С видом на будущее: перспективы развития агропромышленного комплекса Алтайского края

Источник: politsib.ru
Развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в Алтайском крае уделяется большое внимание. Инвестиции в переработку сельхозпродукции за последние пять лет выросли почти в два раза и составили в 2011 году 2,2 млрд. рублей.
Развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в Алтайском крае уделяется большое внимание. Инвестиции в переработку сельхозпродукции за последние пять лет выросли почти в два раза и составили в 2011 году 2,2 млрд. рублей. Следовательно, увеличились объемы производства и переработки сырья, появились дополнительные поставщики и новые виды продукции. А вот в отношении роста потребителей в крае статистика не столь оптимистична. За десять лет (с 2002 года) население Алтая уменьшилось почти на 200 тыс. человек. В связи с этим вопрос о том, что ждет растущее производство пищевой промышленности, становится с каждым годом все более актуальным для всех участников рынка.

От щедрых полей Алтая

Зерноперерабатывающая отрасль Алтайского края уже на протяжении многих лет сохраняет свои лидирующие позиции в России. По данным статистики, каждая восьмая тонна от общего производства муки и каждая шестая тонна от общего выпуска крупы принадлежит Алтаю. 

О перенасыщенности регионального рынка говорят все его участники. По мнению экспертов, дальнейшее развитие отрасли зависит от выхода предприятий на внешние рынки. «Если мы будем выходить на федеральный и мировой рынки, появится необходимая мотивация к наращиванию объемов сырья и, соответственно, увеличению объемов переработки», – говорит президент Союза зерноперерабатывающих предприятий Алтая Виктор Фоминых.

В силу географического расположения для алтайских производителей наиболее перспективными являются рынки Сибири и Дальнего Востока. Однако в планах у предприятий расширение рынков сбыта в страны с выраженной динамикой прироста населения – республики Средней Азии, страны Африки, Афганистан, Монголию. В прошлом году ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С. Н. Старовойтова вышло на рынок Индонезии. Однако, как отмечают эксперты, низкие объемы поставок пока не соответствуют первоначальным ожиданиям.

Основной «тормоз» в развитии экспорта – транспортные расходы. «Общеизвестно, что по качеству наша продукция конкурентоспособна, вопрос только в ценовой конкуренции при доставке на рынки сбыта. Здесь не обойтись без поддержки государства в области продвижения продукции, своими силами бизнес уже не справится», – считает Виктор Фоминых. Вопреки ожиданиям, установление льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом зерна, муки и круп во внутригосударственном сообщении не решило всех проблем. Союз зернопереработчиков Алтая по-прежнему добивается понижающих коэффициентов к уже сниженному тарифу. Однако все попытки пока безуспешны.

Дополнительные сложности при выходе на мировой рынок вызывает и отношение покупателей к российским, и в частности, к алтайским товарам. «У иностранных покупателей муки наша продукция ассоциируется с некачественной, якобы поставляемой из страны третьего мира», – говорит руководитель управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края Татьяна Зеленина.

Другое перспективное направление в развитии зернопере- рабатывающей отрасли – организация нетрадиционных производств по получению из зерна продуктов с высокой добавленной стоимостью. Как отмечают в управлении пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, достижение высоких показателей планируется за счет реализации таких амбициозных проектов, как строительство завода по производству глютена, масла зародышей пшеницы и других высокотехнологичных продуктов в селе Ребриха и завода по переработке зерна в биоэтанол в Славгороде.

Однако не все поддерживают подобные инициативы управления. К примеру, бывший министр сельского хозяйства и бывший председатель краевого Законодательного собрания Александр Назарчук говорит о том, что никогда не был сторонником таких идей. «Кому взбредет в голову из пшеницы такого качества, какую выращивают на Алтае, производить горючее? Это может сделать только сумасшедший. Искать новые виды продукции из сырья региона – вопрос не массовый. Проросшее зерно, биоэтанол – это экзотика. Зачем что-то выдумывать, если одна треть Земли по-прежнему нуждается в хлебе?».

Молоко с учетом ГОСТа

Молочная промышленность – еще одна отрасль, в которой Алтайский край традиционно находится в лидерах на уровне России. Ежегодно, начиная с 2005 года, молокозаводы демонстрируют только положительные темпы развития. Однако прирост сказывается не только на здоровой конкуренции среди поставщиков, но и неизбежно влечет перенасыщенность регионального рынка.

Крупные предприятия края уже давно заняли свои ниши на региональном рынке. Одни специализируются на выпуске натуральных продуктов, другие отдают предпочтение сроку хранения продукта и его стерилизации, третьи делают упор на выпуск инновационных товаров, а четвертые, в ущерб качеству продукции, захватывают рынок путем намеренно сниженных цен.

«При изготовлении своей продукции мы делаем упор на качество и натуральность. Наш молочный завод входит в число нескольких предприятий края, которые соблюдают техрегламент, – рассказывает Александр Строзенко, директор ОАО «Лакт». – Чтобы заниматься глубокой переработкой сырья, необходимо оборудование, которого у нас пока нет. В связи с этим вывоз продукции, срок годности которой исчерпывается 72 часами, ограничен. В настоящий момент мы сотрудничаем только с Новосибирской областью: трижды в неделю туда уходят четыре машины».

В качестве своего дальнейшего развития, помимо расширения линейки ассортимента и выхода в соседние регионы, участники рынка называют работу с региональными торговыми сетями. Главная задача в этом направлении – отдать приоритет качественной продукции местных производителей. Как отмечают эксперты, далеко не все поставщики соблюдают действующий техрегламент «О безопасности молока и молочной продукции» и добавляют в состав молока тропические жиры. «Торговые сети заставляют снижать стоимость продукции до минимума, вследствие чего страдает качество. Если продукт называется молоком, то он должен отвечать существующим в законодательстве стандартам, а если вы добавляете в него жиры – то это уже не молоко, а молочный напиток. Необходимо заставить все предприятия – выполнять ГОСТ», – считает Александр Строзенко.

Кстати, проблема невыполнения стандартов качества волнует не только алтайских производителей. В апреле лоббисты молочной отрасли в России вынесли на рассмотрение министра сельского хозяйства РФ инициативу о применении уголовной ответственности за нарушение техрегламента на молоко и молочную продукцию.

Еще один путь развития молочной отрасли края – привлечение крупных производителей молочной продукции, таких как Danone, Юнимилк, Valio. Сегодня Алтайский край может похвастаться только единственным филиалом производственноторговой группы «Вимм-Билль-Дан», функционирующим в Рубцовске. Остальные молочные гиганты пока не стремятся приходить на наш рынок. «Рубцовский филиал «Вимм-Билль-Дана» столкнулся на Алтае с недостатком потребителей. Им приходится отправлять всю продукцию, произведенную в нашем крае, в центральные регионы. Надо прямо сказать, что сегодня проще произвести продукцию не на Алтае, чем идти и осваивать наш регион», – говорит Александр Назарчук.

Упор на качество

Выиграть на качестве продукции планируют не только представители молочной промышленности, но и участники мясного рынка сбыта. Как отмечают эксперты, сегодня одним из доминирующих трендов в регионе стало не только стремление к увеличению объемов производства и улучшению качества сельскохозяйственной продукции, но и все более объемная и глубокая переработка: поставка на рынок не сырья, а готовых к употреблению продуктов питания. «В перспективе мы планируем сосредоточиться на качестве выпускаемой продукции, – рассказывает генеральный директор ОАО «Восход» – Каменский мясокомбинат Тамара Бердникова. – Объемы производства пока увеличивать не будем: рынок края насыщен, поэтому будем удерживать свой сегмент путем повышения качества. В наших планах увеличить ассортимент и уделить большее внимание полуфабрикатам».

Амбициозные планы предприятий – завоевать рынок сбыта при помощи качества, обоснованы. По мнению экспертов, старые мясокомбинаты ушли в небытие, не справившись с трудностями времен перестройки. Им на смену пришли новые модульные заводы с современным энергосберегающим оборудованием, которое позволяет выпускать продукцию высокого качества. «Министр сельского хозяйства и губернатор края поставили нам задачу – реализация не сырья, но продуктов глубокой безотходной переработки мясной продукции», – говорит президент Мясного союза Алтайского края Иван Яшин. По его словам, экспорт готовой продукции позволит создать в крае дополнительные рабочие места на перерабатывающих предприятиях, увеличить заработную плату и налоговые поступления.

«Недавно мы запустили линейку колбас из курицы, – говорит генеральный директор ООО «АМК «Угриничъ» Евгений Виноградов. – Продукт с низким содержанием жиров уже оценили потребители». Однако такая позиция власти и предприятий – экспорт конечной продукции, а не сырья – не удовлетворяет желаниям покупателей из соседних стран. «К примеру, Казахстан готов покупать у нас сырье, – говорит президент Мясного союза, – а готовую продукцию не берет, объясняя это тем, что казахские перерабатывающие предприятия в этом случае лишатся работы».

На сегодняшний день предприятия края вывозят мясную продукцию в Новосибирскую, Омскую и Кемеровскую области. В прошлом году Рубцовский мясокомбинат поставлял свою продукцию в Иркутскую область и Красноярский край. Однако экспорт мясной продукции за рубеж участники рынка пока не рассматривают. «Мы планируем экспортировать нашу продукцию в Сибирь и на Дальний Восток, – утверждает Евгений Виноградов. – Расширение рынков сбыта до мирового масштаба пока не входит в наши планы».

Отсутствие желания расширять рынки сбыта в близлежащие страны в наибольшей степени связаны с тарифами на транспорт. Себестоимость продукции растет буквально с каждым километром. Так, по словам Ивана Яшина, при транспортировке товара до Екатеринбурга стоимость одного килограмма мяса увеличивается на пять рублей, до Москвы – на десять рублей. «На перевозку муки, крупы и зерна установили льготные тарифы, для мясной продукции такого нет. Транспортные затраты съедают нашу конкурентоспособность, – говорит президент Мясного союза». 

ВТО – угроза или новые возможности

С открытием единого таможенного пространства Россия-Белорусь-Казахстан, вступлением страны во Всемирную торговую организацию у алтайских производителей появляются как новые возможности, связанные с расширением рынка, так и новые угрозы, основанные на низкой конкурентоспособности и высокой себестоимости некоторых алтайских товаров.

Планируется, что в течение ближайших трех лет Россия снизит среднюю ставку импортных пошлин на сельхозпродукцию до 10,8% с 13,2%. «Снижение или вообще отсутствие пошлин на ввоз продукции – это большая проблема как для России в целом, так и для нашего края, – считает Александр Назарчук. – Хоть и было объявлено, что до 2015 года серьезных изменений не произойдет, положение предприятий производства и переработки сельхозпродукции не улучшится».

Вопрос о том, как уменьшить негативные последствия вступления во Всемирную торговую организацию в ближайшее время предстоит решить всем предприятиям края. Генеральный директор ООО «АМК «Угриничъ» Евгений Виноградов считает, что при продвижении брендов Алтайского края необходимо определиться с их «изюминкой». «До тех пор пока наш регион будет нацелен на выпуск той продукции, которая выпускается во всей стране, реальных результатов мы не увидим, – утверждает генеральный директор ООО «АМК «Угриничъ».– Надо выпускать качественную продукцию и выставлять ее в высоком ценовом сегменте. Если у нас сырье и технологии позволяют варить качественные сыры, к примеру, с высокой температурой второго нагревания, то зачем нам производить сыр «Российский», который производят во всех регионах?».

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью