Сергей Калинин: «У настоящего молока должен быть вкус детства»

Источник: omskregion.info
Очередным участником рубрики «Детектор правды» стал депутат Законодательного собрания Омской области, предприниматель Сергей Калинин, построивший в Омске на собственные средства новый молочный завод «МилкОм».
Сергей Калинин: «У настоящего молока должен быть вкус детства»
Все под контролем

Перед началом разговора наш гость положил перед собой мобильный телефон, заметив: «Разговариваю с вами, а на экране вижу, что происходит на заводе». – Сергей Петрович, а что, собственно, вам хочется увидеть – у вас же все автоматизировано?

– Действительно, завод оснащен современным оборудованием. Производственный цикл полностью автоматизирован и замкнут: молоковоз, приехав, подключается к трубе, куда сливается молоко, а на следующем этапе с конвейера снимается готовая продукция в упаковке. Но меня успокаивает, когда я вижу, что люди спокойно делают свое дело, следят за работой линий. А если все бегают, суетятся – знаю: возникла проблема. Естественно, не жду, пока мне о ней доложат, сразу звоню. Так все решается гораздо быстрей. Процесс производства еще не доведен до совершенства. И на этом этапе такая система контроля со стороны учредителя совершенно нормальна. Раз позволяют современные технологии, надо этим пользоваться.

– Правда ли, что пока предприятие перерабатывает молоко в основном не омского производства?

– Нет, мы работаем только на местном сырье. В Омской области свое крупное молочное стадо, и было бы абсурдно везти сюда молоко из других регионов. Хотя такие прецеденты, я знаю, имеются. Но по большей части молоко из Омска, наоборот, вывозится и перерабатывается в других регионах, потому что в Омске ниша переработки закрыта не полностью.

Старые связи

– И кто же ваши поставщики?

– Мы работаем с Исилькульским и Москаленским районами. В частности, с таким крупным хозяйством, как СПК «Большевик» Москаленского района. Еще есть ряд оптовиков, которые собирают молоко у мелких фермеров и везут его нам.

– Чем вам удалось их привлечь? Вы же новое предприятие. А рынок сырья уже более или менее поделен.

– Думаю, ценой, которую мы платим за молоко. Хотя для наших товаропроизводителей цена – не самое главное. В первую очередь, они должны быть уверены в порядочности партнера, в том, что с ними вовремя рассчитаются. В нашем случае у них такая уверенность есть. Я имею опыт в сфере производства молочной продукции. И наработал определенную историю взаимоотношений с руководителями хозяйств.

– Вы имеете в виду период, когда были совладельцем молочного завода «Вита» в Исилькуле?

– Да, мы его выкупили, когда он был наполовину банкротом, и за десять лет отстроили производство, соответствующее современным стандартам.

– Но в итоге «Вита» закрылась.

– Она закрылась после того, как мы продали ее «Вимм-Билль-Данну», а тот вскоре уступил предприятие компании PepsiCo.

Перспективный рынок

– Что вас побудило вновь заняться производством молочных продуктов?

– То, что остались опыт, выстроенная система сбыта и некое нереализованное желание все-таки создать новый, современный завод.

– Считаете молочный рынок перспективным?

– Безусловно. У нас в регионе сильные традиции молочного животноводства. Отрасль активно модернизируется, улучшается логистика. Если раньше зимой молока производилось в 2 – 2,5 раза меньше, чем летом, то теперь все крупные хозяйства переходят на круглогодичный отел. Это позволило уйти от сезонного дефицита сырья. А так называемые контр-санкции открыли перед производителями молочных продуктов дополнительные возможности. Появился шанс для освоения новых направлений деятельности – таких, например, как производство сыров.

Чистый продукт

– Вы сказали, что работаете с молоком даже мелких ферм. Но оно зачастую ниже по качеству, чем у крупных хозяйств.

– Система очистки сырья, действующая на нашем предприятии, позволяет из молока первого сорта делать высший сорт.

– Правда, что молоко «Лужайкино» можно хранить вне холодильника?

– Мы производим так называемое ультрапастеризованное молоко, которое действительно до полугода может храниться при комнатной температуре. Почему-то считается, что молоко просто обязано скиснуть за три дня. И только в этом случае оно является хорошим. Но уверяю вас, за три дня скисает молоко, обсемененное ненужными бактериями. Ультрапастеризация – это кратковременное воздействие на продукт высоких температур с последующим охлаждением и розливом в стерильной вакуумной камере в стерильную асептическую упаковку. В молоке, произведенном по такой технологии, нет ни одного вредного микроба. Никаких примесей, никакой химии тоже нет. Совершенно чистый продукт. Поэтому так долго хранится.

– Как тогда вас угораздило попасть в «черный список» областной прокуратуры за нарушение санитарно-эпидемиологических норм?

– На самом деле обидно, когда подобные вещи происходят. Вообще (и об этом говорят в беседе сами прокуроры), любое новое предприятие в течение трех лет не должно подвергаться никаким плановым проверкам. Ладно, пришли. Ничего не нашли. Но как уйти без замечаний? Оказалось, в каких-то накладных наши девочки по ошибке написали не «МилкОм», а «Милом», а это расценивается чуть ли не как обман покупателя. И еще не был заполнен журнал готовой продукции, который всегда у нас заполняется в конце смены. Спорить – себе дороже. Поэтому наши менеджеры согласились, что это нарушения. Но самое обидное, что, когда проверяющие еще, наверное, до офиса не доехали, эта информация появилась в СМИ. Либо такова система работы правоохранительных органов: нужно быстрее отчитаться, нужно больше публикаций. Либо это происки каких-то недобросовестных людей. По-другому произошедшее объяснить сложно. Но этот факт у нас зафиксирован на бумаге.

– Вы намерены как-то его опровергать?

– Я уже все доказал, что еще доказывать?

Играть по-крупному

– На сколько процентов ваши мощности сегодня загружены?

– Процентов на 15. Перерабатываем в настоящее время порядка 30 – 40 тонн в день при мощности оборудования 200 тонн.

– То есть на внутреннем рынке доля продукции «Лужайкино» пока невелика?

– Думаю, 3 – 5 процентов, не больше.

– Планируете в ближайшее время рост объемов?

– В этом году ставим задачу занять до 10 процентов местного рынка, выпуская 50 – 70 тонн продукции в сутки. Ну а в течение 3 – 5 лет намерены выйти на полную мощность.

– С заходом в торговые сети были какие-то сложности?

– Благодаря запрету на импорт из Европы сегодня федеральные сети более внимательно относятся к местным производителям. Но проблемы остаются. Одна из них – расчеты с поставщиками. Мало того, что у ритейлеров есть законом данное право на отсрочку платежа за поставленный товар, так они и в эти сроки зачастую с расчетами не укладываются. А значит, поставщику, чтобы с ними работать, необходимы большие оборотные средства. Другая проблема – жесткие условия сотрудничества. Односторонне жесткие. Допустим, если поставщик не получил деньги своевременно, он не сможет высудить никакие проценты. Его же за недопоставку продукции вправе оштрафовать на 20 процентов от суммы контракта. Представьте, какие риски он несет!

Мы пока еще не во все омские сети вошли. В том числе – из-за большого разнообразия молочной продукции на прилавках. Сейчас входим в «Победу», «Наш магазин». В «Магните», «Ашане» наша заявка – на рассмотрении.

– А на другие регионы пытаетесь выйти?

– Уже вышли. Реализуем продукцию от Дальнего Востока до Москвы и даже в Казахстане. У нас уже была отстроена система логистики. Это позволило быстро взять старт в продажах.

Цены

– Ваш прогноз: будет ли дорожать молоко?

– Оно будет как дорожать, так и дешеветь. Когда мы только запускали завод, молоко в аналогичной упаковке (не буду называть компанию, потому что это неэтично) стоило 55 рублей за литр. К моменту, когда мы зашли в сеть с ценой 43 рубля за литр, у них то же молоко стоило уже 45 рублей. Таким образом, мы поработали на местный рынок – цена снизилась. И текущая тенденция такова, что к лету будет снова небольшое снижение. Кроме того, мы, возможно, выпустим еще молоко социальной марки – она будет называться «Наше молоко» или «Наше омское молоко» – для поставки в соцсферу, на социальные рынки. С другой стороны, будет выпускаться молоко отборное, только из сырья высшего качества с повышенным содержанием белка и жира. Оно будет стоить дороже.

– У вас были планы создания собственной сырьевой базы: строительства мегафермы на 1200 голов. Правда ли, что их реализация из-за кризиса отложена?

– В самом деле, в связи с неясностью ситуации в сфере кредитования и в сфере государственной поддержки инвестиционных проектов нам пришлось взять паузу. Все-таки оборудование по большей части закупается за пределами России, а из-за изменения валютного курса сроки окупаемости проекта существенно увеличиваются. Но сейчас все понемногу стабилизируется. Поэтому будем смотреть. Наверное, в этом году уже определимся с тем, где мы будем размещать свое производство и каких оно будет масштабов.

Оборотные средства

– Использовать для оснащения фермы оборудование шведской фирмы «ДеЛаваль» не передумали?

– Это оборудование мы рассматриваем в первую очередь. Оно одно из самых высококачественных. Но очень дорогое, учитывая изменение курса рубля. Поэтому смотрим и другие варианты. Есть хорошие предложения белорусского производства. Российская компания «Молмаш» тоже работает в этом направлении. Скорее всего, оснащение фермы будет интернациональным.

– А за оборудование для завода «МилкОм» уже рассчитались?

– Не полностью. Компания «Эколин» предоставила нам бонус – бесплатный кредит на три года. Но кредит в валюте. Когда курс стал резко расти, они пошли еще на одну уступку. Разрешили по фиксированному курсу – меньше 50 рублей – погасить столько, сколько сможем. Мы погасили половину. Вторая половина платежей у нас начинается примерно через год. Начнем платить уже, наверное, из заработанных средств, поэтапно, помесячно. То есть это тяжелым бременем не лежит.

Есть другая проблема – с оборотными средствами. Я про нее отдельно хочу сказать. Мы на собственные деньги построили завод. Дальше нам нужно работать, необходимо сырье. И мы решили взять кредит. Но банк его, оказывается, выдать не может, поскольку у нас, как у нового предприятия, пока нет оборотов, а только одни убытки. Нет и достаточного залогового обеспечения, потому что завод в залог кредита они не берут: дескать, это ненадлежащий заемщик, раз у него нет оборотов. Считаю это полным абсурдом. Везде говорится о поддержке инвестиционных проектов. И есть такое понятие, как проектное финансирование, когда у инвестора, допустим, имеются 20 – 30 миллионов, а остальное финансирует банк под залог этого проекта. Мы же профинансировали 100 процентов! Почему банк не может теперь выдать нам 20 – 30 миллионов? Эту ситуацию необходимо менять, мне кажется. Здесь декларация о поддержке инвестиционных проектов противоречит действующим положениям Центробанка.

Домик в деревне

 – Правда ли, что когда-то у вас был домик в деревне и своя корова?

– Да, этот домик был в селе Сосновка Азовского района. В 1991 году производство в стране практически встало, а завозить продукты тогда еще не научились. И просто реально не было нормального молока. А я с детства вырос на молоке, в день до трех литров выпивал. Да и семью, детей нужно было кормить. Вот и решил создать натуральное хозяйство. Купил корову. Думал туда родственников перевезти. Но они не переехали, поэтому корова жила на попечении одной женщины, и у нас были натуральное молоко, масло, творог, сметана. А когда-то у моей бабушки была своя корова. И вот этот вкус детства помню до сих пор. Надеюсь, что мы его добились и на нашем производстве.

– Правда ли, что сама форма упаковки для продукции «Лужайкино» – кувшин – тоже навеяна детскими воспоминаниями?

– Правда. Моя бабушка, она родом с Украины, всегда подавала на стол охлажденное или парное молоко в глиняном кувшине. Это был у нас своего рода ритуал – питье молока из кувшина.

– Сегодня ваша семья пьет молоко «Лужайкино»?

– Да, дочка, когда заходит с мамой в магазин, не разрешает ей класть в корзину никакую другую продукцию. Так что она – патриот.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью