19.10.2018
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 4244
ПОЧЕМУ КОЗЫ?

Рынок козоводства перспективен, считают эксперты конференции. В России он имеет значительные возможности развиваться, однако, очень важно не упустить их и заполнить нишевый пока сегмент.

В мире, по оценке "Стреда Консалтинг" производится около 15 млн. тонн козьего молока, в России - около 250 тыс. тонн. Однако, эта цифра очень приблизительна в том числе по причине небольшого количества индустриальных ферм. В России же козоводство преимущественно развивается за счет КФХ и ЛПХ, но и крупный бизнес и государство готовы вкладывать средства в развитие отрасли.

- Козоводство становится доступным как никогда ранее. Статистика говорит о росте популярности молочного козоводства и росту поголовья. Растёт спрос на продукты сырного производства. Государство принимает меры для поддержки в том числе и молочного козоводства. Стоит помнить, что будущее животноводства за интеллектуальными системами управления. Они дают полную информацию для принятия верных управленческих решений, - отметил вице-президент компании ДеЛаваль Николай Тимошенко.

Козоводство развивается в странах с невысокими доходами или в странах с развитой культурой потребления. Ключевым продуктом переработки козьего молока являются сыры. Безусловный лидер в этом секторе - Франция, производящая 100 тыс. тонн козьих сыров, при этом на экспорт идёт лишь 10%. Традиции потребления имеют Греция и Испания, последняя в свою очередь поставляет большой объём молока во Францию.

- Приблизится ли Россия к мировым показателям? Вопрос - насколько быстро и как он может раскрыться? 250 тыс. тонн молока производится в России - цифра очень лукавая, более 90% - не товарное молоко из ЛПХ, товарный объём равен 20-30 тыс тонн. Каналы продаж ограничены, в них входят "дорогие"сети (ВкусВилл, "Азбука Вкуса"), фермерские магазины, фирменная розница и интернет-производители, - подчеркнул Алексей Груздев, глава "Стреда Консалтинг".

По словам Груздева, в России примерно 10 ферм с поголовьем более тысячи голов коз. Большинство из них имеют собственную переработку. Козье молоко имеет хорошие перспективы в категории детского питания, при этом в близости находится крупный потребитель этого сегмента - Китай.

- У России категория детского питания слабо развита, в том числе в части международных жестких требований, а также конкурентоспособности с мировыми грандами. Однако, рынок Китая будет открываться, над этим сейчас будут активно работать и производителям стоит смотреть в этом направлении, - сказал Груздев.

По словам эксперта, ключевая задача козоводов - наращивание объемов и представленность на полке.

- Ключевая задача производителей в козоводстве - наращивание объемов. В чем? Гораздо важнее выиграть войну за место на полке и за представленность продукции. Потому что при такой фрагментации продукции и самостоятельным усилиям в продвижение (каждый сам за себя), на мой взгляд, сейчас более важно - заниматься представленностью, дистрибуцией, а с чем - пусть производители решат по своей экономике, - заключил аналитик

Власти регионов РФ активно поддерживают козоводство. Это направление сегодня популярно в сфере развития господдержки семейных ферм и программ начинающих фермеров. Крупные хозяйства также получают возмещение части затрат.

Рисками в этом направлении остается вероятность снятия санкций и более высокая стоимость производства козьего молока по сравнению с коровьим. Однако, буквально вчера Владимир Путин заявил о том, что шансы западных компаний (конкурентов отечественным производителям козьего молока и сыра) вернуться на рынок РФ значительно уменьшились. Рынок становится лояльнее к российской продукции, а конкурентоспособность козоводов увеличивается вместе с ростом качества производимого продукта и внедрением современных технологий.

ИСТОРИИ УСПЕХА.

Фермер Лор Фуржен, совладелец козьей фермы "Био Дю Шатен" рассказала об истории успеха органической фермы, ориентированной на козоводство.

- Сыр - это искусство, я очень горда тем, что создаю, - заявила Лор Фуржен.

Хозяйство "Био Дю Шатен" начало работу в 2012 году. Лор пришла в сельское хозяйство из профессии декоратора и когда она только начала работать в деревне, ее приняли за "городскую сумасшедшую".Лор долго училась с нуля и получила диплом животновод, специализирующегося на овцах и козах. Кроме того у г-жи Фуржен диплом производителя молочной продукции.


- Мы начали со 102 молоденьких козочек. Наша цель была - создать большое поголовье коз, но мы немного умерили амбиции. У нас 160 альпийских коз, 20 англо-нубийских коз, 12 козлов и 50 млоденьких козочек для наращивания поголовья, - отметила Лор Фуржен.


Вся генетика в настоящее время производится внутри фермы. Хозяйство развивает биологический тип ведения, на 101 гектаре 25 га отведены люцерне, 29 га - вересковая пустошь и пастбища, 15 га - кукуруза, 10 га - соя, 9 га - подсолнечник, 5,5 га - клевер. Кроме того посеяны конские бобы.


- Наша цель - выгул на пастбищах и естественных лугах. Вкус нашего молока очень хороший благодаря разнообразным травам. Мы не даем нашим животным концентрированных кормов. Для меня искусственные корма - это беда для наших коз. В этом году мы полностью были обеспечены своими кормами, - рассказала Фуржен. - Во Франции людям наплевать, многие зарабатывают деньги на нас. Уже два года мы зарабатываем деньги сами, не берем кредиты, сами обеспечиваем себя кормами, семенем. Мы стали независимы. Мы не стремимся к количеству молока, а к качеству, отдачу принесут наши сыры, - отметила эксперт.


Единственное, что покупают пока в хозяйстве - ЗЦМ, необходимый при выращивании козлят.


- Он нужен нам в борьбе с артритом-энцефалитом коз. Мы пока не знаем как с ним бороться, так как покупали здоровых животных, но все равно он у нас появился, - отметила эксперт.


По словам Лор Фуржен, затраты на рабочую силу помогает сократить механизация и установки для доения коз.


- Большое внимание мы уделяем качеству дойки. Тщательно обрабатываем аппараты доения, следим за качеством расходных частей. Мы обрабатываем воду, установили фильтры тонкой очистки и фильтры жесткости, что актуально для нашего региона, - рассказала г-жа Фуржен.

Тьерри Шевене собственник семейной фермы, потомственный фермер-животновод рассказал о традициях фермерства и технологиях производства сыров.

Хозяйство "Шевене" начало работу с единственной козы 50 лет назад.

- Я был очень сложным ребенком и однажды сказал своим родителям - хочу козленка. В результате теперь у нас 2000 животных. Мы ведем свою работу традиционно, площадь фермы примерно 250 гектар. Сегодня на ферме не используются антибиотики и антипаразитарные препараты, применяются технологии рационального земледелия, мы не удаляем рога животным, - коротко рассказал Тьерри Шевене.

В случае патологии коза на ферме "Шевене" отбраковывается, а козленок идет на мясо, в целом окоты идут естественным путем и это, по словам фермера, позволило фактически избежать артрита-энцефалита коз.

- Все наши козы родились у нас, мы используем искусственное осеменение, а козлы-производители только наши собственные. Мы опираемся на естественную селекцию. Козы, отобранные для окота - это возрастные животные (8-10 лактационных периодов). После 6 лактации количество молока сокращается, но этих животных чаще всего используют для окотов, - отметил г-н Шевене.

Основная порода коз в хозяйстве - альпийская. Доится 1500 коз, дойку с высокой степенью автоматизации осуществляют два сотрудника. Молоко как перерабатывается внутри, так и продается другим предприятиям.

- Сегодня мы многогранное предприятие. Помимо переработки собственного молока, мы закупаем часть молока у других производителей, а также сыры других производителей, которые продаем под собственной торговой маркой, - рассказал Тьерри Шевене. Сыры собираются у 18 фермеров, после чего проходит процесс дозревания в построенном компанией объекте. Среди хозяйств-партнеров есть как фермы с 30-50 козами, так и с 300-500 козами. "Шевене" помогает им как с генетикой, так и с ветеринарными вопросами.

Изначально в основном продукция "Шевене" реализовывалась ресторанам. Именно шеф-повара французской гастрономии помогали в советах фермерам для развития вкуса продукта.

В РОДНОМ ОТЕЧЕСТВЕ

В России эмбарго дало шанс не только индустриальным козьим фермам, но в первую очередь небольшим частным сыроварням. Именно небольшие КФХ начали активное производство козьего молока, козьих сыров.


Козье молоко более питательно и полезно, считается, что особенно полезно оно для детей. Сегодня тот же Китай активно вкладывает инвестиции в строительство козьих ферм, в том числе за пределами страны и в переработку козьего молока на сухие молочные смеси.

В ходе конференции "От козы к сыру - это просто" выступили российские фермеры, доказавшие на собственном примере, что козоводческая продукция имеет свою нишу в стране и должна развиваться.

Мария Коваль, собственник "Частной сыроварни Марии Коваль" и Владимир Борев, собственник козьей фермы и частной сыроварни BeauRêve рассказали о своем опыте в отрасли и о том, почему рынку нужно козье молоко.

Сыроварня Марии Коваль находится в Переславском районе Ярославской области и перерабатывает 360 тонн молока в год. Производство - 25 тонн натурального сыра в год. Сыроварня производит 5 видов сыров из козьего молока, но по этой продукции постоянно испытывает дефицит качественного сырья. Остальной ассортимент - более 20 видов сыров из коровьего молока.

Кроме того у сыроварни есть собственное стадо - 100 овец, 50 коз, 40 свиней. Свиньям и овцам в первую очередь выпаивается сыворотка от молочной переработки.

- Многие знают, как сложно ухаживать за козами, как сложно найти качественное сырье. Но еще одна сложная задача - продажи. Каждый производитель обязан ставить данный вопрос регулярно - начиная от момента до организации производства и на протяжении всей деятельности. По нашему опыту - очень помогает активная дегустация. Принцип сарафанного радио добавляет большое количество в том числе на старте производства, - отметила Мария Коваль. - Конечно же соцсети и те люди, которые научились профессионально работать с социальными сетями - это благополучные люди. Соцсети дают широкие возможности находить свою аудиторию.

Инструментом продвижения стало создание в г. Ярославль Гастробара. Он помогает продажам и является возможностью развиваться. Пока, по словам Марии Коваль, гастробар, ставший популярным местом в городе, окупает себя и продвигает продукцию.

- Мы работаем с сомелье, из наших сыров готовим блюда, берем на себя задачу, которая в теории легче решается крупными производителями, - отметила Мария Коваль. - Путь от козы к сыру - это правильно и близко. Козий сыр - это продукт деликатесный. В производство козьего сыра идет много молока.

Алена Дымченко, собственник козьей фермы и развлекательного центра "Дикие белки" отмечает, что не может назвать себя великим знатоком в козоводстве, и подчеркивает, что они учатся каждый день.

Несмотря на это, сегодня фермерское хозяйство "Альпийские козы" входит в состав просветительского агро-туристического комплекса "Дикие белки" Чеховского района Подмосковья. Сам комплекс состоит из двух частей - парковой (парк приключений и парк лабиринтов, каждый на площади порядка двух гектар) и фермерской.

- Для меня козоводство держится на четырех "козах" - это генетика, животные на которых все базируется, оборудование и человеческие ресурсы, - отметила Алена Дымченко. - Работать на ферме нужно семьей, на мой взгляд. Можно отыскать других специалистов, которые также "больны" животными, но таких очень мало. Человеческий фактор очень много решает

В России основная порода крупных козьих ферм - зааненская. "Дикие белки" первоначально сделали выбор в пользу этой породы, но затем остановились на альпийских козах. Эти козы легко отдают молоко и лучше работают с современным оборудованием, подчеркнула Алена Дымченко.

По словам Владимира Борева, у его козьей фермы и сыроварни есть три важных "нет" в основе ведения хозяйства - "нет" кредитам, "нет" инвестициям" и "нет" субсидирования.


- Это главный принцип нашего развития. Мы даже не микро-, мы нано-производители и мы хотим сохранить эту малость. Мы хотим сохранить свое достоинство и собственную самодостаточность. Мы не хотим развиваться методом взрыва, получая огромные кредиты. Стоит помнить, что малые французские фермы - это уникальный опыт и такие хозяйства поддерживают жизнь на селе, - отметил Борев.


Фермер рассказал, что их сыроварня развивала сыры по наименованию деревни в которой находится производство - "Масловка". Сегодня это очень популярный и эффективный способ продвижения, использующий атрибутику регионального, крафтового характера.


- Сыр мы преподносим не только как продукт, но как некое культурологическое явление. Да, в основе лежат в том числе многовековые французские традиции, но этими традициями нужно делиться, - отметил Владимир Борев.

В КОМПЛЕКСЕ

Успех достигается автоматизацией, снижающей человеческий фактор, грамотным кормлением, ветеринарным сопровождением и отбраковкой.

Для коз очень важно традиционное кормление. Многие фермеры, как в России, так и за рубежом считают, что максимальная естественность кормления, пастбищный выгул, высокое качества сена - залог вкусного молока.


Жером Депре, ветеринарный врач французской компании Bocavet, выступивший на конференции подчеркнул, необходимость комплексного подхода.

- Французские животноводы придерживаются мнения, что лучше профилактика, чем лечение. В связи с этим на наши услуги огромный спрос. Они помогают снизить падеж скота, выбраковку, предотвратить заболевания, снизить себестоимость производства, что значительно влияет на успешность животноводческого хозяйства, - отметил г-н Депре.

В процессе аудита выявляется комплекс факторов риска. Это животные, генетика, корма, здания, окружающая среда, выращивание молодняка, санитарно-гигиенические нормы. Депре подчеркнул, что хозяйства все очень разные. В каждом коллективе есть оптимисты (говорящие, что все хорошо) и пессимисты (говорящие, что все плохо), ветеринары общаются с коллективом и это помогает выявлять слабые места.
Залог эффективного козьего хозяйства - свобода от заболеваний, грамотный менеджмент и правильный рацион, уверены эксперты конференции "От козы к сыру - это просто". Как показывает опыт ее участников, вкупе с любовью к своему делу, это путь к успеху.

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:

загрузка карты...
02.11.2019

Майские грезы

Цель, заявленная в майском указе президента РФ Владимира Путина - увеличить экспорт продукции АПК к 2024 году до $45 млрд. разделила экспертов на два лагеря. Одни считают, что этот план, хоть и амбициозен, но вполне достижим, другие вовсе не верят в его выполнимость. Что точно можно сказать - у инициативы есть очень много "если", и большинство этих условностей может решить само государство - через поддержку экспорта АПК. Что думают участники рынка по поводу роста аграрных поставок за пределы страны - в материале корреспондента The DairyNews.
Шмель, СПСК
Адрес:  Ульяновская обл., Инзенский район, г. Инза, ул. Сойгина, д. 5 
 
Инзамолпром, СССПК
Адрес:  Ульяновская обл., Инзенский район, г. Инза, ул. Фрунзе, д. 2Ф 
 
Пахарь, ТОО КХ
Адрес:  Павлодарская обл., Железинский р-н, с.Алаколь, ул.Ленина, д.б\н 
 
Заря, АО племзавод
Адрес:  Вологодская обл., Грязовецкий район, с/п Перцевское, д. Слобода