Союзмолоко просит перенести маркировку молочной продукции до конца эпидемии коронавируса

Источник: milknews.ru
Участники Союзмолоко обратились в правительство с просьбой приостановить эксперимент по введению обязательной цифровой маркировки готовой молочной продукции до стабилизации социально-экономической и эпидемиологической ситуации. При этом члены ассоциации настаивают, что отрасль не готова к нововведению, и эксперимент по внедрению маркировки это показал. Milknews узнал подробности ситуации в отраслевом союзе.
Союзмолоко просит перенести маркировку молочной продукции до конца эпидемии коронавируса

Перенести до конца эпидемии

С 1 июня 2020 года в России будет введена обязательная маркировка молочной продукции. В настоящее время на отдельных предприятиях продолжается эксперимент по внедрению маркировки. В то же время в России распространяется коронавирусная инфекция, что, по мнению участников Союзмолоко, накладывает дополнительные финансовые обязательства на предприятия сектора. Члены отраслевой ассоциации в официальном письме на имя заместителя председателя правительства Виктории Абрамченко просят пересмотреть решение о внедрении маркировки и приостановить внедрение эксперимента на время пандемии. Копия письма имеется в распоряжении Milknews. 

Участники отрасли поясняют, что предприятия по производству молочной продукции в условиях карантина вынуждены приостанавливать проекты, вводить ограничения на посещение предприятий посторонними людьми, а также переводить часть штата на удаленную работу. “На нашем предприятии введен жесткий пропускной режим. Мы находимся в ситуации, когда мы должны максимально снизить любые риски по заражению людей этим вирусом. Поэтому мы проводим любые контакты с внешними организациями только дистанционно. Это касается не только маркировки, но и других служб, например, банков, агентств, поставщиков. Эксперимент по маркировке дистанционно проводить нельзя”, - объяснил Milknews генеральный директор Московского завода плавленых сыров “Карат” Евгений Гребнев. 

С этим мнением согласен и генеральный директор “Уфагормолзавод” Ильдар Файзуллин. “В связи с коронавирусом продолжать эксперимент нереально. Сейчас мы прекратили пускать на предприятие чужих людей. В Москве уже запретили передвигаться по городу, в Башкирии такой запрет тоже предстоит”, - указал руководитель предприятия. 

По словам авторов обращения, на данный момент не достигнуты важные цели эксперимента, которые необходимы для принятия дальнейших решений о введении маркировки. “Не проведен анализ целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации отдельных видом молочной продукции”, - отмечают участники отрасли. По результатам анализа, в рамках которого необходимо сопоставить выгоды и издержки отрасли от введения маркировки, должна быть определена экономическая обоснованность нововведения для отрасли. В ситуации пандемии эксперимент не может быть завершен должным образом, а молочная отрасль не успеет подготовиться к введению цифровой маркировки, уверены авторы обращения. 
 

Эксперимент не удался

Минпромторг предложил продлить срок проведения эксперимента по маркировке до 31 мая 2020 года. Срок предложено перенести уже второй раз, ранее эксперимент должен был завершиться 31 марта 2020 года, до этого - 29 февраля. В пояснительной записке к проекту постановления, предусматривающему последний перенос срока, авторы указали, что “завершение эксперимента 31 марта 2020 года без его дальнейшего продления до момента введения обязательной маркировки не позволит производителям молочной продукции, не участвующим в добровольном эксперименте, подготовиться к обязательной маркировке молочной продукции”. Документ размещен на федеральном портале нормативных правовых актов. 

После публикации документа участники Союзмолоко обратились к министру промышленности и торговли Денису Мантурову. Копия официального письма есть у Milknews. Авторы обращения указали, что формулировка, указанная авторами проекта в качестве причины переноса сроков, указывает на неверное понимание целей эксперимента по внедрению маркировки в целом. “Обеспечение готовности производителей не относится к установленным Правительством РФ целям эксперимента. Подготовка участников оборота начинается после подтверждения необходимости регуляторной меры, установления технических требований к оборудованию и этапов переходного периода”, - указали участники Союзмолоко. 

В документе об очередном переносе даты разработчик не указал, какие меры были предприняты для достижения целей эксперимента и почему они не были достигнуты изначально. “Без этих данных невозможно сделать вывод о том, нужно ли проливать эксперимент, на какой срок и какие меры позволят добиться результата в предложенный срок”, - считают авторы письма. Необходимо выявить действительные причины недостижения целей, уверены в Союзмолоко. 

При этом регулятор не предлагает изменить срок введения маркировки для всей молочной продукции - 1 июня 2020 года. Участники Союзмолоко уверены, что дату введения маркировки для отрасли необходимо переносить, так как она была утверждена в то время, когда эксперимент на предприятиях должен был завершиться 29 февраля 2020 года. 
 

Замечания предприятий

Производители молочной продукции уже направляли свои замечания к ходу эксперимента в Минсельхоз. Копия общего свода обращений предприятий есть в распоряжении редакции. Так, тестирование нанесения цифрового кода маркировки на молочную продукцию проводилось на четырех предприятиях. По итогам тестирования нанести код на 10 тыс. единиц продукции оказалось невозможным. Еще на 2316 единицах код отклеился в процессе транспортировки из-за образовавшегося в процессе хранения и транспортировки конденсата. 

По итогам эксперимента оказалось, что всем предприятиям нужно покупать дополнительное оборудование и программное обеспечение. Средние расходы на одну линию компании оценили в 7,5 млн рублей. При этом несколько участников отметили, что на предприятии нет места для нового оборудования, и в случае внедрения маркировки им придется рассматривать вариант реконструкции здания или переноса производства в другие помещения. Стоимость внедрения оборудования в таком случае для этих заводов вырастет на 250-400 млн рублей. 

Оператор цифровой маркировки ЦРПТ в ответ на замечания предприятий рекомендовал им воспользоваться услугами типографий или производителей упаковки. Пять молокоперерабатывающих компаний получили отказ от производителей упаковки в ответ на запрос о подобной услуге. Вариант использования упаковки с предварительно напечатанным кодом была протестирована только на двух предприятиях.

Производитель упаковки Tetra Pak сообщил Milknews, что печать цифровых кодов приведет к удорожанию стоимости упаковки и в условиях производства, и в случае печати на типографии. “Как в любом инвестиционном проекте – здесь есть два типа затрат: постоянные (оборудование, програмное обеспечение, работы) и переменные (расходные материалы). Разница лишь в том, на кого эти затраты ложатся. В случае нанесения кодов при производстве упаковки, фабрика должна быть оснащена дополнительным высокотехнологичным оборудованием с возможностью цифровой печати в хорошем качестве на высоких скоростях. В случае печати на производстве требуется установка дополнительного оборудования на линии розлива (печать или стикеры). Здесь все затраты несет уже сам производитель. И в том и в другом случае на линии потребуется установить оборудование для контроля считывания и валидации кодов”, - рассказала директор по коммуникациям. Tetra Pak в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии Екатерина Волкова.

При этом, даже если производители молочной продукции выберут опцию печати у производителя упаковки, компаниям все равно придется покупать дополнительное оборудование на заводы. Речь идет о системах технического зрения, принтерах для групповой упаковки, системах отбраковки. “Независимо от места нанесения кода, кроме дополнительного оборудования и расходных материалов, необходимо внедрить программное решение, которое соответствует требованиям регулятора и интегрировано с бизнес-процессами на производстве. Здесь пока есть вопросы, на которые нужно получить ответы. Сейчас вместе с нашими заказчиками мы делаем оценку и проясняем круг вопросов с ЦРПТ”, - рассказала Екатерина Волкова.

Помимо печати и закупки оборудования, у производителей возникли и другие проблемы при тестировании системы маркировки. Так, на многих предприятиях укладка готовой продукции в групповую упаковку происходит вручную. Участники эксперимента отметили, что при внедрении маркировки придется увеличивать штат сотрудников для укладки товара или покупать автоматическое оборудования для этих целей. Для завода в 2-3 линии такая система обойдется 250-400 млн рублей. 
 

Отрасли эксперимент не нужен

У участников отрасли остаются вопросы к ходу эксперимента и внедрению маркировки на предприятиях. Так, директор “Уфагормолзавод” Ильдар Файзуллин рассказал Milknews, что ездил на местное предприятие по производству медицинских препаратов, чтобы узнать, как внедрена маркировка в этой отрасли. “Они работают с маркировкой уже пять лет и до сих пор еще до конца ее не внедрили. На предприятии клеят коды не на каждую штуку товара, как это предстоит нам, а на коробку, в которой, например, пять ампул. И если вдруг происходит брак, то они могут просто перефасовать коробку, потому что продукт не контактирует с упаковкой, ампулы при этом остаются целыми. Им пришлось организовать отдельный фасовочный цех, чтобы ставить QR-коды. И даже при такой организации процент брака на упаковке у них достигает 5%”, - отметил Ильдар Файзуллин. По его словам, для молочной отрасли процесс нанесения кодов будет еще более сложным, так как упаковка непосредственно контактирует с продуктом.

Только на печатное оборудование, по словам гендиректора “Уфагормолзавод”, предприятию придется потратить около 63 млн рублей. “До повышения курса доллара принтер стоил 5 млн, а после повышения - 7. И сканер - где-то 2 млн. Соответственно, на 7 линий только на это оборудование мне придется потратить около 63 млн рублей. Помимо этого, нам будет нужно программное обеспечение, расходные материалы”, - говорит руководитель предприятия.

Кроме этого, предприятиям придется установить системы складской логистики. “На молочных заводов подобные системы есть только на процентах 3 предприятий, таких как “Данон”, “Вимм-Билль-Данн””, - говорит Ильдар Файзуллин. 

У генерального директора Московского завода плавленых сыров “Карат” также остается много нерешенных вопросов по внедрению маркировки. “Сейчас есть понимание только по очень простым вещам, например, что можно наносить коды в потоке на современных линиях. Но таких вопросов очень много, и каждый нужно решить, причем таким способом, чтобы это было не слишком затратно, не снижало производительность и не увеличивало бы процент брака. Все эти вопросы сейчас подвешены, и ответы надо будет находить всем вместе тогда, когда мы вернемся к эксперименту”, - объяснил Milknews Евгений Гребнев.

По словам Евгения Гребнева, у предприятия только начинает выстраивается конструктивный диалог с оператором маркировки. После окончания эпидемии эксперимент может занять еще долгое время, уверен эксперт. “Нам этот эксперимент не нужен, он нас отрывает от работы, он отвлекает людей, он меняет планы по производству. Мы готовы на это идти только для того, чтобы показать реальные проблемы и вместе найти возможности для устранения. Не факт, что мы сможем их устранить, потому что молочная промышленность - очень сложная”, - считает генеральный директор завода “Карат”.

Источник: milknews.ru
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью