Русские монастыри освоили производство моцареллы и камамбера

Источник: gosnovosti.com
Русские монастыри славились не только своими святынями и подвижниками благочестия, но и образцовым хозяйством.

В середине XIX века трудами игумена Дамаскина поднялся Валаамский монастырь. В монастыре были построены кирпичный, смоляной и кожевенный заводы. Игумен Дамаскин позаботился о строительстве водокачки с паровым насосом.

Следующие за Дамаскиным игумены продолжали его дело, превратив Валаам в мощное хозяйство. На Валааме были устроены хлебный амбар и скотный двор с фермами и всеми службами. Для доставки необходимых грузов монастырь обзавёлся собственным пароходом.

После Октябрьской революции Валаам оказался в Финляндии, а потому его миновали беды гонений на церковь. Но по итогам Зимней войны вся Ладога и Карелия стали советскими. Монахи, получившие уже финляндское гражданство, уехали на материк, где основали монастырь Новый Валаам. Сейчас это чисто финский монастырь, где вся служба ведётся на финском языке. Основу экономики Нового Валаама составляет туризм и производство собственного плодово-ягодного вина.

Возрождение Валаама

На ладожских островах монашеская жизнь возобновилась только в 1989 году. С возрождением монастыря возродилась и его хозяйственная деятельность. Конечно, основной доход монастырю дают паломники и туристы, которых в год приезжает около ста тысяч. Но недавно монахи взялись за производство уникального сыра.

После обмена санкциями между Россией и Западом европейские сыры оказались под запретом. Своего же сыра нам пока недостаёт, чем пользуются недобросовестные производители, предлагая нам разного рода суррогаты на основе пальмового масла.

Монастырское хозяйство

Валаамские монахи решили немного исправить ситуацию с сыром. В конце 2014 года несколько братьев съездили в Италию, чтобы там освоить азы сыроварения. Руководитель Валаамской фермы отец Агапий утверждает, что решение производить свой сыр – это не ответ на санкции Западу, а пример отечественным производителям. Мол, можно и у нас делать прекрасный сыр.

Пока объёмы производства валаамского сыра невелики. Молочная ферма, построенная в 1881 году, лишь недавно была отреставрирована. Ферма рассчитана была на 70 коров, но пока на ней содержится только 30. На Валааме отличные пастбища, поэтому в сочной траве у коров нет недостатка.

Эконом Валаамского монастыря отец Ефрем говорит, что раньше монахи сами себя обеспечивали всем необходимым. Сейчас эта традиция возрождается. Разумеется, задачи накормить всю Россию валаамским сыром не стоит, но обеспечить нужды братии, трудников и паломников – вполне по силам. Кроме сыра, Валаам может предложить свою форель. Сейчас её производится 60-70 тонн в год. Монахи планируют увеличить производство до 200 тонн форели в год.

«Монастико»

Итальянцы, у которых монахи учились сыроварению, следят и за всеми этапами приготовления сыра в монастыре. И хотя сыр делается по итальянским рецептам и получается очень похожим на моцареллу, но по условиям договора, он не должен носить итальянское название. Моцарелла – это сыр быстрого созревания. Самой вкусной считается однодневная моцарелла, но такую можно попробовать только в Италии. А теперь и на Валааме. Монахи освоили выпуск трёх сортов моцареллы.

Валаамский монастырь уже подал заявку на регистрацию собственной торговой марки «Монастико». Этот сыр уже можно купить в Санкт-Петербурге в сети фермерских магазинов. Итальянцы пробовали этот сыр и отзывались о нём с восторгом: «Беллиссимо!»

Нужно ещё учесть особую природу Валаама. Ведь на десятки километров от архипелага нет ни одного загрязняющего воздух предприятия, а вода там очень чистая. Чистота воды и воздуха оказывает весомое влияние на вкус получаемого сыра.

Оптинский камамбер

Оптина пустынь – ещё один прославленный русский монастырь. Вся православная Русь стремилась в Оптину за советом к тамошним старцам. Расцвет монастыря, как и Валаама, пришёлся на XIX век. И как и Валаам, Оптина не избежала общей судьбы русской церкви. Монашеская жизнь в обители возобновилась только в 1987 году.

С возрождением обители возродилась и хозяйственная деятельность монастыря. В настоящее время Оптина пустынь является крупнейшим российским монастырём, в котором проживает 160 иноков. Летом монастырь кормит ежедневно от шестисот до тысячи паломников. Чтобы прокормить такую ораву народа, нужно иметь собственное подсобное хозяйство. И в Оптиной всё это есть!

В теплицах высотой в пять метров выращиваются помидоры и огурцы. На бахчах зреют арбузы. А это не Астрахань, между прочим, а Калужская область! В трёх прудах монахи выращивают за лето почти три тонны карпа, карася и толстолобика. Картошки там выращивают столько, что для её уборки применяют комбайн. На восьмистах гектарах пашни монахи сеют пшеницу, гречиху, ячмень, горох, овёс и медоносы для пасеки. Муку они мелют на собственной мельнице.

Недавно оптинские монахи научились делать сыр. Выбрали они для этого экзотический камамбер. Это французский мягкий жирный сыр с белой плесенью. С 1992 года камамбером может считаться только сыр, произведённый в Нормандии, но его всё равно производят в Германии, Дании, Италии и других странах. С 2014 года поставки камамбера из Европы в Россию прекратились из-за санкций. Трудами и молитвами оптинских монахов у нас будет свой камамбер. И не хуже французского.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью