Дания 19.04.2017

Сравнивая со свиданием. Интервью Patrick Sondergaard, Министром Советником, и Мариной Митяниной, Атташе по сельскому хозяйству и продовольствию Посольства Королевства Дания

Источник: The DairyNews
С 19 по 25 апреля на The DairyNews пройдет "Неделя Дании", где интервью Патриком Сондергордом (Patrick Sondergaard), Министром Советником, и Мариной Митяниной, Атташе по сельскому хозяйству и продовольствию Посольства Королевства Дания, является центральным. Представители посольства поделились с The DairyNews направлениями сотрудничества между двумя странами в области молочной индустрии.
Сравнивая со свиданием. Интервью Patrick Sondergaard, Министром Советником, и Мариной Митяниной, Атташе по сельскому хозяйству и продовольствию Посольства Королевства Дания
DN: Что входит в сферу Ваших обязанностей?

P.S.: Я нахожусь в России уже в течение трех лет. По закону я являюсь представителем Министерства защиты окружающей среды и продовольствия Дании, где в течение 10 лет работал главным консультантом по торговой политике и развитию торговли. Летом 2014 года все изменилось - Россия ввела эмбарго. Сначала это вызывало удивление, так как ситуация в 2014 году менялась очень быстро. Период удивления и адаптации сменился периодом развития.

Теперь, спустя несколько лет, которые оказались сложными для России, наблюдается развитие сельского хозяйства, которое поддерживается государством. Нам, конечно, очень жаль, что мы не можем продавать сыр, и я уверен, что и россияне сожалеют о том, что не могут купить наш сыр. Однако, если мы не можем продавать сыр, мы можем продавать что-то другое. Датчане – торговцы и бизнесмены. Например, если мы не можем продавать сыр, то, вероятно, мы можем продавать коров. Если мы можем продавать коров, мы можем продавать коровники. Если мы можем продавать коровники, мы можем продавать насосы, технику и, таким образом, оказывать содействие молочной отрасли.

В сферу нашей деятельности входит сбор информации о России, но мы также следим за тем, что происходит в Беларуси, Казахстане и в некоторых других странах СНГ. Но ключевой интерес и с коммерческой, и с политической точки зрения – это все-таки Россия.

DN: Какие компании занимаются закупкой датского скота?

M.M.: У российских ферм, которые покупают коров в Дании, хороший уровень продуктивности. Компания Молвест – один из примеров. Только в 2015 году, с целью получения качественного молока с высоким содержанием белка для производства сыра, они закупили более 2500 голов джерсийской породы.

DN: Существует точка зрения, что если коровы покупаются за рубежом, то компании-поставщики, не важно из какой страны, стараются продать не самых лучших коров.

P.S.: Процесс покупки скота можно сравнить со свиданием, если вы хотите произвести впечатление на один вечер, то можно и так. Но датские компании следуют по пути долгосрочных отношений. У нас уже есть репутация на рынке, что мы не только поставляем высококачественный скот, но и осуществляем послепродажное техническое содействие, включая дополнительные услуги и консультации. Датские поставщики скота также помогают и в вопросах кормления, ветеринарии и других аспектах, гарантирующих здоровье и благополучие животных.

Благополучию животных в Дании уделяется большое внимание. Наши компании с радостью продают животных в Россию или какую-либо другую страну, если эти животные в дальнейшем содержатся в благоприятных безопасных условиях. Это правило без исключений. Если коровы продаются из Дании, то учитывается все: и ветеринарная безопасность, и кормление, и условия содержания. Я не знаю, откуда получали плохих животных, но это точно не из Дании.

M.M.: Как правильно заметил Патрик, если вы хотите заключить только одну сделку, вы можете продать все, что хотите. Но если вы хотите присутствовать на рынке многие годы, вы просто не можете продавать плохих животных, так как вы продаете свое лицо, свою репутацию. Вы стремитесь установить долгосрочные отношения, которые в будущем будут приносить вам доход.

P.S.: В Дании есть чёткая система отслеживания происхождения коров: хранится информация о нескольких поколениях, и, таким образом, у нас есть все необходимые данные, которые используются в племенных программах. Мы можем документально подтвердить продуктивную линию. Если покупателю цена покажется высокой, возможно датские поставщики постараются найти какое-нибудь решение, компромисс, в таком случае вы не получите самое лучшее, поэтому, скорее всего, они не станут заключать сделку в ущерб качеству. Датчане не стремятся продавать что-то, что находится ниже стандартного уровня.

DN: Сколько компаний из Дании имеют собственный бизнес в России и в каких отраслях сельского хозяйства?

P.S.: Наиболее интересным для вас примером может быть сотрудничество между компаниями Arla и Молвест. Есть также компании, занимающиеся переработкой рыбы , реализующие свой товар как в розничные сети, так и в Макдональдс. Есть компании, которые продают новые технологии для сельского хозяйства.

DN: Какие это компании?

P.S.: Например, компания SEGES, которая представляет собой центр знаний, владельцами которого являются датские фермеры. Это не государственная, это частная компания. Центр знаний сочетает практический опыт с самыми последними теоретическими разработками, которые , благодаря SEGES, становятся доступны для фермеров.

В настоящее время датский Центр знаний сотрудничает с несколькими российскими партнерами, с целью помочь им увеличить урожайность полей, повысить продуктивность коров, добиться равномерного качества мяса на свиноводческих фермах.

M.M.: Одно из наших сильных и активных направлении – свиноводство. В течение уже многих лет в российских регионах, в основном на западе и юге России, а также в Московской области, работают датские свиноводы. В животноводстве они стали пионерами, которые приехали из Дании со своими инвестиционными проектами в Россию.

P.S.: Говоря о пионерах, я должен рассказать вам небольшую историю. Кофод был одним из датских пионеров, которые приехали в Россию в конце девятнадцатого века, чтобы помочь в освоении земли и в развитии молочного производства. В то время у датчан были знания и технологии в области сельского хозяйства, так как до 1950-х годов Дания экспортировала больше продукции сельского хозяйства, чем какая-либо другая страна. Когда эти люди приехали в Россию, они стали фермерами и занимались производством сливочного масла. Они приехали со своими идеями и концепциями во время столыпинских реформ, которые очень вдохновляли этих датчан и г-на Кофода.

Мы очень гордимся, что уже более ста лет назад были созданы связи между датскими и российскими фермерами. История очень интересная.

DN: Как родилась идея кооперативов в Дании?

P.S.: С середины 19 века Дания экспортирует различную сельскохозяйственную продукцию. Одним из экспортных товаров было зерно, но дела шли не очень хорошо. Мы начали экспортировать свинину и сливочное масло, но качество этих продуктов не впечатляло. Мы также не могли своевременно поставлять продукцию в нужных клиенту количествах. Было много проблем. Фермеры не могли устанавливать цены, которые они хотели и поэтому всегда были недовольны.

В этот период началась реформа образования в Дании, благодаря которой фермеры в Дании становились всё более и более образованными. Те фермеры, которые стали понимать процессы экономики, , объединялись и начинали работать сообща. Таким образом, родилась идея кооперативов. Кооперативное движение в Дании уникальное, которого не было и нет ни в одной стране мира.. Это было интересно, но в то же время и эффективно. Развитие кооперативного движения привело к росту производительности, повышению качества продукции, дало возможность своевременно поставлять продукцию в требуемых количествах, а фермерам это давало возможность получать прибыль с реализации конечного продукта. Все были счастливы. Это создало основу для развития технологических инноваций, так как производители вкладывали деньги в проекты развития. В течение нескольких лет, в 60-70-80-х годах 19 века мы увидели изменения в производстве, особенно в молочной отрасли в Дании. До этого времени сливочное масло иногда было просто плохое, а иногда и еще хуже. Цены скакали то туда, то сюда, рынок масла развивался хаотично. Но в течение трех десятилетий ситуация изменилась благодаря кооперации. Сначала мы продавали продукцию на отечественный рынок, но вскоре датское сливочное масло завоевало репутацию масла высшего качества в Соединенном Королевстве. Таким оно остается и до сих пор. Масло стало объектом экспорта по всему миру, датчане добились этого благодаря кооперативному движению. Результат сегодня это молочный кооператив Arla. Компания начиналась, как датский кооператив, затем он стал и шведским, постепенно становилось все больше собственников. Сегодня это одна из 5-6 крупнейших молочных компаний в мире.

DN: Arla стала первым кооперативом в мире?

P.S.: Первоначальные владельцы, датские собственники компании Arla были первыми кооператорами – производителями. Идея кооператива, объединяющая производство и права собственности, нигде не была такой успешной, как в Дании. И результатом является то, что мы наблюдаем сегодня. Фермеры никогда не получают те цены, которые они хотели бы. Но внутри компании Arla идет дискуссия об этом каждый год, и они спорят сами с собой, так как руководство компании избирается фермерами. И руководителям приходится соглашаться с фермерами по поводу цен. Это очень эффективный демократический процесс.

DN: Почему компания Arla решила войти на российский рынок?

P.S.: Прежде всего, это стратегия глобализации, которой компания Arla следует в течение многих лет. Большой историей успеха стал китайский рынок. Компании Arla удалось найти фантастические возможности на китайском рынке. Россия стала следующим шагом. В России очень много потребителей молочной продукции и большой потенциал для развития. Конечно, компания рассматривала, как она может усилить свое положение на этом рынке. В истории Arla и Молвеста ключевым моментом является то, что российская и датская деловая ментальность не сильно отличаются друг от друга. Когда партнеры узнали друг друга, то взаимная уверенность появилась довольно быстро.

M.M.: Arla – это громадная, ориентированная на бизнес структура, и уже тогда она решила создать сбалансированную стратегию для внешних рынков, с потенциалом как для экспорта, так и для локального производства, чтобы минимизировать или даже исключить риски. Они приняли это решение в нужное время, создали свое производство в России и в итоге, такая стратегия помогла им остаться на российском рынке.

DN: Посольство принимало участие в сделке?

М.М.: Дания - страна маленькая, где многие друг друга знают. Плюс менталитет фермера он везде одинаковый и очень консервативный. Выход на третьи рынки, такие как рынок России, фермеров очень серьезно пугает. Они предпочитают торговать в Европе, но и Россия их привлекает. Через Посольство они пытаются изучить возможности, и, что очень важно, риски, связанные со выходом на этот рынок. Это очень помогает.

Подготовка к сделке шла с нашим участием, поэтому мы очень гордимся этим проектом.

DN: Сколько по времени заняла реализация этого проекта, начиная с того момента как Arla и Молвест нашли друг друга?

М.М.: Производство сыра было запущено в 2014 году. Два года до этого шла интенсивная подготовка. Изначально был обозначен более короткий период, но возникли некоторые трудности. Так как менялась вся технологическая линия по сыропроизводству, которая завозилась из Дании, возникли проблемы по завозу оборудования, установке, наладке. Сферы ответственности между портнерами были поделены. Молвест в этом проекте отвечает за сырье, Arla - за сыр от чана до реализации. У Молвеста была серьезная задача - стабильно поставлять достаточное количество молока нужного качества для производства сыра. Эта задача и сейчас не простая, а в условиях пятилетней давности была очень сложная.

DN: Молвест нашел компанию Arla или наоборот?

М.М.: Cкорее всего, надежного партнера искала Arla, которая уже тогда подумывала о том, чтобы более прочно закрепиться в России. Они понимали, что с одним только экспортом так себя ощущать не будешь, потому что это подразумевает и ветеринарные, и торговые, и ценовые проблемы, экономические кризисы, и политические риски, которые постоянно должны предусматриваться. Поэтому руководству Arla удалось убедить членов своего кооператива, своих владельцев в том, что необходимо присутствие в России хотя бы с малым производством. На тот момент они планировали постепенное развитие, но тут случился кризис 2014 года, который показал насколько своевременно было принято решение по инвестициям в Россию.

DN: Существует ли сотрудничество между датскими и российскими компаниями в области технологии производства сыров? Датские знания и технологии применяются здесь на практике?

P.S.: Если вы хотите производить сыр на условиях партнерства в России, как например Arla и Молвест, вам нужно обо всем договориться. Вы должны быть уверены, что будете получать сырье соответствующего качества для производства сыров, таких как голубой или любой другой. Поэтому и компании Arla, и компании Молвест необходимо было найти совместное решение о том, будут ли они производить голубой сыр, как Dana Blue или один из других видов датских сыров. Выбор зависит от того, что требуется на рынке и от того подходит ли сырье для этого. Между этими компаниями складываются хорошие партнерские отношения. Фактом является и то, что производство хорошего сыра – это вопрос опыта. Может не получиться в первый раз, во второй раз и в третий… Требуется действительно дорабатывать технологию через опыт.

DN: Министерство сельского хозяйства стремится наладить сотрудничество с компаниями в регионах. Как бы вы могли помочь в этой ситуации, имея положительный опыт сотрудничества?

P.S.: Мы выясняем, какие регионы имеют естественные условия, которые соответствуют датскому опыту. Как уже говорилось, есть области производства, в которых мы имеем очень большой опыт: молочное животноводство, производство свинины, птицеводство. Дания – один из крупнейших производителей молока. Но есть и отрасли, в которых мы не так сильны. Мы, например, не готовы обсуждать проекты по выращиванию томатов.

У нас сложилось хорошее сотрудничество с Воронежской областью. Мы с интересом рассматриваем такие регионы, как Краснодар, Белгород. Это регионы, которые имеют производственный профиль, который соответствует нашему опыту.

DN: Краснодарская область - довольно закрытый регион.

M.M.: В Краснодарском крае у нас был очень хороший опыт. Это был один из первых регионов, с которым мы начали сотрудничество. В 1998 году, уже достаточно давно, принц Йоким посетил Краснодарский край. Принц Йоким имеет сельскохозяйственное образование.

P.S.: Он брат наследного принца.

M.M.: Так как он фермер по образованию, его интересовало настоящее сельское хозяйство. Насколько я знаю, за многие годы это был первый визит члена королевской семьи в Россию. С тех пор у Дании с Краснодарским краем установились очень хорошие отношения. Позднее на базе Краснодарского аграрного университета была построена свиноводческая ферма, которая до сих пор существует и работает. Конечно, мы столкнулись с трудностями, препятствиями, недопониманием, с разным подходом к бизнесу, ментальностью, но все равно это был положительный опыт. Мы начали с Краснодарского края, а теперь наше сотрудничество развивается и в других регионах.

DN: Расскажите, пожалуйста, поподробнее об опыте работы в Краснодарском крае.

M.M.: Это свиноводческое хозяйство с забавным названием – «Пятачок». Оно создавалось на условиях совместных инвестиций Администрации Краснодарского края и датских компаний. Это хозяйство в самом начале представляло собой небольшую демонстрационную ферму для студентов и посетителей. Затем оно стало развиваться и сейчас это российско – датский сельскохозяйственный учебный центр при КГАУ с производством и демонстрационными площадками, где свиньи выращиваются по датским стандартам и технологиям.

DN: В молочной отрасли вы уже определили регионы, с которыми хотели сотрудничать?

M.M.: Патрик много говорил о Воронежской области. Мы выбрали этот регион, как молочную платформу для себя, так называемый центр, который имеет хорошие взаимоотношения между датскими компаниями и российскими производителями. И мы продолжаем работать там. Мы хотим также работать и с соседними регионами. Мы считаем, что для нас также представляют интерес другие молочные регионы России, а также Ульяновская область. 

DN: Почему именно Ульяновская область?

M.M.: Во-первых, мы используем индивидуальные методы для выбора регионов. Сначала мы выясняем способности и возможности регионов по производству. Мы оцениваем, какие регионы и в каком направлении имеют потенциал для развития. Во-вторых, мы смотрим на отношение к бизнесу местных властей. Очень важно, каким образом они готовы поддерживать своих производителей. В сегодняшней ситуации очень важно знать, что у региональной администрации есть желание поддерживать, помогать местным производителям, продвигать их деятельность. И Ульяновская область – как раз один из таких регионов. И, конечно, важным моментом является, как уже упомянул Патрик, качество сырого молока.

DN: В Дании очень популярна органическая продукция. Как она рекламировалась потребителям?

P.S.: Дания одна из немногих стран мира, где сертификация и контроль находятся в руках правительства, а не в руках частных организаций. Поэтому маркировка, которая присутствует на упаковке, контролируется государством. Это дает потребителям в Дании и на других рынках уверенность и спокойствие. Сейчас имеется впечатляющий рост продаж в сфере органической продукции.

Мы были одними из первых в Европе, кто стремился к органическому производству. Здесь сходятся вопрос охраны окружающей среды и спрос потребителей. Потребители готовы платить высокую цену за органические продукты, особенно за молоко и сыры.

DN: Патрик, Вы в России уже три года. Какие Вы заметили изменения на российском молочном рынке?

P.S.: Молочный рынок особенный. На нем существуют проблемы, с которыми, возможно, не сталкиваются представители других отраслей сельского хозяйства, к примеру, мясная отрасль. На мясном рынке мы видим консолидацию меньшего количества компаний с более высокими темпами роста, которые развивают цепочки поставки своей продукции от ферм до розничных сетей, оптовиков, разрабатывают стандарты качества, которые они могут применить. Молочная отрасль имеет несколько другое, более разностороннее развитие. Это довольно сложная задача. Эта отрасль очень сегментирована. Многое зависит от географического фактора.

В Европе были примеры плохого опыта: квоты на молоко, значительное регулирование рынка. Это может оказать положительное влияние в течение короткого периода времени. Но затем происходит сдерживание, ограничение свободного развития рынка. Наш опыт – более свободный рынок, когда требования потребителей передаются производителям, это лучшая гарантия на будущее.

DN: Видите ли вы интерес российских фермеров, российских бизнесменов для заключения собственных сделок в Дании? И наоборот.

P.S.: Россия имеет хорошо функционирующее торговое представительство в Копенгагене, которое работает, чтобы помочь российскому экспрту в Дании. Наша же задача помочь датским компаниям вести бизнес в России. Но я думаю, что мы будем наблюдать больше подвижек касательно интереса россиян к датскому опыту в области устойчивого производства. Они смогут увидеть, что у нас есть решения для улучшения эффективности и устойчивого развития.

DN: Что вы подразумеваете под термином «устойчивое развитие» (sustainability)?

P.S.: Я имею в виду производство, где рынок предоставляет возможность продавать по ценам, которые дают прибыль для производства и при этом не наносится вред окружающей среде. В Дании в сельском хозяйстве мы производим всё больше, но загрязняем окружающую среду все меньше и меньше. При этом фермеры зарабатывают хорошие деньги. Мы надеемся, что русские фермеры проявят к этому интерес. Потому что на примере молочного животноводства, свиноводства, птицеводства мы можем показать, что можно производить больше и не наносить вреда окружающей среде, производить безопасные продукты для потребителей, сохраняя цены, доступные для людей. Мы надеемся, что мы можем поделиться этим опытом с российскими производителями и потребителями.

M.M.: Каждые два года в Дании проходит сельскохозяйственная выставка «Агромек». С каждым годом её посещает всё больше гостий из России, а говорит о том, что растет интерес у российских сельхозпроизводителей к датским технологиям.

Ознакомиться с материалами "Неделя Дании на The DairyNews"

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью