Совхоз "Комсомолец" "растворят" в совхозе "Южно-Сахалинский"

Источник: sakhalin.info
Участница второй прямой линии Sakh.com, прошедшей в Аниве, поделилась с корреспондентами агентства беспокойством по поводу объединения двух сахалинских совхозов. Женщина попросила выяснить, чем руководствовалась область, когда принимала решение о том, что "отличник" (совхоз "Южно-Сахалинский") и "двоечник" (совхоз "Комсомолец") должны слиться в "одну личность". Респондента также интересовало, почему руководителя "Южно-Сахалинского" Татьяну Овчинникову заставили покинуть свой пост.
Под директора, уверена "прямолинейная" анивчанка, копали давно. И действительно, 2 декабря прошлого года мы писали о некоторых предзнаменованиях. Материал венчало оптимистичное заключение — комиссия, работавшая в совхозе, вынесла решение о том, что Овчинникова соответствует занимаемой должности. Казалось бы, угроза для конкретного руководителя процветающего (судя по предоставленным совхозом показателям) предприятия миновала, хотя вся эта история со сменой руководства островных совхозов спокойствия не прибавляла. Местное телевидение зарядило обойму эфирного времени сюжетами о том, как все плохо в наших сельхозпредприятиях. Было понятно, рыхлится почва под "посев" новых руководителей с предварительным выкорчевыванием прежних. Перспектива "орошения" отрасли обещала быть грандиозной — говорилось о планах влить в агропромышленный комплекс около 20 миллиардов рублей. Оставался только один вопрос, кому работать в условиях такой финансовой "антизасухи". Руководство совхозов забеспокоилось и, как выяснилось, не зря. Многие опасения подтвердились.

20 апреля произошло неоднозначное увольнение директора совхоза "Корсаковский" Петра Фуфалько, еще раньше заявление об увольнении написал руководитель "Комсомольца" Виктор Нагорный. На его место пришла Светлана Пахомова — бывший депутат областной думы, бывший директор СПК "Соколовский" и бывший мэр Долинска. Сегодня она приняла еще и управление совхозом "Южно-Сахалинским". В него скорее всего войдет "Комсомолец", который перестанет существовать как самостоятельное предприятие. Все это крайне огорчает участницу прямой линии Sakh.com:

— Узнайте, пожалуйста, с чего вдруг преуспевающий "Южно-Сахалинский", который идет с хорошими показателями по надоям, растениеводству, приросту скота должен отдавать скот, работников, технику "Комсомольцу", где, извините, коровы по колено в дерьме стоят и ребра у них просвечивают. Почему директора, который поднял предприятие, за день ставят перед фактом — уходи и все. А с ней, между прочим, ушла вся ее основная команда. Люди против таких кадровых решений и беспокоятся, что Пахомова развалит все, что создавалось годами.

Пообщавшись с теми, кто с недавних пор больше не работает в совхозе "Южно-Сахалинский", и с первым замминистра сельского хозяйства области Тамарой Муленковой, мы тем не менее составили не очень четкое представление о происходящем. Нечеткость связана с противоположностью заявлений сторон. Предлагаем читателю ознакомиться с этими заявлениями и самому сделать выводы.

Объединение — для чего?


Экс-представитель совхоза "Южно-Сахалинский":    

— Про это объединение нам никто не говорил. Были беспокойства, слухи, но речи ни о чем конкретно не было. Хотя подкоп шел. С ноября уже четвертая проверка у нас, а ведь наши результаты лучше всех, задолженностей никаких нет. Весь наш хороший, ухоженный молочный скот забрали, основную часть земель передали компании "ГринАгро", которая пришла на готовенькое, а нам предложили идти на север острова и там заниматься мясным скотом.

Первый замминистра сельского хозяйства области Тамара Муленкова:    

— Из сахалинских сельхозпредприятий активнее всего работают совхоз "Тепличный" и птицефабрика "Островная". Остальные — совхозы "Комсомолец", "Южно-Сахалинский", "Корсаковский" — не очень устойчивы в финансовом отношении, поэтому в прошлом году было принято решение поработать по ним. Земли за ними закреплены большие, но они занимались только выращиванием картофеля и овощей, а остальная площадь стояла под покосы. Кормовая база была низкопродуктивная и низкокачественная, корма заготавливали с нарушениями.

Чтобы наладить производство молока, правительство приняло решение выделить земли сельхозназначения под инвестиционные проекты, чтобы зашли компании с опытом работы. Пришла "ГринАгро". Так как производством молока нужно заниматься там, где есть кормовая база, под проекты были выделены земли в "Южно-Сахалинском" и в "Комсомольце". То есть земли, связанные с инвестпроектами, будут работать на то предприятие, которое эти инвестроекты реализует. Остальные земли — в пределах 700-800 гектаров на предприятие — мы оставляем совхозам под производство картофеля и овощей. Это для понимания ситуации.

Для чего нужно слияние совхозов? Чтобы работать в одном направлении — растениеводческом. Чтобы оптимизировать руководство, сократить расходы. На базе "Южно-Сахалинского" решено создать семеноводческое хозяйство, чтобы у крестьянско-фермерских хозяйств был свой, местный семенной материал картофеля. Скота здесь не будет. Частично молочное стадо мы уже передали в совхоз "Корсаковский", часть забрали "Огоньки", там новый проект реализуется, часть взял "Комсомолец".

За "Комсомольцем" пока остался животноводческий комплекс молочного направления. В будущем посмотрим. Если продуктивность гектаров в кормовом производстве получится поднять, и мы обеспечим и комплекс "ГринАгро", который в "Комсомольце" построится, и молочный комплекс, то сохраним стадо. Но поменяем технологию содержания: стадо будет не выпасное, а круглогодичного содержания, на стационаре.

Хочу отметить, что скорее всего название "Комсомолец" перестанет существовать. Совхоз присоединят к "Южно-Сахалинскому". Руководитель и управленческий персонал будет один. Это решение сейчас принимается на уровне областного правительства по рекомендации минсельхоза. Мы видим в этом больше плюсов.

Смена руководства — почему?

Экс-представитель совхоза "Южно-Сахалинский":    

— Татьяну Овчинникову вызвали в МИЗО и без объяснения причин расторгли с ней договор. Люди приходили к ней в кабинет и плакали, когда узнали. Многие уволились из чувства солидарности, даже те, кому некуда пойти. Восемь или девять человек уволились в тот же день — инженеры, бухгалтеры… Это же не просто так. Почему ее не оставили директором?

Первый замминистра сельского хозяйства области Тамара Муленкова:    

— Было принято решение передать полномочия Светлане Пахомовой, поскольку объединенное предприятие будет специализироваться на семеноводстве, а она агроном по образованию. У нее большой опыт управленческой работы, она справится лучше. У Татьяны Анатольевны тоже опыт, но все равно кого-то надо было выбирать. На основании чего еще выбрали? Ну, образование, опыт работы и еще есть разные причины. Решение о том, будет этот или другой руководитель, ни Муленкова, ни министерство сельского хозяйства единолично не принимают, а принимает совет директоров и МИЗО. Они посчитали, что для решения сегодняшних задач нужен этот директор. Никакого предвзятого отношения тут нет.

Да, часть коллектива действительно ушла за руководителем. Но некоторые потом вернулись и сказали — мы ушли под давлением, пожалуйста, возьмите нас обратно. И Светлана Пахомова взяла. А от некоторых сама отказалась. Кому-то предложила перейти в "Комсомолец" на несколько месяцев, пока будет идти реорганизация. Животноводов, механизаторов забрала с собой, а те, кто будет обслуживать систему растениеводства, остались. Специалистам нечего беспокоиться, работы хватит всем. Это управленческий персонал запереживал и ушел. Ушел приближенный круг Татьяны Овчинниковой, с которым она завышала показатели на бумаге. И так даже лучше, все равно пришлось бы оптимизировать руководящий состав.

Пока не стабилизируется работа каждого сельхозпредприятия и не подберутся нужный руководитель и команда, будут какие-то передвижения. Это  всегда происходило в любой отрасли. Да, в работе прежних руководителей есть плюсы, но с основной задачей они как-то не совсем справились.

"Смотрящий" за "Южно-Сахалинским" — кто?

Экс-представитель совхоза "Южно-Сахалинский":    

— Посадили в кабинет директора совхоза "Южно-Сахалинский" Станислава Кравченю, ему лет 30. Он официально не оформлен, но координирует работу, дает всем указания. Муленкова говорит — он там как смотрящий сидит. Что за понятие такое — "смотрящий"? У него отец в Долинске рыбой занимался в бытность Пахомовой мэром. У нее все из Долинска подтянуты.

Первый замминистра сельского хозяйства области Тамара Муленкова:    

— Светлана Пахомова сейчас генеральный директор "Южно-Сахалинского" и генеральный директор "Комсомольца". Она работает и там, и там. Если мы откроем филиал объединенного совхоза на севере острова в связи с развитием мясного скотоводства, это же не значит, что руководитель головного предприятия должен будет переехать туда? Он просто назначит управляющего и будет координировать работу. Станислав Кравченя и есть такой управляющий в "Южно-Сахалинском". Почему это он не оформлен? Я думаю, он оформлен в "Комсомольце". Всего в совхозе "Южно-Сахалинский" сейчас работает около ста человек.

Проверки и "дутые цифры" — как так?

Экс-представитель совхоза "Южно-Сахалинский":

— Нас проверяли и агентство ветеринарии, и МИЗО, и минфин, и все на свете, и у всех были нормальные заключения. И только госпоже Муленковой ничего не нравится. Она считает, что у нас все плохо, и только ей верят. Даже не дождались сводного акта проверки из МИЗО. Мы приглашали аудиторов, они написали, что заключение Муленковой не соответствует действительности.

Первый замминистра сельского хозяйства области Тамара Муленкова:    

— Человек к вам на прямую линию пришел явно подготовленный, это определенно сопротивление экс-руководителя совхоза "Южно-Сахалинский". Чисто по-человечески мы все понимаем, ну что ж теперь, этот период надо просто пережить.

Я объясню. По распоряжению МИЗО была проведена комплексная проверка, в которой участвовали минфин, само МИЗО, агентство ветеринарии и минсельхоз. Каждый дал свое заключение. В этой комиссии работали пять специалистов министерства сельского хозяйства, так  что, подчеркиваю, это решение совместное, не личное Тамары Борисовны Муленковой.

Минсельхоз проверял ведение финансово-хозяйственной деятельности. Мы написали то, что увидели. Недостатки не очень хотелось бы перечислять, но мы нашли очень много нарушений. Все эти красивые показатели, которыми кичится совхоз "Южно-Сахалинский", в конечном итоге — дутые цифры. На бумаге они одни, на деле другие. То есть это откровенно сфальсифицированные документы. Той арифметики, которая в них представлена, просто физически не может быть, это просто нереально. Зачем делать показуху, которая не соответствует действительности? Нам молоко и мясо нужны не на бумаге, а на прилавках.

После "Южно-Сахалинского" проверку прошел "Тепличный", сейчас на очереди "Корсаковский", следующий — "Комсомолец". Это проверки по итогам первого полугодия. Но и без результатов свежей проверки можно сказать, что "Комсомолец" — самое сложное предприятие. Однако глядя на те организационно-структурные мероприятия, которые проводит Светлана Пахомова, на то, как она справляется с ситуацией, мы считаем, что она более эффективный руководитель на данный момент.

И еще один очень важный момент. Когда говорят, что нужно было оставить Татьяну Овчинникову, что при ней были высокие показатели, совхоз работал прекрасно, я хочу объяснить, что "высота" показателей напрямую зависит от участия бюджета. Если бы государство не помогало "Южно-Сахалинскому", не субсидировало его, ничего не было бы. Само по себе, своими силами предприятие не выходит в плюс, напротив — каждый год в убытке. В "Комсомольце" тоже сложно, но по итогам первого полугодия этого года совхоз вышел хоть в маленький, но все же плюс. Да, господдержка нужна, она будет оказываться, но задача руководителя — выводить предприятие на самостоятельность. 

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью