Горячая тема

Спасение утопающих: как малый бизнес пытается выжить в кризис сам

Источник: The DairyNews
В ходе обращения к нации, озвученного на прошлой неделе, президент РФ Владимир Путин обозначил ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса, более всех пострадавших из-за эпидемии коронавируса. В частности, будут приниматься меры по отсрочке уплаты налогов наряду с уплатой страховых взносов, кредитные каникулы при падении доходов на 30%, снижение страховых взносов с зарплат более МРОТ и другое.
Спасение утопающих: как малый бизнес пытается выжить в кризис сам

О том, как на самом деле выполняются указы президента, почему они - лишь полумеры по мнению бизнеса, и ожидают ли субъекты молочного рынка хоть какой-то помощи в условиях падения производства – в обзоре The DairyNews. 

Как у них

В условиях распространения эпидемии коронавируса, очевидно, под наибольший удар попадает именно сфера услуг – магазины, торговые центры, рестораны - любые заведения, нацеленные на потребителя. Иными словами, весь малый и средний бизнес сейчас страдает в первую очередь. Особенно этого можно наблюдать, когда половину населения отправили на карантин на прошлой неделе, и в оплачиваемый «отпуск» на этой – меры вынужденные, а зарплата нужна всем.  

Логичной поддержкой в данной ситуации было бы простейшее – выделение денег для поддержки экономики страны.

Так сделали в Италии –  кроме всего прочем на поддержку бизнеса там выделили 25 млрд евро; во Франции – 345 млрд. евро; в Германии откроют фонд объемом 500 млрд. евро. В США около $350 млрд было выделено для выплат зарплат сотрудникам. Компании, в которых не более 500 сотрудников, там смогут получить условно безвозвратные кредиты (при них кредитор не требует возврата денег при выполнении ряда условий) на сумму до $10 млн для бесперебойных выплат зарплаты работникам. Конгресс Штатов принял пакет мер на $2 трлн., в том числе выплату безработным, оказавшимся в трудной ситуации из-за коронавируса 600 долларов в неделю на протяжении 4 месяцев.

Как у нас

В России же пакет поддержки составляет до 300 млрд. рублей. При этом неизвестно, на что могут пойти столь малые по сравнению с европейскими меры – 20 марта втрое был увеличен пакет системообразующих предприятий (до 600). И неясно, хватит ли этих денег для действительно малого бизнеса, к которым системообразующий (в лице «Ашана», IKEA, McDonald’s и др.) не имеет никакого отношения. 

Давайте посмотрим перечень поручений президента:

1) Продление на шесть месяцев для налогоплательщиков, отнесённых к субъектам малого и среднего предпринимательства и осуществляющих деятельность в отраслях, определённых Правительством до 1 апреля как наиболее пострадавших от коронавируса, сроков уплаты налогов и авансовых платежей по налогам (за исключением налога на добавленную стоимость), включая сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

2) продление на шесть месяцев для микропредприятий, осуществляющих деятельность в отраслях, определённых Правительством до 1 апреля как наиболее пострадавших от коронавируса, сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) снижение до 15 процентов совокупного размера тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей минимальный размер оплаты труда.

Как отметили в беседе с The DairyNews представители малого бизнеса из разных регионов, поддержка эта весьма сомнительна. Начать следует с того, что не предусмотрено много важных нюансов: ведь налоговые и кредитные каникулы лишь отсрочка применения мер со стороны банков и ФНС - при этом накопленная задолженность для многих предприятий является угрозой отказа в получении субсидий.

Учитывая прогнозы по дальнейшему снижению потребления, бизнес обязывают отложить выплату долгов до того момента когда выручка предприятий упадет еще сильнее - ведь денег у потребителя больше не становится.

Комментарии малых

«Никакой поддержки мы не получали. В ближайшие несколько месяцев я ожидаю крупный кризис, и у себя мы его уже наблюдаем. Мы работали с ресторанами, они все закрыты. Наши продажи упали на 85%. Главное, что мы можем получить от государства сейчас - налоговую отсрочку и кредитные каникулы. Однако банки говорят нам, что никаких указаний им не было дано. Поэтому в ближайшие время, возможно, мы будем вынуждены полностью остановить производство, поскольку поступления денег на молоко нет, как и на его оборот», - сообщила Любовь Горбачева, мастер-сыровар из КФХ В.Б. Горбачева.

О вынужденном сокращении производства сообщил и Алексей Ромашов, директор брянской сыроварнии "МолПро". По словам предпринимателя, производство за последнее время упало в 3-4 раза. 

«Пока никакой поддержки мы не получили. Ждем хоть каких-то послаблений в части налогообложения, в том числе по зарплате. По выплатам в фонды социального страхования, пенсионные фонды мы ждём хотя бы введения мораториев. Сейчас нам приходится отправлять людей в отпуска, пока - оплачиваемые. Но через 2 недели, если ничего не изменится, они могут стать уже не оплачиваемыми.  Чтобы платить зарплату, покупать сырье, приходится снижать производство. Сейчас мы вынуждены сокращать его, мы уже уменьшили его где-то в 3-4 раза. Продажи упали в 2,5-3 раза», - отметил Алексей Ромашов. 

На продажи в молочном секторе влияют множество факторов – это и закрытие торговых центров, магазинов, так и ограничение проведения крупных мероприятий (в т.ч. выставок). У Алексея Демьянова, владельца «Сырной губернии», к примеру, не смог реализовать крупную часть уже упакованных сыров: 

"Часть нашей продукции была представлена на нескольких выставках. И вся она практически полностью осталась у нас - теперь придётся реализовать её другим способом, что сильно влияет на работу компании, - отметил Алексей Демьянов. - Понятно, что он рано или поздно она найдёт своего покупателя - это сыры, и со временем они только настоятся. Но здесь вопрос ликвидности - слишком долго так продолжаться не может, иначе можно попросту разориться».  

С похожей проблемой столкнулся и Джон Кописки, основатель ООО «Рождество». Однако на его продажах, по словам фермера, это не сказалось сильно – эксперт оптимистично заявляет, что за следующие несколько месяцев его сыр только лучшее созреет.

«Люди должны есть, мы не оставим их без нашей продукции. Мы продолжаем работать в штатном режиме. Малый бизнес действительно страдает, но сейчас нужно пережить это.

Пока в Москве закрылись несколько наших магазинов в торговых центрах, и продажи несколько упали. Зато продажи по молочным продуктам не упали вовсе, а вот по сырам - несмотря на некоторый простой, мы думаем, что они за 2 месяца только лучше созреют», - отметил Джон Кописки. 

С точки зрения государственной поддержки, добавил фермер, его предприятие также пока ничего не получило – но вскоре, по его словам, поддержка начнёт распределяться всем. 

По мнению Руслана Сагитова, директора ООО «Степь», лучшими мерами поддержки в нынешних условиях была бы компенсация затрат на заработную плату – иначе рано или поздно попросту нечем будет ее платить. 

Что касается ситуации на производстве, Руслан Сагитов отмечает, что в ближайшие 2-3 месяца производство сильно упадет. К традиционному сезонному снижению подключится и падение продаж из-за коронавируса. 

«Через несколько месяцев мы однозначно ожидаем спад продаж. Сейчас люди "проедают" свою заработную плату, сидя дома, этого хватит на 2-3 месяца, после, если они не будут работать, упадёт спрос, продажи. Очевидно, люди будут варить кашу уже на воде, не молоке. Поэтому этим летом мы ожидаем не только сезонный спад продаж, но падение из-за коронавируса. Всё это скажется и на безработице, и на росте инфляции», - отметил Руслан Сагитов.

С точки зрения Анвара Зуфарова, владельца сыроварни "Бебешкино", самый простой, и он же – действенный способ поддержать производителя сегодня – финансовая поддержка производителей. 

«Сегодня закрылся наш магазин в Пскове, его просто перестали посещать люди - переходит в рамки жёсткого карантина. Вся наша молочная продукция, которую мы не продали, пошла в утиль. Так работать мы не можем, нам придётся переходить на другой способ переработки молока. Мы в состоянии произвести сыры длительной выдержки - от 3 до 6 месяцев, и делали бы это, будь у нас деньги», - отметил Анвар Зуфаров. 

Эти деньги, по словам эксперта, обеспечили бы производителям своего рода подушку – они могли бы закупать молоко, использовать собственное, занимаясь производством, и после окончания кризиса у них было бы что предложить потребителю. 

«Вместо роста мы в лучшем случае столкнёмся со стагнацией, в худшем - с банкротством. Продажи на предприятии упали на 70-80%. В ближайшее время эта цифра достигнет 100%. Вся продукция идёт на доставку, и мы не можем дальше её поддерживать своими силами. В Пскове доставка не так популярна, как в крупном городе», - добавил Анвар Зуфаров.

Также эксперт отметил, что в нынешних условиях без господдержки многие КФХ будут вынуждены уйти в тень и продавать продукты без отчётности, работая как ЛПХ – для них сейчас это единственный способ выжить. 

«Когда все нормализуется, неизвестно, а все наши обременения вернутся к нам. Все отсрочки по кредитам, налогам - мы их не выдержим, полностью от них нас не освободят», - заключил Анвар Зуфаров. 

Участие государства в жизни предпринимательства, да и вообще населения многими воспринималась как несбыточная мечтой в российских реалиях. Но пускать на самотек жизнь мелкого и среднего бизнеса, тем самым подпиливая сук, на котором сидят все, в современных условиях, мягко говоря, непродуктивно. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью