Рынок продуктов на растительной основе растет

Источник: The DairyNews
Компании инвестируют в рецептуры с растительным составом. В 2018 году Starbucks представила [1] линейку готовых кофейных напитков на миндальном молоке. Крупнейший американский бренд мороженого Halo Top Creamery запустил безмолочные десерты. Chobani – владелец 50% рынка греческих йогуртов в США – представил [2] йогурты в новом формате – из кокосового молока и масла. Эксперты выделяют несколько причин, по которым спрос на сегмент растет.
Зинаида Медведева
Зинаида Медведева
Исполнительный директор АНО "Национальный исследовательский центр "Здоровое питание"

Интерес к флекситарианству

Аналитики назвали [3] тренд на растительные составы «Power to the Plants» или «сила растений». Исследовательская компания Mintel еще в 2017 году включила его в ряд глобальных трендов продовольственного рынка. Специалисты считают, что это связано с ростом интереса к флекситарианству в мире. Такие люди не исключают мясные и молочные продукты, но стараются выбирать больше растительных: овощей, фруктов, зелени, орехов, семян, масел. Диетологические эксперты поддерживают эту модель питания для здоровых взрослых людей. Она включена в мировые рекомендации. Производители выходят с релевантными предложениями. Выпускают линейки «dairy free» «non-dairy», «vegan» и «plant-based» - растительные сыры, спреды, молоко, растительные сливки и мороженое. Nielsen отмечает, [4] что розничные продажи сыра на растительной основе в США выросли на 45% в годовом исчислении, растительных сливок - на 25%, йогуртов - на 31%.

Борьба с лишним весом

67% потребителей стали читать [5] этикетки и обращать внимание на калорийность, количество белков, жиров и углеводов. Изучать информацию, как конкретные ингредиенты влияют на здоровье. 57% снижают количество соли, сахара и жиров в рационе. Объяснить это легко. Четверть населения планеты живет [6] с лишним весом. Каждый второй человек в мире пытается его сбросить. Кроме того, многие люди борются с диабетом и болезнями сердца – им нужно следить за питанием и есть больше растительных продуктов. Например, бренд спредов I can`t believe it`s not butter! отмечает [7] как конкурентное преимущество продукта низкую калорийность – на 40% ниже, чем у сливочного масла. На упаковке сообщается, что в продукте на 70% меньше насыщенных жиров за счет растительных масел.

Страх перед гормонами и антибиотиками

В США и странах ЕС потребители считают, что молочные продукты связаны с развитием акне. Производители используют гормоны для увеличения периода лактации коров, часть этих компонентов сохраняется в продуктах. Исследования не подтвердили [8] эту связь, но многие уверены, что отказ от молока поможет выздороветь быстрее. Также растительные альтернативы выбирают, чтобы избежать антибиотиков. 70% потребителей готовы [9] платить больше за продукты, в которых нет «нежелательных» компонентов.

Этический аспект

На волне борьбы за защиту животных появляются стартапы [10] по производству безмолочной веганской продукции. В 2014 году японка Миёко Шиннер основала [11] компанию Miyoko's Kitchen Inc. по производству вегетарианских сыров на основе орехов. Сегодня компания лидирует на рынке сыров. Производитель использует бобовые в качестве источника белка, растительные масла – в качестве жировых ингредиентов. Такие продукты стоят дороже молочных, но несмотря на это легко вошли в крупные американские магазины: Whole Foods, Natural Grocers, Wegmans, Raley's, Trader Joe's. Также выпускает «vegan butter» - спреды из растительных масел.  Вклад в это внесло [12] Общество защиты животных США – крупнейшая организация по защите животных в мире. Волонтеры привлекают ученых и специалистов для съемок документальных фильмов – рассказывают о том, через что приходится пройти животным на фермах: условия содержания, болезни и процесс убоя. Из-за этого растет спрос на продуты из растительного сырья.

Непереносимость лактозы

Официальные рекомендации не исключают молочные продукты при непереносимости лактозы – молочного сахара. В таких случаях советуют йогурты и твердые сыры. В них молочный сахар ферментируют бактерии. Единственный случай, когда молоко исключают полностью – аллергия на молочный белок. Тем не менее потребители хотят покупать весь ассортимент молочных продуктов и не ограничиваться только ферментированными. Поэтому растет спрос на молочные продукты, из которых удаляют лактозу, и на растительные альтернативы: соевый творог тофу, миндальное и овсяное молоко, спреды, йогурты из кокосового молока и масла.

Перспективы на отечественном рынке

В России сегмент продуктов из растительного сырья только начинает развиваться. Государство берет курс на продвижение принципов ЗОЖ. Предлагается увеличить объём молочных продуктов, которые обогащены полезными макро- и микронутриентами, до 40-50%. Поэтому производители пищевых ингредиентов разрабатывают инновационные рецептуры, в том числе – безмолочные продукты на растительной основе. Лидирует разработка спредов из растительных масел. Количество насыщенных жирных кислот в них снижают, а объем незаменимых жиров Омега-3 и Омега-6 увеличивают. Кроме того, в композицию масел вносят витамины. Репутацию спредов подорвали параллели с фальсификацией продуктов питания. Но производители в США и ЕС тоже сталкивались с проблемами, как различать растительные аналоги. Вторая по величине сеть супермаркетов Sainsbury's в Британии выпустила [13] в продажу растительный сыр собственной марки. В социальных сетях появился пост покупательницы: «Это не сыр!». Она требовала убрать название «веганский сыр», потому что продукт сделан без использования молока и предложила называть как то по-другому, ну хотя бы Gary. За два дня гневная речь попала во все новостные ленты. Производитель отреагировал – сообщил, что переименовал продукт. Слово сыр убрали и назвали его «Gary». Новость стала вирусной – на новом названии категории заработали даже магазины одежды.  Они выпустили футболки стоимостью 17 долларов каждая с изображением растительного сыра и надписью «Это не веганский сыр, а Gary!». Продажи растительных сыров превзошли ожидания на 300%. В 2017 году Sainsbury's расширил [14] линейку – появились веганский чеддер и растительные сыры с клюквой.

Рынок в России отличается от западного

Потребители в ЕС более продвинуты, тем не менее глобальные тренды постепенно приходят и к нам, поэтому у продуктов на растительной основе есть шансы на нем закрепиться.

[1] https://stories.starbucks.com/press/2017/starbucks-unveils-2018-ready-to-drink-portfolio/

[2] https://www.cookinglight.com/news/chobani-non-dairy-vegan-yogurt

[3] http://www.mintel.com/blog/food-market-news/2017-global-food-drink-trends-how-did-we-do-12http://www.mintel.com/plant_poweredperspectives

[4] https://www.nielsen.com/us/en/insights/news/2018/plant-based-food-options-are-sprouting-growth-for-retailers.html

[5] https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2017/health-revolution-what-strategies-should-producers-choose.html

[6] https://www.who.int/features/factfiles/obesity/ru/

[7] https://www.icantbelieveitsnotbutter.com/products/

[8] https://www.aad.org/practicecenter/quality/clinical-guidelines/acne/role-of-diet-in-acne

[9] HTTPS://WWW.NIELSEN.COM/RU/RU/INSIGHTS/NEWS/2018/EKOLOGICHNOST-KAK-KRITERIY-VYBORA.HTML

[10] https://www.forbes.com/sites/vinettaproject/2018/05/15/this-woman-is-taking-on-the-120-billion-cheese-industry/#52bb1e526782

[11] https://miyokos.com/pages/products

[12] https://www.humanesociety.org/our-impact

[13] https://www.dailymail.co.uk/femail/food/article-3819260/Woman-s-furious-Facebook-rant-against-dairy-free-cheese-goes-viral-vegans-embrace-Gary.html

[14] https://www.about.sainsburys.co.uk/news/latest-news/2017/22-09-17-garyfreefrom

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью