые за 20 лет не забыли, «как вкусно только что надоенное молоко и как с ним обращаться». Это подтверждают слова представителя ВПС И.Купчи, что за последние два года служба не обнаружила серьезных нарушений.

«Два года тому назад мы открыли шлюзы - люди поняли, что свежее молоко это вкусный и душистый продукт», - говорит У. Криеварс. Это также главная причина того, почему жители города по-прежнему покупают молоко напрямую у крестьян. Многим удалось за это время завоевать постоянных клиентов, которые в определенное время снова и снова ждут не только молоко, но и творог, сыр. Типичные клиенты - это семьи с маленькими детьми и пожилые люди, которые хотят натурального продукта.

Животноводы считают, что уже пришло время упорядочить эту область, исключить серую зону - зону неплательщиков налогов. С теми, кто уклоняется от уплаты 21-процентного налога, порядочным крестьянам конкурировать трудно. Имеются и любители легкой прибыли, которые по дешевке закупают молоко от разных крестьян, а потом реализуют его на рынке как бы из своего хозяйства. Такие не могут выдержать установленного качества, со временем теряют клиентов, но до этого успевают испортить впечатление от всех крестьян.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

24.04.2018

Быть в тренде: молочные заводы рассказали о тенденциях рынка

По данным опроса The DairyNews, молочные предприятия РФ (за исключением заводов ТНК) в среднем тратят на модернизацию и технологическое обновление 20-30% от выручки. В ситуации снижения цен на сырое молоко и нестабильного потребительского спроса, заводы строят собственные пути развития.
Нигматзянов Алмаз Наилович, ИП
Адрес:  Республика Татарстан, Менделеевский район, с Тураево 
 
Хайриев Ильнур Равилович, ИП глава КФХ
Адрес:  Республика Татарстан, Менделеевский район, с Камаево 
 
Золотая Нива, ООО
Адрес:  Татарстан респ, Менделеевский район, г. Менделеевск, ул. Химиков, д. 5 офис 46 
 
Победа, ООО
Адрес:  Татарстан респ, Бугульминский район, пос. Прогресс, ул. Ягофарова, д. 1