Рынки Азии: великие ожидания

Источник: The DairyNews
Российские власти поставили задачу наращивания экспорт продукции АПК в ближайшие годы, эта тема, заявленная в 2018 году, не сходит с уст чиновников и лоббистов всех рангов. В молочной отрасли часто звучит мысль о перспективах поставок продукции на рынки Азии, в первую очередь, в Китай. Спрос на молочную продукцию в азиатских странах растет, многие страны заинтересованы в этих рынках, и многие весьма успешно реализуют стратегию наращивания поставок в такие страны, как Китай, Япония и Южная Корея.
Япония: производство падает, потребление растет

Поголовье коров и производство молока в Японии снижается из года в год. В стране недостаточно свободной земли для наращивания сырьевой базы. Причем производство молока и молочной продукции фактически сосредоточено в одном регионе- на острове Хоккайдо.

В 2017 году по данным IFCN поголовье коров в Японии составило всего 852 тыс голов, на 29,6% ниже 1996 года. Производство молока в Японии к 2017 году снизилось до 7,24 млн тонн, на 13,9% ниже, чем в 1996 году.

Соответственно, производство молока на душу населения также снижается, несмотря на сокращение численности населения. В 2017 году в Японии на душу населения производили 57,14 кг молока, на 14,6% меньше, чем в 1996 году.

Потребление молока на душу населения в 2017 году составило 78 кг на душу, на 5,2% ниже уровня 1996 года, однако на 1,8% больше, чем в 2016 году.


Япония является крупнейшим импортером сыров в мире по объемам закупок.


Объем импорта сыров в Японию в 2017 году составил 273 тыс тонн. 

Среднедушевое потребление сыра на душу населения в Японии всего 2,4 кг в год (в России для сравнения-5,6 кг), относительно невысокий показатель, однако потребление сыров растет, как и импорт молочной продукции в целом.

Любопытно сравнить потребление сыров и вина в Японии, нетрадиционных для японских потребителей продуктов. Сыр и вино демонстрируют схожую динамику роста, в стране набирает популярность европейская культура потребления.

Крупнейшие поставщики сыров в Японию, как и в регионе ЮВА в целом, Австралия и Новая Зеландия. США и европейские государства активно наращивают экспорт в Японию. ЕС особенно преуспел в укреплении своих позиций в торговле с Японией. Стоит отметить, что после введения российского эмбарго, значительный объем сыров ЕС удалось перенаправить в Японию. 1 февраля 2019 году вступило в силу соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и Японией. Данный экономический блок является крупнейшим по объему ВВП после зст между США, Канадой и Мексикой. Исходя из данных Всемирного банка, в 2017 году совокупный ВВП Японии и 28 стран Евросоюза составил чуть менее $21,5 трлн. Аналогичный показатель США, Канады и Мексики составил $22,2 трлн.

Благодаря соглашению европейские производители смогут беспошлинно поставлять в Японию многие сыры, например, чеддер и гауда. По оценкам экспертов европейский молочный экспорт в Японию вырастет на 215% до 729 млн евро. При этом соглашение защищает многие европейские продукты с "защищенным географическим указанием", в том числе сыры. Данное соглашение ставит в менее выгодное положение американских поставщиков, так как у США и Японии нет соглашения о зст. По оценкам USDEC потери США составят 5,4 млрд долларов в ближайшие 20 лет из-за конкуренции со стороны европейских поставщиков молочной продукции на рынке Японии.

У России с Японией, учитывая непростые политические отношения, нет торговых соглашений и экспорт российской продукции в эту страну невелик.  По данным сайта Россельхознадзора осуществлять поставки молочной продукции в Японию из России имеют право 7 компаний, Четыре компании-производителя молочной продукции: ООО Тульчинска.RU, ООО ПК Ильинское 95, ОАО ДАКГОМЗ и ИП Амирханов И.И., два дистрибьютора: ООО ТД Калинка и ООО РосАгроТрейд. А также российское предприятие американской сети Baskin Robbins.


Список российских предприятий, прошедших ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям Японии

Предприятие

Регион

Продукт

ООО «Тульчинка.РУ»

Белгородская область

Масло сливочное и спреды

ООО "ПК Ильинское 95"

Московская область

Масло сливочное

ООО "ТД Калинка» (дистрибьютор)

Москва

Готовая молочная продукция

ООО «РостАгроТрейд" (дистрибьютор)

Москва

Готовая молочная продукция

ОАО "ДАКГОМЗ"

Хабаровский край

Готовая молочная продукция

ИП Амирханов Илья Ильгизович

Хабаровский край

Мороженое

АО "БРПИ"

Москва

Мороженое

Сейчас объемы поставок молочной продукции из России в Японию ничтожны. В 2018 году в Японию было поставлено 0,01 тонн сливочного масла и 2,8 тонн цельномолочной продукции, причем все из Приморского края.

Япония - потенциально интересный рынок для поставок молочной продукции, производство молока в стране снижается, спрос стабильный, а на отдельные продукты, такие как сыр, например, растет. В  то же время конкурировать с Австралией, Новой Зеландией, ЕС (особенно после создания зст) и США очень сложно. Существенного роста российского экспорта в Японию в ближайшие годы ожидать не стоит, еще не урегулированы политические разногласия и экономическое взаимодействие не столь развито. Если рассматривать сегмент АПК, в Россия в основном поставляет замороженную рыбу, морепродукты и зерно в Японию.

Можно было бы использовать логистические преимущества и налаживать экспорт из регионов Дальнего Востока, однако пока лишь одно предприятие этого региона имеет право на поставки молочной продукции в Японию. Возможно стоит обратить внимание на сегмент HORECA и поставлять недорогие молочные продукты-сырный продукты, масло и масляные пасты.

Китай: великие ожидания

Китая-крупнейший импортер молочной продукции в мире на сегодняшний день, спрос со стороны Китая определяет конъюнктуру глобального молочного рынка, цены на молочную продукцию и сырое молоко. Это один из ключевых рынков сбыта для крупнейших стран-экспортеров молока и надежда для растущих игроков.

Производство молока в Китае, совершив скачок в 2000-е годы, в последние годы снижается. В 2017 году по данным IFCN объем производства молока в Китае составило 31,57 млн тонн, на 1,6% ниже уровня 2016 года. Поголовье также снизилось, в 2017 году на 6% до 4,7 млн голов. 

Соответственно, с учетом роста численности населения, производство на душу населения падает, в 2017 году этот показатель составил 22,7 кг в год, на 2,16% ниже уровня 2016 года. Потребление, напротив, растет, в 2017 году подушевое потребление составило 33,4 кг в год, на 1,2% выше, чем в 2016 году и в 4 раза выше, чем в 1996 году.


Китай в ближайшие годы останется ключевым импортером молочной продукции, а с учетом ограниченности земельных ресурсов и в более длительной перспективе. Однако здесь, так же как и в случае с Японией, действует главное ограничение для наращивания экспорта- на этом рынке господствуют крупные страны экспортеры и преференциальных условий в торговле с Китаем у нас нет.

В условиях торгового противостояния с США Китай ищет новые рынки сбыта и довольно активно подписывает соглашения о зоне свободной торговли. Китай подписал 16 соглашений с 24 странами и регионами мира о свободной торговле, причем это не только страны АСЕН, но такие государства, как Пакистан, Грузия, Перу, Чили и т.д.По поводу подписания соглашения о зст Россия-Китай обе стороны пока высказываются сдержанно, отмечая, что долгосрочная перспектива развития отношений.

В импорте Китая ведущее положение занимают Новая Зеландия, Австралия, страны ЕС и США. В 2017 году в ТОП-10 поставщиков СЦМ вошла Республика Беларусь, объем поставок составил всего 660 тонн, в январе-декабре 2018 года экспорт вырос до 8 тыс тонн. 

 



Ключевая статья российского молочного экспорта в Китай-мороженое. В 2017 году Россия поставила в Китай 1360 тонн мороженого, в 2018 году по предварительным данным поставки составили 1104 тонны. В 2017 году из России в Китай было поставлено 0,6 тонн цельномолочной продукции, 61,7 тонн сгущенных молочных продуктов, 4,4 тонн сыра и незначительный объем сливочного масла (5 кг). В 2018 году из России в Китай экспорт сыров составил 1,4 тонн, 8 тонн цельномолочной продукции, 153,4 тонны сгущенного молочных продуктов. 

В конце 2018 года Главное таможенное управление КНР опубликовало список 10 предприятий-производителей молочной продукции из России, которым дан допуск на рынок Китая. Среди них: ЭкоНива-АПК-Холдинг, ГК Галактика, Милком (ГК КОМОС), Залесский фермер, Молвест, Лакталис Истра, Белебеевский молочный комбинат, Молком, Алексеевский МКК, Пугачевские молочные продукты. На согласование российской стороной был направлен список из 23 молочных предприятий.

Список российских предприятий-поставщиков молочной продукции в Китай

Предприятие

Регион

Продукт

ООО Пугачевские молочные продукты

Саратовская область

Масло сливочное и другие молочные продукты

ЗАО Алексеевский МКК (ГК Ренна)

Белгородская область

Сгущенное молоко

ГК Галактика

Ленинградская область

Готовая молочная продукция

ОАО Милком (КОМОС Групп)

Удмуртская Республика

Молочные жиры, другие молочные продукты

ЭкоНива Молоко Воронеж (бывшее Аннинское молоко)

Воронежская область

Масло сливочное, молочные жиры, другие молочные продукты

ООО Залесский фермер

Калининградская область

Готовая молочная продукция

ОАО Пензенский МК

Пензенская область

Масло сливочное и другие молочные продукты

ОАО «Белебеевский ордена «Знак Почета» молочный комбинат»

Республика Башкортостан

Сыр, масло сливочное и другие молочные продукты

ПАО МК Воронежский (Молвест)

Воронежская область

Сыр, масло сливочное, пастеризованное молоко и другие молочные продукты

ООО Лакталис Истра

Московская область

Сыры


Указанные 10 компаний получили доступ на рынок Китая, однако это только начало работы по выходу на рынок Поднебесной. Есть ли у компаний договоренности о поставках пока неизвестно.

Южная Корея: еще один растущий импортер

Южная Корея -еще один пример растущего азиатского рынка, с меняющейся культурой питания и ростом популярности молочной продукции. Производство молока в Корее не растет, в 2017 году объем производства молока в стране составил 2,05 млн тонн, поголовье коров снижается, в 2017 году поголовье снизилось на 0,97% до 205 тыс голов.



Сырьевая база сокращается, производство молока на душу населения падает (-7% к уровню 1996 года), потребление молочной продукции растет. В 2017 году потребления молока составило 71,3 кг на душу населения, на 5% выше уровня 2016 года и на 34,8% выше уровня 1996 года. Потребление питьевого молока на душу населения составляет 32,8 кг, потребление масла -0,2 кг на душу, сыра-2,7 кг на душу.


Потребление продолжает расти и опережает производство. В 2017 году производство сыра на внутреннем рынке составило 35 214 тонн по сравнению с 28 842 тоннами в 2016 году.

Однако импорт сыра в 2017 году составил 125 тыс тонн.



Производство СОМ в Корее составило 9041 тонн, что на 6% больше, чем в предыдущем году, но значительно ниже уровня 2013 и 2014 гг.  Сокращение производства СОМ было связано с высоким уровнем складских запасов. В 2017 году запасы СОМ сократились до 8200 тонн, для южнокорейского рынка это высокий уровень запасов, который давит на рынок и вынуждает снижать объемы производства сырого молока в стране.

На потребительском рынке стоит обратить внимание на снижение спроса на питьевое молока в целом и рост потребления низкожирного и органического молока. Растет спрос на сыры как со стороны конечного потребителя,так и со стороны предприятий пищевой отрасли.

Розничные продажи сыров в 2017 году достигли 356,8 млрд южнокорейских вон (317,6  млн долларов США), на 14,6% выше 2013 года. Розничные продажи плавленного сыра выросли до 216,1 млрд южнокорейских вон (192,3 млн долларов США). По предварительным оценкам розничный рынок сыров в 2018 году  вырос на 1,7%. Сыр в Корее набирает популярность как у взрослых,так и детей, в том числе как снэк для детей младше 5 лет. Самый высокий уровень потребления сыра в Корее у детей от 1 до 2 лет, производители выпускают линейки сыров предназначенные специально для детей (скорее всего речь идет о твороге, который в большинстве стран включается в категорию сыров). Также сыр как снэк популярен среди мужского населения как закуска к алкоголю. Среди мягких сыров самый большой рост спроса демонстрирует моцарелла из-за растущей популярности пиццы. 

Высокие цены на сырое молоко и готовую молочную продукцию стимулируют рост импорта.  Средняя цена на сырое молоко в Корее в 2017 году составляла 1074 южнокорейских вон за к (55,46 руб/кг по курсу рубля 2017 года), для сравнения в 2017 году средняя цены на сырое молоко в России по расчетам RDRC составляла 24,98 руб/кг.

Росту импорта также способствуют соглашения о зоне свободной торговли, подписанные Корей с ЕС, США, Австралией, Новой Зеландией и Канадой. Эти страны и являются крупнейшими поставщиками молочной продукции в Корею.  Крупнейшими экспортерами сыров в Корею в 2017 году были США (39%), ЕС (36,8%), Новая Зеландия (14,9%) и Австралия (7,7%).

Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли между Японией, Корей и Китаем.  

В июне 2018 года Южная Корея и ЕАЭС подписали заявление о создании зоны свободной торговли. Однако сроки подписания соглашения пока неизвестны. Сейчас Россия поставляет небольшие объемы молочной продукции в Корею, в основном из Приморского края. В 2018 году в Корею было поставлено 205 тонн цельномолочной продукции из России.  Информации о компаниях, имеющих право поставлять молочную продукцию на рынок Кореи, на сайте Россельхознадзора нет.

Азиатские  рынки сейчас действительно демонстрируют высокие темпы роста спроса на молочную продукцию и имеют серьезные внутренние ограничения на наращивание собственной сырьевой базы.

Азия-хороший рынок как для экспорта биржевых молочных  продуктов, таких как сухое молоко (СОМ, СЦМ) и чеддер, так и и для вывода инновационных продуктов, таких как органическое молоко, различные молочные снэки, линейки для разных возрастных категорий потребителей.

Одним из самых интересных рынков для экспортеров в Азию является  рынок сыров, причем спрос растет как в B2C, так и в B2B сегменте.

Однако стоит отметить, что на рынках Японии, Китая и Южной Кореи господствуют крупнейшие экспортеры-Новая Зеландия, Австралия, ЕС и США. Их сильные позиции на рынке обеспечены не только высоким качеством продукции и продуманным маркетингом, но и преференциальными условиями торговли, позволяющими беспошлинно и с низким уровенем тарифных и нетарифных ограничений ввозить продукцию.

Корея в наибольшей степени открыта к созданию зон свободной торговли, соглашения о зст у Кореи есть почти со всеми ключевыми поставщиками. Япония также интегрируется в разные экономические блоки. Китай активно развивает сеть экономических соглашений с партнерами, но учитывая вес этого игрока получить преференции в торговле не так просто.

В 2018 год, когда обострилось торговое противостояние Китая и США, американские молочные компании ощутили все негативные последствия роста таможенных пошлин.  

Со стороны России и шире ЕАЭС нет системной работы по расширению экономического и торгового сотрудничества с государствами Азии. Нет и системного анализа необходимости развития экспорта молочной продукции. Все глобальные поставщики имеют развитую молочную промышленность, насыщенный внутренний рынок, от экспортных поставок зависит будущее фермеров и переработчиков этих стран. В России на сегодняшний день ситуация иная, мы можем поставлять на экспорт без ущерба для внутреннего рынка очень небольшие объемы продукции или дешевые (они должны быть в разы дешевле новозеландских и европейских) продукты с заменителями молочного жира для сегмента B2B.Пока все мероприятия, направленные на развитие российского экспорта молочной продукции носят популистский характер.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью