27.07.2011
Источник: osetia.kvaisa.ru
Регион: Республика Северная Осетия
Сегодня представителям молодого поколения трудно даже представить, что были времена, когда в очереди за молоком люди выстраивались в 4-5 часов утра. Молочнотоварные фермы в колхозах вроде бы и работали хорошо, и надои высокие, а в руки давали по 3 пол-литровых бутылки молока и, если посчастливится, бутылку сливок, а масло сливочное – по талонам: не более 200 граммов на человека…

Сейчас, когда всё это есть на прилавках, в том числе и в Моздокском районе нашей Северной Осетии, мы… тоже недовольны.

Молока и молочных продуктов, сегодня – изобилие. А о том, что это – важный продукт питания, красноречиво говорит такой факт: доля молочных продуктов в стоимости потребительской корзины – 16%, а, к примеру, доля хлеба и хлебобулочных изделий – 11%.

Увы, изобилие молока, сметаны, кисломолочных продуктов, сыров, сливочного масла стало сопровождаться определенными проблемами. Недобросовестный производитель осмелился поставлять на наши столы неизвестно какой продукт. И государство было просто вынуждено оградить потребителя от некачественного продукта: с 17 декабря 2008 года был введен новый технический регламент на молоко и молочную продукцию.

Во всяком случае, у покупателя появился выбор между натуральным и восстановленным продуктом. На этикетках изделий, изготовленных с использованием сухого молока, значится: «молочный напиток».
В этой связи возрос спрос на натуральное сырье. Резко подорожало молоко питьевое. Потребитель вправе знать, за что платит деньги. На упаковках многих фирм, расфасовывающих натуральную продукцию, красуется: «Ультрапастеризованное молоко». Но, честно говоря, нет стопроцентной уверенности, что это безопасный и питательный продукт, если срок его хранения весьма длительный. К тому же не для кого ни секрет, что в нашей стране умеют обходить законы.
Казалось бы, уж на крупных предприятиях Краснодарского, Ставропольского краев, Кабардино-Балкарии, чьей продукцией забиты наши магазины, в том числе супермаркеты, технический регламент должны соблюдать четко. Но, повторюсь, по этому поводу сомнения остаются.

Правда, и потребитель не такой уж наивный. Люди выстраиваются в очередь за продукцией, которая не только по карману, но и отличается определенными вкусовыми качествами. Не раз сама стояла в очереди у ларька, расположенного на центральном рынке, где продаются сливки и сметана из цеха колхоза «Украина» (с. Раздольное). Продукцию эту разбирают быстро, но ничуть не хуже там спрос и на развесную сметану из «Раздолья», что находится в селе Киевском. Вначале меня смутила её цена – 60 рублей килограмм. Тогда как 500-граммовая упаковка из «Украины» стоит 50 рублей. Дешевая сметана имеет весьма товарный вид. Попробовав её, понимаешь: нежирная, хороша для тех, кто заботится о своей фигуре.

Как оказалось, в «Раздолье» (трудно сказать, почему было выбрано это, созвучное с Раздольным, название) объединились три семьи, имеющие в общей сложности 18 коров, и решили реализовывать продукцию в переработанном виде. Вряд ли у них есть оборудование, приспособленное для использования различных добавок, консервантов. Но так как своей продукции недостаточно, а только за место на рынке приходится платить 280 рублей в день, за электроэнергию же – не менее трех тысяч в месяц, то «Раздолье» стало брать молочную продукцию, пользующуюся спросом у потребителя. Молодцы, ставки сделали правильные.

Кроме быстро раскупаемой молочной продукции из колхоза «Украина», пользуются спросом, к примеру, ростовское масло, сырки из небольшого частного чегемского заводика. Кстати, чегемская продукция появилась и на прилавках в «Магните». Маркетинг и реклама – определенно двигатели торговли.
Вот одно меня настораживало: приятная женщина из очереди поделилась информацией о качестве сметаны. А умелый продавец из упомянутого ларечка, ответив на все вопросы, просила не называть её имени. И несложно догадаться, что они опасаются всякого рода проверяющих…

Тут бы хотелось обратиться к руководству райпо с предложением, чтобы на центральном рынке выделили ряд (возможно, в отреставрированном молочном павильоне) только для моздокского производителя; взять его, бедного, под защиту и снизить для него всякого рода сборы. Хотя бы в определенные дни устраивать что-нибудь наподобие ярмарки. Ведь мы столько говорим об интересах потребителя…

Что касается павильона, мое посещение рынка совпало с третьим днем переселения продавцов из-под жаркого навеса на их привычные места. Первое, что бросилось в глаза: в фактически новом павильоне на прилавках красуются пресловутые пластиковые бутылки. Продавцы даже не могут сразу ответить, сколько стоит литр молока, ибо оно практически всё расфасовано в полуторалитровые емкости из-под минералки, крашеной воды, кваса… Стоимость такой полуторалитровки – 40 рублей. Но, честное слово, аппетит, глядя на всё это, пропадает. Откуда тара и насколько она может быть чистой – можно лишь догадываться. Ну, коль вы не брезгливы и относитесь беспечно к своему здоровью, можете покупать.

За литр сметаны, в частности, просят 240 рублей, за килограмм сыра – 140-160, блюдце творога – 50-60. Далеко не все продавцы из этого ряда имеют у себя на подворьях крупнорогатый скот. Здесь давно и прочно поселился перекупщик. Сомневаюсь и насчет наличия у большинства продавцов медицинских справок, санитарных книжек. Я, как и многие, изготавливаемую частником домашнюю молочную продукцию не употребляю. Возможно, она и готовится в более чистых условиях, однако, как говорится, доверяй, но проверяй.

Жара под сорок градусов. Изнывающая от неё женщина спряталась в тени козырька магазина, возле которого прямо на раскаленном тротуаре выставлены пластиковые бутылки с «утрешним», как утверждает она, молоком. На моё высказанное вслух предположение, что оно уже скисло, сельская труженица добродушно заметила: «Ничего, сыр сделаю»…

Не видела, появились ли у неё в тот день покупатели. Скорее всего, да. Кто-то же покупает молоко у людей (даже неприглядного внешнего вида), стоящих вдоль пыльной проезжей дороги, ведущей к центральному рынку. Бутылки в лучшем случае стоят на табуретках, в худшем – прямо на дороге, по которой проходят тысячи человек…

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.11.2017

Что мы пьем и можно ли это экспортировать?

Российской молочной отрасли необходимо обеспечить внутренний рынок качественным и доступным продуктов, и лишь после этого нацеливаться на экспорт. Такого мнения придерживается большинство экспертов рынка. Однако, существует и другая позиция, согласно которой, развитие экспорта – одно из направлений развития молочного производства, требующее вложений и сил уже сегодня.
19.11.2017 12:51:32

Дешёвое молоко

31 13448 Александра Смородина
УРАЛЕЦ, ООО (Русский Сарс)
Адрес:  Пермский кр, Октябрьский район, с. Русский Сарс
УРАЛЕЦ, ООО
Адрес:  Пермский край, Нытвенский район, д Постаноги, ул. Школьная, д. 4
БЕРЕЗНИКИ, СПК (КОЛХОЗ)
Адрес:  Нижегородская обл, Гагинский район, с. Березники, ул. Въездная, д. 1 "А
КОРОВИН В. В., КФХ
Адрес:  Алтайский край, Троицкий район, Хайрюзовский, с Ельцовка