СПК «Коелгинское»: ставка только на себя!

Источник: chel.mk.ru
Мы снова едем в СПК «Коелгинское» на встречу с его председателем Анатолием Ивановичем Шундеевым.

СПК «Коелгинское»: ставка только на себя!

И если в прошлый раз, летом, мы рассказывали на страницах газеты о том, как и чем сегодня живет крупнейшее молочное производство в Челябинской области, как сельчане вынуждены развиваться не благодаря, а вопреки, то сегодня Анатолий Иванович решил продемонстрировать нам ход уборочной кампании.

Заготовка корма поголовью — важнейшая крестьянская задача и тем более актуальная, что год, мягко говоря, не радовал погодой. Нынче в Коелгинском сделали ставку на не выходящую из народного фольклора кукурузу.

Догнать и перегнать

Помнится, когда-то незабвенному Никите Сергеевичу Хрущеву приписывали волюнтаризм в высказываниях и поступках, а одним из самых анекдотичных (хотя порой и трагичных) проявлений его неумного характера стало пожелание засадить все поля в России кукурузой. Что из этого получилось, все хорошо помнят, но ведь, как известно, любую прекрасную идею можно на корню погубить дурацким выполнением.

- Что в данном случае и произошло, - подтверждает Анатолий Шундеев, везя нас на уборку кукурузы в коелгинских полях. – Сегодня нужно сказать спасибо Н.С. Хрущеву за то, что он заставил выращивать кукурузу. Но «заставил», дав при этом в совхозы и колхозы всю необходимую технику, семена, удобрения. Правильно, если пытаться засеять кукурузой поля где-нибудь на Чукотке, результат будет плачевный. А у нас она, несмотря на неблагоприятные погодные условия, прекрасно вызревает, дает хороший урожай, а главное — ценный питательный корм, - говорит председатель кооператива.

И то верно, думаем мы. Вряд ли Никита Сергеевич отдавал себе отчет в том, как будет реализовываться на практике его идея на необъятных просторах нашей Родины, когда «подсмотрел» в Америке размах выращивания кукурузы и тамошние методы работы с этой культурой. Да и Михаил Сергеевич Горбачев, затевая антиалкогольную кампанию, вряд ли прямо приказывал подчиненным рубить под корень виноградную лозу. Это все проявления того, что называлось «перегибами на местах», а точнее — желание отличиться и, как следствие, идиотизм местного руководства, но это так, к слову.

Тем временем мы приехали и наблюдаем, как комбайн медленно начинает с дальнего конца поля движение в нашу сторону. Круг в ту и другую сторону — и в бункерах машины до четырех тонн кукурузы. Примерно на полпути к нам к комбайну устремляется КамАЗ - и вот оно, как говорится, потекло богатство в закрома Родины. Ослепительный поток желтого цвета сыплется в кузов КамАЗа, дальше его надо вывести с поля, подсушить, провеять, переработать...

Пока мы с коллегой наблюдаем за этим процессом, Шундеев по-деловому обсуждает какие-то вопросы с представителями трудовой династии, работающими на этом участке. Это Андрей Гергардович Янке и его сын Сергей Андреевич. Пока суть да дело, председатель успевает забраться на комбайн, что-то еще уточнить у комбайнера, и мы едем на следующий пункт нашей экскурсии.

- Уверен, что кукуруза при правильной организации уборочной кампании — это для нас решение многих проблем с кормами. По своему составу это ценнейший продукт, и даже в неблагоприятные годы, вот как нынче или в прошлом году, он позволяет нам «вытянуть» проблему обеспечения кормами, - повторяет Шундеев.

Тем временем мы приезжаем на то место, которое раньше, скажем, в нашей деревне именовалось просто «током». Здесь зерно складируется, сушится, сортируется, - в общем, из сырья становится полноценным продуктом. Председатель показывает нам свое хозяйство: в этом году была приобретена, смонтирована и сейчас готовится к эксплуатации зерносушилка на газу. Это особая гордость и предмет неустанной заботы Анатолия Ивановича. Мы осматриваем хозяйство, успеваем пообщаться и порасспросить работающих здесь операторами сушилки Михаила Борисовича Бычкова и Виктора Павловича Волченко. Если посмотреть со стороны — вроде все просто, начинаешь копать чуть глубже — ан нет, столько везде своих хитростей и особенностей. Рядом с сушилками работают плющилки, на которых приготовляют кукурузные хлопья - прекрасный корм для коров. На плющилках трудятся 18-летние братья-близнецы Владимир и Василий Шибановы. Кстати, плющилки сначала никак «не хотели» плющить кукурузу, но местные умельцы под руководством главного инженера Ровного Сергея Васильевича переделали вальцы, и процесс пошел.

- На этом участке трудятся настоящие специалисты, с душой относящиеся к своей нелегкой, но так необходимой работе, - поясняет Анатолий Иванович. - Вообще, самое ценное, что есть у нас в кооперативе, - это люди, которые ежедневно своим напряженным трудом поддерживают благополучие хозяйства, но нужно четко понимать, что нынешние достижения предприятия основаны на крепкой базе, созданной и сохраненной нашими предшественниками. Я считаю - нужно создать Книгу памяти, в которой отметить те коллективы и их руководителей, которые не развалили и не растащили сельхозпредприятия. Но также необходимо отметить и тех горе-руководителей, при которых перестали существовать руководимые ими предприятия, чтобы народ знал и этих «героев».

Нелюбимая отрасль

Мы снова смотрим с Анатолием Шундеевым сводку по производству и закупу молока на территории области. Снова Коелгинское, точнее — Еткульский район, но это как раз за счет работы кооператива, который возглавляет Шундеев, в лидерах — 46,1 тонны, при этом Коелга доит на семь тонн молока в сутки больше, чем в прошлом году. Удручает то, что Челябинская область, и так надаивающая молока в три раза меньше, чем Свердловская, еще снижает его производство, причем эта информация старательно замалчивается «свободными» прессой и телевидением. Напомню, что у нас в области сейчас производится около 400 тонн товарного молока, а для обеспечения потребности всего населения области (по рекомендациям РАМН) требуется 3500 тонн молока в сутки. На фоне дефицита натурального молока молокопереработчики вынуждены массово использовать растительные жиры для производства сливочного масла, сметаны, сыров, мороженого. Нехватка молочного белка компенсируется различными белковыми добавками. Все это приводит к тому, что такие эрзац-продукты при постоянном употреблении приносят вместо пользы вред организму. Особенно большой урон наносится здоровью детей. У медиков появился термин «хроническое отравление» от постоянного питания такими продуктами.

- Как будете развиваться, есть какое-то понимание ситуации в министерстве сельского хозяйства?

- Развиваемся мы за счет своих сил. Спасибо нашим партнерам из ОАО «Россельхозбанк», которые поддерживают нас, дают кредитные линии на закупку техники и оборудования. То, что вы увидели сегодня у нас, — это в значительной мере кредитные деньги, ни рубля бюджетных, если раньше были предусмотрены субсидии на приобретаемую технику, то сейчас этого практически нет. Мне ни разу никто не позвонил, не поитересовался: «Анатолий Иванович, а чем дышит, как живет ваше хозяйство?» Отношение к молочному животноводству как отрасли — просто наплевательское. Работают — ладно, не работают — тоже хорошо, - подытоживает Шундеев.

- Вы в прошлый раз рассказывали, что совсем иначе выстроен подход в Свердловской области, Башкортостане, Тюменской области. Как они этого добились там, у себя?

- Все правильно, мы продолжаем общаться с коллегами по Союзу животноводов Урала, членами которого являемся. Понимаете, все, начиная от внимания властей и заканчивая теми же субсидиями на молоко, там заточено на поддержку хозяйств, на то, чтобы они развивались, работали. Цифры я уже приводил. Если бы наше хозяйство находилось в Свердловской или Тюменской области, то только за счет субсидий на молоко мы получали бы около 35 млн рублей в год дополнительно. Разница существенная, а есть еще у них субсидии при покупке техники, оборудования, при строительстве новых комплексов и так далее. Когда анализируешь эту информацию, становятся понятными причины столь плачевного состояния молочной отрасли у нас. Основная причина - это хроническое недофинансирование отрасли. Но причина не только в этом.

Я сейчас крамольную мысль выскажу, но все-таки хочу это донести до читателей. Вот у нас в районной администрации есть целое управление по сельскому хозяйству. Начальник управления, агроном и так далее - все они получают зарплату, обеспечиваются служебным транспортом, кабинетами и прочим. Вот только сказать и объяснить, чем занимаются все эти люди, никто не сможет. Поддержка хозяйств? Это не в их компетенции, абсолютно на другом уровне принимаются решения. Контрольные функции? А какие? Опять же это не в их компетенции, никого контролировать они не могут, потому что кругом частные хозяйства. Тогда объясните мне, пожалуйста, чем это управление занимается и зачем оно вообще нужно. Ведь есть областное министерство сельского хозяйства, куда мы отчитываемся, которое распределяет субсидии и так далее.Зачем нужно дополнительное промежуточное звено? И все бы ничего, но эти «специалисты» еще и палки в колеса вставляют. Так, в нынешнее засушливое лето мы попытались подать хотя бы небольшую часть посевов на списание для получения субсидий по засухе. В районном управлении сельского хозяйства у нас даже к рассмотрению эти материалы не приняли. Дальше –больше, один из чинуш постоянно передает недостоверную отчетность по надоям в нашем хозяйстве в область. На вопрос, почему он «уворовывает» несколько тонн, не моргнув глазом отвечает: «А вдруг вы снизите надои, тогда с меня спросят за уменьшение, а так все ровно». И ведь вся эта липовая отчетность идет дальше и выше. Понимаете, и так у нас во многих сферах: бессмысленные функции, должности без полномочий, во многом некомпетентность, непрофессионализм. А производитель реальный загибается.

- Говорят, что вступление в ВТО убьет наше сельское хозяйство...

- Вы знаете, нам, так как мы территориально далеко и от западных, и от восточных границ, в ближайшей перспективе это не грозит. Да, наша продукция не сможет конкурировать с их, за «бугром», но здесь мы точно будем еще долго востребованы. Хотя бы в силу логистических причин. Не станешь же возить молоко самолетами из, скажем, Варшавы к нам на молзаводы, накладно будет. Крепкие хозяйства, думаю, точно устоят. Хотя, конечно же, вступление в ВТО — серьезный вызов всей экономике, не только сельскому хозяйству. И снова, возвращаясь к теме наших властей, уже российских. Вы знаете, сколько форм поддержки, в том числе, а может, главным образом скрытых, действует у них для своего сельхозпроизводителя? Это десятки форм поддержки и десятки миллиардов евро или долларов в год. Наше же правительство умудрилось взять только то, что ему и так оставили, но мало того — оно еще и... не выбирает эти квоты! То есть нам говорят: вот переходный период, в этот период вы можете девять миллиардов долларов потратить на поддержку и защиту своего сельхозпроизводителя. А мы оказали поддержку своему сельскому хозяйству в 2012 г. примерно на 4,5 млрд долларов. Я не понимаю таких действий и такой логики!. Впору нашему правительству давать премию за защиту иностранного сельхозпроизводителя! Хотя, если министром сельского хозяйства России назначают врача, которая о сельском хозяйстве знает только то, что и там существует лизинг... Кстати, почти все развитые страны под разными предлогами превышают разрешенные им ВТО квоты на поддержку сельского хозяйства.

Еще раз выскажу свое убеждение: страна, которая не может себя прокормить, не является независимой.

- Анатолий Иванович, вы как-то упоминали, что подумывали купить линию по производству собственной продукции. Не надумали еще?

- (Задумывается.) Да, будем небольшое производство собственное открывать. Пока считаем экономику, но, думаю, вскоре запустим такую линию и станем переработчиками. Детали пока раскрывать не буду.

- Что ж, хорошо, спасибо за беседу и успехов вам в работе!

- Спасибо и вам за редкую в нынешнее время возможность откровенно рассказать на страницах печати о некоторых проблемах сельского хозяйства.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью