Семейные фермы на острие молочного фронта

Источник: k-vedomosti.ru
8 июня 100 семейных фермеров из 12 регионов великой Отчизны (Псковской, Тверской, Вологодской, Ленинградской областей и др.), закаленных в борьбе с проверяльщиками разных мастей, собрались в пос. Михайловский на базе Ярославского НИИ животноводства и кормопроизводства (ЯрНИИЖК), чтобы обсудить вопросы повышения эффективности своей работы. Всеобуч при поддержке Минсельхоза России провел Молочный клуб, действующий в рамках АККОР.
– Молочная отрасль является наиболее уязвимой с точки зрения критериев продовольственной безопасности, – отметила модератор, заместитель директора АККОР Ольга Башмачникова. – Несмотря на вливание инвестиций в крупные молочные комплексы статистика из года в год показывает снижение поголовья коров. К сожалению, ежегодно сокращается на 3-5% производство молока и в ЛПХ, и в целом объем производства топчется на месте. Положительную динамику демонстрируют только крестьянские — фермерские хозяйства: в 2015 году, как и в прошлые годы, они показали наивысшие темпы роста производства молока — 6,1 процент. Только у фермеров растет поголовье коров — за период с 2008-2015 гг. оно увеличилось в два раза или на 584,6 тыс. голов.

В КФХ более низкая себестоимость молока за счет экономных издержек, собственных кормов, низких затрат на ветпрепараты. Хозяева семейных ферм существенно экономят на использовании «наемников», стараясь выполнять наиболее сложные операции своими силами. В мегафермах более высокие показатели удоев, но здоровое ли это молоко? Ведь высокая продуктивность идет от коров со сниженным иммунитетом. Срок окупаемости семейной молочной фермы втрое (!) ниже затрат «крупняка» за счет низкой стоимости скотоместа. Между тем, на все семейные фермы России выделяется столько же средств, сколько на один-два крупных животноводческих комплекса.

По словам Башмачниковой, являющейся одновременно председателем Аграрной партии России, одна из задач Молочного клуба АККОР состоит в распространении опыта передовых хозяйств в повышении удоев, технологическом оснащении и механизации производства.

Представитель Департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Александр Горин отметил эффективность мер господдержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм:

– В целом по стране в прошлом году грантовая поддержка оказана 3 508 фермерам, всего было направлено 0,8 млрд рублей, а средний размер гранта составил 1,14 млн рублей. Свыше 40% фермеров занимаются животноводством. Сегодня на долю малых форм хозяйствования приходится 52 процента молока, производимого в стране. Оказывая поддержку МФХ, государство заботится не только об увеличении производства сельхозпродукции, но и создает условия для развития сельской инфраструктуры.

Интерес к программам поддержки растет и в Ярославской области, жители которой активно включились в фермерское движение еще на этапе его зарождения.

– В 2016 году в конкурсную комиссию на получение грантов обратились десятки сельчан и горожан. В результате отбора 13 начинающим фермерам и 3 семейным будет выдано на развитие хозяйств около 40 млн рублей, – сообщил директор департамента АПК и потребительского рынка Ярославской области Александр Кошлаков. – На семейных фермах содержится 2,84 тыс. голов КРС. В 2015 году КФХ произвели 3,2 тысячи тонн молока, 3 тысячи тонн мяса скота и птицы, 406 тысяч штук яиц.

Директор ЯрНИИЖК А. Коновалов, замдиректора по научной работе ЯрНИИЖК В. Танифа, член-корреспондент РАН (ВИЭСХ) Ю. Цой, зампредседателя Молочного клуба АККОР М. Богданов, руководитель АО «Капитал-Прок» С. Тананова, начальник Управления АО «Росагролизинг» В. Горин рассказали о технологиях и механизации семейных ферм, программах льготного приобретения техники, племенного скота в лизинг….

«Вы едете на машине без приборов»

Я бывал на многих семинарах, на некоторых чуть не засыпал от монотонного жужжания ораторов: усилить, поддержать, обратить внимание… Но, когда доходчиво, приближенно к реальной жизни, земле и навозу выступил технический директор «Капитал-Прок» Сергей Николов, последовал гром аплодисментов. Уколов рассказал о грамотном кормлении животных и заготовке кормов, «разжевал» от чего идут болезни животных, секреты ухода за Зорьками («если корова не накормлена по рациону, не отдохнула, то она идет «тусить» с подружками по стаду – какие тут будут удои!?»).

А когда на его вопрос к залу, кто имеет программу управления стадом, никто не ответил, спец бросил: «Вы едете на машине без приборов». С зала сразу раздалось: где об этом можно прочитать? Семейные фермеры, как слепые. Вновь остро всплывает тема развития в регионах информационно-консультационных центров для них.

Участникам был представлен опыт работы эффективных семейных ферм на 25-50-100 коров из Ярославской области, Республики Татарстан, Восточной Сибири. Дотошно обсуждались вопросы искусственного осеменения животных и замены поголовья на высокопродуктивное. Особенно впечатлило выступление директора НПП «Агромакс» Александра Фокина о системе эффективного хозяйствования малой фермы в Республике Татарстан.

На семинар приехали не случайные люди. Дельные предложения вносил с места Николай Склепкович. В перерыве я попросил его ответить на пару актуальных вопросов. Вместо этого он дал материалы к докладу о проекте «Семейные молочные фермы для условий Крайнего Севера» на апрельской коллегии министерства, АПК и торговли Архангельской области. Склепкович снял документальный фильм о семейных фермах Северной Норвегии (технология заготовки кормов – сенаж в силосных ямах, режим работы фермеров, трудозатраты, качество молока, земельные ресурсы и др.) и внес рекомендации Ассоциации «Фермеры русского Севера» для проекта отечественных ферм.

В блиц-интервью спецкору «Крестьянских ведомостей», директор департамента АПК и потребительского рынка Ярославской области Александр Кошлаков отметил: «Доля семейных ферм в общем объеме производства молока пока еще невысока – 3-5%, но число ФХ растет. Учитывая особую востребованность молочной продукции на рынке, а также высокую значимость, которую Минсельхоз РФ придает развитию фермерских хозяйств, проведение тематических семинаров Молочного клуба АККОР является важным элементом в структуре поддержки фермеров. На нынешнем сборе состоялся живой конструктивный диалог по насущным проблемам молочного производства в малых формах хозяйствования, грамотные спикеры дали квалифицированные советы по многим технологическим и другим вопросам».

«А есть ли у вас лицензия на утилизацию навоза»

Когда кавалькада из десятка легковушек и автобуса въехала на семейную ферму Сергея Кузнецова у деревни Кучерево, тот был несколько обескуражен такому вниманию, но быстро взял себя в руки. Крепко стоящий на ногах мощный мужик в простой клетчатой безрукавке под сенью берез спокойно поведал свою историю:

– В фермерстве с 1989-го, получил 146 га земли – у меня на документе еще печать с гербом РСФСР стоит. До этого после лесотехникума работал в лесхозе, был трактористом. А после окончания строительного факультета сельхозинститута – прорабом в совхозе. Но всегда хотел иметь свое дело. Когда в стране провозгласили курс на многоукладность, решился фермерствовать. Начинал с 25 коров. Набил много «шишек». Спасибо «силаевскому миллиарду» за то, что помог встать на ноги и компенсировать 30% затрат. В «нулевые» годы молоко хорошо дотировалось, долгов не имел, в магазине на ценники не смотрел,

Ныне имею 185 га, кошу на корма. Несвязанная поддержка – хорошая вещь, но больно мала, курам на смех. В прошлом году дотация на литр молока была 2 рубля 20 копеек. Сейчас еще не оформлял. С постройкой новой фермы влез в долги с кредитом Россельхозбанка – 4 миллиона на мне висят. Выручает то, что кроме молока занимаюсь еще лесозаготовкой. Содержу 150 коров в боксах беспривязно. В прошлом году надой составил 4000. Молоко продаю в местный кооператив по 14 рублей 50 копеек за литр. Молочное производство – тяжелый бизнес….

Стоящая рядом жена Людмила кивнула, а коллеги-фермеры очень удивились низкой цене. Мы вошли на ферму: кругом порядок, чистота, но заметил, что-то гложет хозяина. Поинтересовался у Кузнецова его отношению к семейным фермам. «Динозавр» фермерского движения твердо ответил:

– Будущее, несомненно, за семейными фермами, но я с молочной специализации уйду на мясную. Хлопотное и затратное это дело – раньше за анализ молока платил 1000 рублей, с апреля – 3000.  Достает волокита с оформлением ветеринарных свидетельств. Один кВт/час электроэнергии стоит 7 рублей! Измотали проверки – лишь бы сорвать куш с нашего брата. Представьте, звонили из УБЭП, именно оттуда: а есть ли у меня лицензия на утилизацию навоза?! Скоро проверяющие будут спрашивать: не подкованы ли коровы? Но особенно волнует: фермеры увеличивают производство цельного молока, а на заводах используют его заменители, натуральных молочных продуктов в магазинах становится все меньше. Я не против пальмового масла, но, чтобы на этикетке оно указывалось и покупатель имел право выбора.

Возмущение Кузнецова можно понять. Вспоминаю февральский 27 съезд АККОР, на котором отмечалось невыносимое административное давление. Фермер не успевает отбиваться от контролеров, отчетов. То надо срочно провести аттестацию рабочих мест, то обновляй экологический паспорт, то разбирайся с налоговиками. Потом наезжают транспортники – проверяют тахографы. А за ними в очереди ветеринары, тоже проверяют, начиная с бродячих собак и кончая теплым санпропускником в соответствии с требованиями 1986 года. Да, много еще удивительного творится на «молочном фронте».

Этот пресс давит на фермеров всё сильнее. И самое печальное, что все эти проверяющие и контролеры имеют мандат государства и действуют от имени государства, негодует Кузнецов. Сегодня проблема административного давления – самая ключевая. Многие фермеры не выдерживают – уходят в ЛПХ. Вот официальная статистика: только за прошлый год в стране было вновь создано почти 29 тысяч КФХ, но при этом закрылось 30 тысяч КФХ. На 1 января 2016 года в стране насчитывалось 215218 хозяйств. А за 4 года закрылось 93 тысячи фермерских хозяйств.

Но Кузнецова не сломать. И вот почему. Часть земель фермера принадлежала еще его прадеду Михаилу Александровичу, обосновавшемуся здесь в1905 году во времена Столыпинских реформ. В этих местах в Тутаевском районе руководил совхозом его отец Николай. Здесь его корни. На хуторе стоят добротный двухэтажный дом фермера, хозяйственные постройки, техника. Рядом сенокосные угодья, пастбище, которое постоянно окультуривается. Можно сказать, фермерское хозяйство – это родовое поместье Кузнецова, и он будет облагораживать его, укреплять, заботиться о земле. Чем больше таких КФХ в России – тем сильнее Держава.

… В Резолюции заседания Молочного клуба АККОР, в частности, предлагается Минсельхозу РФ совместно с АККОР провести работу по сбору эффективных технологий уже применяемых в малом молочном животноводстве и опубликовать в виде методических материалов и рекомендаций, разработать федеральную программу по замене лейкозного поголовья коров с государственной поддержкой, совместно с научным сообществом разработать типовые проекты строительства семейных молочных ферм на 25,50, 100 коров с минимизацией затрат по стоимости скотоместа. Россельхознадзору рекомендуется снизить количество проверок фермерских хозяйств, вовлеченных в молочное производство.

P.S. Будучи аккредитованным корреспондентом в Совете Федерации, в апреле 2014 года на заседании аграрного комитета услышал от президента АККОР Владимира Плотникова, что в одном регионе (не буду называть его) строят комплекс, в котором стоимость одного скотоместа для коровы составляет миллион рублей! Это однокомнатная квартира для коровы! Просто безумие какое-то. Как можно окупить эти затраты? Сравните: 120 тыс. рублей цена скотоместа в КФХ и 1 млн рублей – в крупном хозяйстве. Поэтому мы должны четко проверить, куда идут государственные деньги, выделенные на отрасль, предложил Плотников. С тех пор особых изменений нет – огромные средства вбухивают в мегафермы, а семейным выделяют – по мере возможности. Так что при таком раскладе мы десятилетия будем выводить молочную отрасль из застоя и поить россиян порошковым молоком.

Александр Рыбаков, "Крестьянские ведомости"
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью