02.11.2009
Источник: www.chaspik.info
Регион: Украина
На 1 января 2004 года, по данным Госкомстата, в Украине насчитывалось 9099 тысяч голов КРС. На 1 января 2009 года их осталось 5141 тысяч. То есть, спад поголовья КРС составил 57 процентов.

Где пресловутые законы рынка? В мае 2009 года, по сравнению с маем 2008 года в Украине цены на сливочное масло повысились на 28 процентов, на сыр — на 9,4 процента, на молоко — на 12 процентов. Одновременно цены на молочное сырье снизились за этот же период на 13 процентов. Вопрос: почему при снижении себестоимости производства, конечная цена продукта растет?

Сколько лет у нас не устают говорить о необходимости «поднимать» в Украине животноводство! Между тем производство мяса и молока все падает и падает. На юге Одесской области производством молока занимаются считанные предприятия, которые можно по пальцам пересчитать. В Болградском районе, например, молочно-товарная ферма есть только в ОХ им. Суворова, в Ренийском — только в СПК «Новосельское». Если взять сельхозпредприятия Килийского района, здесь в общей сложности насчитывается… 660 коров (в прошлом году их было 880), которые дают в день в среднем по две тонны молока. В расчете на каждого жителя приходится по 35 граммов в день — кот наплакал.
— Экономика не «пляшет», — коротко, но емко сказал на сей счет начальник сельхозуправления Килийской РГА Иван Иванович Шидер.
А, собственно, почему она «не пляшет»? Кто в век надвигающегося глобального дефицита продуктов питания заказал для украинских буренок похоронный марш? Почему мы безропотно отказываемся от молочного животноводства? И что получим взамен?
Безусловно, с натуральным молоком работать трудно. И переработчикам, и реализаторам. Срок хранения этого продукта крайне ограничен. Дорогостоящее холодильное оборудование, которое должно сопровождать молоко с момента его получения от коровы и вплоть до стола потребителя, лишь на некоторое время отодвигает естественные процессы скисания. Натуральный творог, сметана, сливки, кефир тоже имеют весьма ограниченный срок годности.
Маркетинг настоятельно требует разработок каких-то новых технологий, которые позволили бы, во-первых, упростить процесс получения молочной продукции (корова — это слишком хлопотно) и, главное, растянуть временные рамки реализации.

Пираты, таблетки…

Любопытная информация на сайте «moloko.cc». Группа южноказахстанских ученых разработала технологию изготовления таблеток из молока. Они-де удобны при транспортировке и имеют максимальные сроки хранения — шесть месяцев.
Сырьем для таблеток становится шубат — продукт заквашивания верблюжьего молока. Технология производства проста. «Во фритюр заливаем один литр шубата, — рассказывают разработчики ноу-хау, — замораживаем жидким азотом. В течение шести часов идет процесс сушки, в результате получается порошок». Из одного литра верблюжьего молока можно сделать 40 таблеток.
Ученые подсчитали: если наладить экспорт этого «натурального целебного продукта», от него можно будет получать в 38 раз больше прибыли, чем от экспорта нефти. Что ж, если расчеты действительно верны, то вскоре ребенку вместо утреннего стакана молока мы будем давать две-три таблетки заменителя.
Как здесь не вспомнить космических пиратов из детского кинофильма «Гостья из будущего»? Крыс, проснувшись, на завтрак глотал таблетку. А вот Весельчак У, пользуясь случаем нахождения на планете Земля восьмидесятых годов прошлого столетия, наслаждался натуральным кефиром из стеклянной бутылки. «Что у нас на борту? — вздыхал космический пират. — Таблетки, пилюли, в лучшем случае консервы. А ты кефир местный пробовал?».
С точки зрения маркетинга кефир в стеклотаре — товар непрактичный. Это понятно даже современным детям, которые не никак не могут «врубиться», почему Коля Герасимов полфильма носится с какими-то пустыми бутылками?

Нужны ли нам западные стандарты?

В последние годы на рынке появилось множество разработок, заменяющих натуральные молочные продукты. Вот одна из них — «Сливки» для кофе (пишут в кавычках). Как сообщается в рекламе, вещество добавляется в кофе или чай, оно «имеет отбеливающий эффект, придает напитку более мягкий вкус. Органолептические показатели: вкус и запах, свойственные свежему пастеризованному молоку. Срок хранения — до 24 месяцев при температуре не выше 20°C».
То, что натуральный продукт животного происхождения не может храниться два года при температуре 20 градусов, ясно как день. Вопрос — что это? А ведь заменитель сливок присутствует в кофе «три в одном», им заправляют кофе-автоматы. И все шире используют при изготовлении кондитерских изделий.
Директор Ренийского хлебозавода Сергей Арабаджи как-то рассказывал о семинаре, который на заре независимости проходил в Киеве: приехали иностранцы учить отечественных кондитеров делать кремовые рулеты, которые хранятся по 40 и более дней.
Посудите сами: разве может крем, приготовленный из натуральных сливок, храниться столько времени? Разумеется, нет. Тогда из чего же делают этот крем?
Так вот, после семинарских занятий в кулуарах «учитель» из Голландии признался нашим производителям, что просто объедается украинскими кондитерскими изделиями — за границей таких натурпродуктов нет!
Потребитель, как минимум, имеет право знать, что покупает. Как известно, в России недавно был введен «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», который разграничивает понятия «молоко» и «молочный напиток». «Питьевым молоком» может называться исключительно продукт, произведенный из натурального сырого молока, которое не подвергалось выпариванию. Если же в состав входит хотя бы один процент сухого порошка, то такой продукт должен именоваться «молочным напитком» или «заменителем молочного продукта». Новый регламент касается не только молока, но и кефира, сметаны, ряженки, творога, сыра, масла, мороженого. К сожалению, в Украине о принятии подобного регламента пока речи не идет. Что мы покупаем в магазинах — молоко или т.н. восстановленное молоко? Тайна сия велика есть.
Если горожанин все же принципиально предпочитает натуральное молоко, то есть шанс купить его на рынке. Однако Минагрополитики в рамках гармонизации законодательства Украины и ЕС инициировал закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов», согласно которому уже с 1 января 2010 года в Украине должны были запретить реализацию на рынках домашних молочных продуктов и мяса. Но ВР ввела мораторий на принятый закон — на пять лет.
Тем не менее, вопрос остается открытым: почему мы, украинцы, которых из поколения в поколение мамы и бабушки поили парным молоком прямо из-под коровы, должны жить по чужым, навязываемым нам стандартам?

Украина закупила 5000 тонн сливочного масла

На 1 января 2004 года, согласно данным Госкомстата, в нашей стране насчитывалось 9099 тысяч голов КРС, на 1 января 2009 года их осталось 5141 тысяч. То есть, спад поголовья КРС составил 57 процентов. Соответственно сокращается и производство молока.
И вот результат: в январе-августе 2009 года в Украину было ввезено из-за границы более 5000 тонн сливочного масла. Этот показатель в 10 раз превышает прошлогодние объемы внешних закупок.
Резкий рост поставок, говорят аналитики, вызван нехваткой сырья в Украине.
А ведь еще несколько лет назад ситуация была противоположная. Украина была крупным экспортером сливочного масла. К примеру, в 2006 году наши, отечественные производители отгрузили на экспорт 10900 тонн сливочного масла, а ввезли лишь 30 тонн. Если взять весь экспорт «молочки», то еще восемь лет назад, (по данным Гостаможни) Украина экспортировала молока и молочных продуктов на $266,4 миллионов. Кроме этого, вывозилось сухое молоко в порошке и казеин — продукт переработки сыворотки и обрата. Как сообщает «Бизнес», сегодня Украина не только значительно сократила экспорт молочной продукции промышленной группы, но и достаточно активно увеличила импорт сухого молока, которое раньше в Украину в принципе не ввозили.

Предали государственные интересы

Оставшегося производителя, которому еще какая-то профессиональная гордость не позволяет зарезать корову, «добивают» ценовой политикой. Перепады здесь невообразимые. Если в 2007 году закупочные цены на молоко достигали 2,5 гривни за литр, то в 2008‑м упали до 1 гривни. Ценовая синусоида совершает потрясающие взлеты и падения. Скажете, «диктует рынок»? Странно, однако, он диктует. Аналитики, которые следят за событиями на молочном рынке, приводят такие цифры. Например, в мае 2009 года, по сравнению с маем 2008 года в Украине цены на сливочное масло повысились на 28 процентов, на сыр — на 9,4 процента, на молоко — на 12 процентов. Одновременно цены на молочное сырье снизились за этот же период на 13 процентов. Где пресловутые законы рынка?
Переработчики пытаются объяснить ситуацию то изменением цен на мировом рынке, то введением или снятием на границах пошлин. Как бы там ни было, а «синусоида» дает один эффект: никто не хочет вкладывать средства в модернизацию молочно-товарных ферм. Сельхозпредприятия используют построенные в советские времена коровники, работают на старом оборудовании. А, значит, будущее отечественного молочного животноводства обречено.
Как тут не привести в пример опыт соседней России, где государство выдало своим сельхозпроизводителям 45 миллиардов рублей кредитов на развитие молочно-товарных животноводческих комплексов на 8 лет, плюс 25 миллиардов — на погашение процентов по данным кредитам. Кроме этого, на уровне правительства отслеживаются процессы ценообразования — во избежание искусственного занижения закупочных цен.
А как наше Правительство реагирует на катастрофическое снижение объемов производства молока? На катастрофический рост импорта молочной продукции — исконно украинских товаров?.. И что заслуживают те, кто откровенно предал государственные интересы?

Или занять, или продать…

Многое бы дало старшее и среднее поколение, чтобы еще раз попробовать «колбасу по два двадцать». Такого качества колбас на прилавках магазинов больше нет. А все потому, что Украина забыла свою традиционную технологию изготовления колбасных и мясных изделий, почти полностью перешла на западные стандарты.
Специалисты говорят: это — ни что иное, как хитрая и дальновидная стратегия завоевания нашего рынка иностранными конкурентами. Не так давно на страницах нашей газеты по этому поводу высказывался председатель правления ОАО «Ренийский мясокомбинат» Алман Усамов. Напомним его слова:
— Сначала в Украине угробили животноводство, создали дефицит мяса и тем самым загнали производителей и переработчиков в экономическую яму. Страна стала закупать импортное мясо, напичканное всевозможными добавками. Но делать из такого мяса готовую продукцию можно только по западным технологиям и рецептурам, а для этого наши мясокомбинаты были вынуждены, опять же, приобретать импортное оборудование и готовить своих технологов за рубежом… Так шаг за шагом мы уступили наш рынок иностранным производителям, и теперь полностью от них зависим.
У нас мирное небо над головой. Однако не покидает ощущение, что Украина живет в условиях войны. Налицо все ее признаки: уничтоженные предприятия, разбитые дороги, бедствующее население, численность которого катастрофически сокращается. Да, мы живем в условиях войны — экономической и информационной. Нашим доброжелателям важно не только захватить рынок, но и «промыть мозги». Чем и занимается ныне действующая власть.
Кстати, коль мы о нем вспомнили. На последней пресс-конференции В. Ющенко сокрушался по поводу дефицита бюджета. И констатировал, что у нас два пути — либо продавать активы, либо брать кредиты у международных организаций. «Оранжевому» президенту даже в голову не приходит мысль решать проблему наполнения бюджета путем восстановления экономики вверенной ему страны!

Один производитель в поле не воин

Сегодня наличие фермы на селе — уже не правило, а приятное исключение из правил. Животноводство сохраняют самые «отчаянные» руководители. Если говорить о Килийском районе, то, стремясь сохранить фермы, большинство хозяйств переключилось на мясное направление, которое еще остается более-менее прибыльным. Живность выращивают такие предприятия как ООО «Лад Агро» и ряд СПК — «Маяк», «Еникиой», «Россия», «Дружба», «Родина». Прекрасная племенная птицеферма есть в СПК «Виктория». Как показывает статистика, в Килийском районе свинопоголовье, количество овец и птицы даже несколько увеличивается. А вот КРС — по-прежнему идет под нож.
— В наших селах есть опыт производства сливок, творога, брынзы, — говорит И. И. Шидер. — В принципе эта продукция вполне могла бы появиться на рынке, что спасло бы отрасль от дальнейшего уничтожения. Но хозяйства не могут одолеть все требования санитарии — нет подходящих помещений для производства молочной продукции.
В районе принята программа развития животноводства. Этот вопрос не сходит с повестки дня Килийского районного совета, райгосадминистрации. Но один в поле не воин. Отдельно взятые районы, предприятия сами не в силах противостоять тем, кто «заказал» украинского товаропроизводителя. И тем, кто откровенно предает национальные интересы.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

20.04.2018

Почему молочной отрасли не хватает госрегулирования?

Несмотря на продвигаемую политику импортозамещения, рост господдержки и эмбарго, молочная отрасль нуждается в более плотном государственном регулировании. Чего не хватает рынку для стабильности и в чем заключались ошибки поддержки последних лет? Какой горизонт планирования рассматривают аграрии и кому не хватает цены на молоко – в материале The DairyNews.
Тавакан, ООО
Адрес:  Башкортостан респ., Кугарчинский район, д Таваканово, ул. Сэнкем, д. 4 оф. 1 
 
Молочная долина, ООО
Адрес:  Башкортостан респ, Чишминский район, с. Шингак-Куль, ул. Западная, д. 45 
 
Куюргазамолоко, ООО
Адрес:  Башкортостан респ, Куюргазинский район, с. Ермолаево, ул. Ватутина, д. 2 
 
Карламанский продукт, ООО
Адрес:  Башкортостан респ, Кармаскалинский район, с. Прибельский, ул. Ленина, д. 1