Сельский исход

Источник: rg.ru
На Среднем Урале ищут пути решения проблем глубинки.

По условиям вступления в ВТО Россия должна каждые пять лет снижать господдержку сельского хозяйства на 5-10 процентов. Поэтому за ближайшую пятилетку эксперты считают необходимым успеть решить одну из самых наболевших проблем - обеспечить занятость жителей глубинки, где парадоксально сосуществуют и дефицит кадров, и безработица. Что делают для решения этой проблемы в Свердловской области, узнал корреспондент "РГ", побывав в одном из преимущественно сельских муниципальных образований - Талицком городском округе.

Из колхоза в бизнес

То, что уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городах, - не новость. В отдельных населенных пунктах Среднего Урала он достигает 7-8 процентов от численности трудоспособного населения (в городах - 1-2 процента). Статистика тревожная, а реальные цифры, вероятно, еще выше. Это проблема российского масштаба. С приходом рыночной экономики едва ли не большинство крупных сельхозпредприятий обанкротилось или раздробилось. Для отдаленных деревень это стало настоящей бедой: множество семей тогда осталось без средств к существованию.

Места близ деревни Трехозерной сказочные - три природных озера и рыбы вдоволь. В прошлом году Трехозерная заняла второе место в областном конкурсе "Лучшая сельская усадьба, село, деревня", однако демографическая ситуация здесь не лучше, чем в других местах: 70 процентов населения - пенсионеры, молодежь покидает родные места.

Частный предприниматель Сергей Харенко - по местным меркам человек очень успешный. Когда в 1993 году развалился колхоз, он не растерялся, как многие, не опустил руки и не сбежал в город, а открыл свое дело. Семейный бизнес начался с… пустых бутылок.

- Когда перестали платить зарплату, я задумался: на что жить? Дочь заканчивала 10 класс, сын - 9-й. В магазине хлеб выдавали по карточкам. Из колхоза уволился. Начал собирать бутылки. Всей семьей мыли тару, потом увозил ее в Талицу на стареньком "москвиче". Сдавал, на это и жили. Затем начал закупать кожсырье, мясо - потихоньку дело пошло, стал предпринимателем. Правда, заработал язву. Попадал в передряги: бывало, едешь, остановит какой-нибудь "инвалид", а сзади подбегают два мужика с ломами… Потом денег подкопил - решил открыть магазин. Рэкетиры наезжали, но как-то обошлось, - вспоминает Сергей Харенко перипетии периода дикого рынка. - Когда встал на ноги, начал помогать и односельчанам. Школе выделяю деньги, ветеранам войны и труда. Мы в семье так рассудили: раз можем - будем помогать.

Инициатива без газа

Директор сельхозпредприятия "Вектор" Виктор Егоров когда-то приехал в Талицкий район из Курганской области. Начинал с 1220 гектаров заброшенных земель, а в этом году выращивает картофель и зерно уже на 6,1 тысячи гектаров. Сегодня предприниматель обеспечивает работой 55 человек, живущих по всему району - от деревни Калиновка до села Бутка. В будущем он планирует освоить 20 тысяч гектаров, что позволит более чем вдвое увеличить число рабочих мест. Для местного населения это уже большое благо.

- Может быть, мы растем не так быстро, как хотелось бы. За пять лет работы урожайным был только 2011 год, но в результате определенной госполитики цены упали до предела. Даже собрав рекордный урожай, сельхозпроизводители понесли огромные убытки. Тем не менее мы живем и развиваемся, - рассуждает Егоров.

И все же на голом энтузиазме большие планы не реализовать и новых инвесторов в село не привлечь. Вот если бы провести в Трехозерную газ! Зерносушилки того же "Вектора" работают на дизельном топливе, что не позволяет обеспечить высокую рентабельность, увеличивая себестоимость зерна. С другой стороны, чтобы повысить шансы деревни на включение в программу газификации Свердловской области, здешнее предприятие должно развиваться бодрыми темпами и в ближайшие годы обеспечить рост налоговых отчислений в местный бюджет.

Рука помощи

Но все же надеяться на то, что все проблемы деревень решат местные предприниматели, вряд ли стоит. По мнению Сергея Харенко, если бы власти хотя бы помогли наладить систему закупа излишек овощей у селян, это уже стало бы существенной поддержкой малых форм хозяйствования. Сегодня сельским труженикам сложно реализовать избытки картофеля, моркови, лука, овощей. А ведь в городах такая продукция была бы очень востребованна, тем более что она выгодно отличается по качеству от сомнительного китайского урожая или импорта, выращенного в "газовой среде".

По данным председателя Законодательного собрания Людмилы Бабушкиной, в 2012 году на развитие АПК в Свердловской области из областного и федерального бюджетов было выделено 3,7 миллиарда рублей, в 2013-м - 4,3 миллиарда. За последние два года парламентарии приняли девять законов, направленных на поддержку агропромышленного комплекса. Если взять в совокупности программу "Уральская деревня", мероприятия по поддержке сельхозпредприятий и программу развития АПК, то помощь селу из всех источников превышает 9 миллиардов рублей в год.

- Много это или мало? Наверное, недостаточно для того, чтобы решить проблемы села, потому что они копились годами. Пусть медленно, небольшими шагами, но мы идем к улучшению ситуации, - считает Людмила Бабушкина.

Проблема еще и в том, что многие селяне просто не знают о грантах и иных мерах господдержки. Например, начинающий фермер может получить до 1,2 миллиона рублей материальной помощи. На эти деньги реально купить домик и три коровы. И кормить семью, сдавая излишки молока.

Конечно, фермером или предпринимателем способен стать не каждый. Многие просто уезжают из деревни на заработки, на вахту - семьи распадаются. Задача местного самоуправления - создать условия для появления на малой родине рабочих мест, содействовать развитию бизнеса в глубинке.

- Нам удалось привлечь предприятие, которое решило проблемы с теплоснабжением. Оно построило две блочные котельные взамен устаревших, и работают они не на угле, а на более экономичном местном топливе - дровах. Если пойдем по такому пути, то сможем добиться, чтобы люди с удовольствием переезжали в село на постоянное место жительства, - делится опытом глава администрации Талицкого городского округа Елена Забанных.

Объединить усилия

Но инвесторы, приходящие в село, - это, скорее, исключение, а не правило. При том что Талицкий округ - отнюдь не медвежий угол и не самая депрессивная территория Среднего Урала. 13 из 15 местных сельхозпредприятий уже длительное время работают достаточно стабильно. В минувшем году размер полученной ими прибыли составил около 150 миллионов рублей. Численность работников в сельском хозяйстве - 1091 человек, а средняя зарплата - 12 220 рублей, что на 30 процентов выше прошлогоднего уровня.

Сейчас одна из первоочередных задач местных властей - вовлечь в оборот брошенные земли. В свое время 15 тысяч человек получили паи по 5 тысяч гектаров, но многие толком так и не взялись их обрабатывать, сокрушается Елена Забанных. Но она и ее коллеги не унывают. Главное - за годы реформ и кризиса удалось сохранить большинство объектов социальной сферы: например, работают 26 из 37 детских дошкольных учреждений, причем в 23-х провели капремонты. Планируется даже строительство новых детсадов. Удается понемногу привлекать и молодежь: из 18 человек, которые в 2012 году прибыли в городской округ, 13 продолжают работать в селе.

- Обновление сельских поселений возможно за счет объединения усилий науки, власти, бизнеса и местного населения. У того же Талицкого округа колоссальный потенциал. Нужно реанимировать деревообрабатывающий комплекс, который издавна был здесь развит, внедрить современные технологии. В уральские деревни вполне реально привлекать даже международные инвестиции. Но удаленность от Екатеринбурга мешает мобильности бизнеса. Для решения этой проблемы можно построить взлетно-посадочный модуль для частной авиации, что позволит добираться до областного центра за 40-50 минут, - предлагает президент Eврaзийского конгресса муниципальных образований Андрей Теляков. - Важно наладить взаимовыгодное сотрудничество не только с соседними городскими округами, но и с Курганской и Тюменской областями, что поможет связать территории, привлечь сюда бизнес и создать новые производства в сфере АПК.

Мнение

Елена Трескова, председатель совета Свердловского союза сельских женщин:

- Если мы хотим быть конкурентоспособными в ВТО, надо срочно модернизировать хозяйство. Но с приходом новых технологий люди высвобождаются, уезжают и деревня оголяется. А при колоссальных размерах России нельзя оголять села - на эту землю сразу найдутся охотники, и это уже вопрос национальной безопасности. Глубинка решает и другую важную задачу - обеспечивает продовольственную независимость нашей страны. В Свердловской области производится 40-50 процентов молока и мяса от потребности, остальное регион покупает. Это угрожает нашим интересам. Необходимо самим производить не менее 80 процентов продовольствия - это гарантированные рабочие места и собственная продукция: безопасная, качественная, свежая, без консервантов. А значит, и здоровье нашего населения.

Кстати

Многие эксперты сходятся во мнении, что одна из серьезных проблем, мешающих решить проблему занятости в селе, - пособия по безработице. Если есть возможность, не работая, получать до 10 тысяч рублей, зачем трудиться? И дело не только в лени. Например, ручной труд в период посевной работодатели оценивают лишь в семь тысяч рублей в месяц. Выгоднее встать на учет в службу занятости, получать пособие и вести личное хозяйство - скажем, выкормить и продать кабанчика. Руководители сельхозпредприятий очень озабочены сложившейся ситуацией и не раз обращались к законодателям с просьбой пересмотреть и уменьшить размер пособия.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью