Российский экспорт продовольствия: 5 главных трендов 2017 года

Источник: провэд.рф
Прошедший год отметился не только восстановлением всей внешней торговли, но и значительным ростом экспорта российского продовольствия и сельскохозяйственного сырья на внешние рынки. Какими были главные тренды ушедшего года?

1. Экспорт вырос и в физическом, и в денежном выражении

По данным Федеральной таможенной службы России, в 2017 году экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья показал рост на 21,4% и достиг рекордного значения в $20,7 млрд. В физическом выражении, то есть по суммарному весу, поставки увеличились более чем на 20% и составили 65 млн тонн.

Рост начался еще в 2016 году, когда упавший курс рубля стимулировал наших производителей продавать товары за рубеж и получать выручку в валюте. Дополнительный толчок дала отмена вывозных пошлин на экспорт пшеницы, рыбы и морепродуктов – у них самые крупные доли в нашем экспорте. Сегодня на пшеницу приходится около 36% от всех поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья, на рыбу с морепродуктами – 17%.

Российские товары нередко поставлялись на мировые рынки по ценам ниже среднемировых, отчего компании выигрывали у зарубежных конкурентов. Несмотря на то, что в 2017 году курс рубля вырос, подобная ценовая политика по-прежнему продолжается и позволяет нашим экспортерам занимать новые ниши. По данным ФТС, в 2017 году Россия экспортировала свою продукцию в 159 стран, при этом многие поставки стали носить не разовый, а регулярный характер.

Говоря о росте экспорта, нельзя не сказать и о господдержке производителей. Госпрограммы по финансированию производства и экспорта дали больше возможностей бизнесу, особенно крупным агропромышленным компаниям. В 2017 году на поддержку АПК в бюджете было заложено 216 млрд рублей.

2. Экспорт все еще не превысил импорт

Еще с далекого 1955 года Россия перестала быть нетто-экспортером продовольствия. Это означает, что с тех пор импорт продовольствия в РФ превышает его экспорт. Не исправили ситуацию и продуктовые санкции, введенные против стран ЕС, США и других государств, не «помог» в этом и конфликт с Турцией. В 2017 году Россия, богатая природными ресурсами, по-прежнему ввозит продуктов больше, чем продает сама.

Впрочем, после введения эмбарго баланс стал меняться в нашу пользу, однако в 2017 году на волне укрепления рубля импорт зарубежных продуктов после провала вырос почти на 19% и достиг $28,3 млрд. Таким образом, сегодня он превышает экспорт продовольствия почти на 40%.

Минсельхоз все же ожидает, что в будущем ситуацию удастся переломить, и к 2020 году агропромышленный комплекс России сможет вернуть себе статус нетто-экспортера продовольствия.

3. Доля в общем экспорте осталась прежней

Несмотря на то, что рост экспорта по итогам прошлого года был весьма внушительным, в общей структуре поставок всех видов российских товаров за рубеж продовольствие и сельскохозяйственное сырье все еще довольствуется весьма скромной долей в 6%. По сравнению с прошлым годом она не изменилась.

Дело в том, что по итогам года в денежном выражении выросли поставки и многих других товаров, в первую очередь нефти, углеводородов и минеральных продуктов, экспорт которых увеличился на 27%, а доля в общем экспорте достигла 60,4%. Кроме того, почти на 30% вырос экспорт металлов, на 14,6% – машин и оборудования. В результате в общей структуре доля продовольствия так и осталась на своих позициях.

4. Мы продаем зерно, рыбу и масло

Структура экспорта нашего продовольствия разнообразна, мы поставляем миру различные виды продукции – от мяса до алкоголя. Тем не менее лидируют в поставках три товара – зерновые, на которые приходится почти 37%, рыба и морепродукты с долей в 16,8%, а также масла и жиры, доля которых составляет немногим более 13%.

Локомотивом роста в этом году, как и в прошлом, стала пшеница. Именно она двигает наш экспорт продовольствия вперед. По данным ФТС, в 2017 году мы продали за рубеж 33 млн тонн пшеницы и меслина на $5,8 млрд. В физическом выражении поставки выросли на 34%, а в денежном – больше чем на 34%

Экспортные рекорды во многом были обусловлены обнулением вывозных пошлин и большим урожаем – в 2017 году он достиг 85,8 млн тонн, увеличившись по сравнению с прошлым годом более чем на 17%.

Четверть российской пшеницы отправилась в Египет, почти 10% – в Турцию, 5,6% – в Бангладеш, еще 4,5% – в Йемен, 4,2% – в Нигерию. Российские экспортеры пшеницы сегодня ориентируются главным образом на страны Ближнего Востока и Африки.

Поставки рыбы и морепродуктов, которые занимают второе место среди российского продовольствия, увеличились в этом году на 15% и достигли $3,48 млрд. Рост поставок был связан не только с увеличением вылова, но и с отложенной еще с прошлого года реализацией продукции, когда упал курс рубля. В основном наши моряки поставляют за рубеж замороженную рыбу и ракообразных, которые вылавливаются на Дальнем Востоке. Продукция замораживается и отправляется в Китай, Южную Корею и Японию.

Более 13% пришлось на экспорт масложировой продукции – за год ее поставки выросли на 22%, до $ 2,71 млрд. В основном мы продаем подсолнечное масло – на него пришлось 67% поставок масел и жиров. При этом за прошлый год экспорт подсолнечного масла вырос почти на треть, и мы вышли на второе место в мире среди его поставщиков. Масла и жиры закупают у нас Турция, Египет, Казахстан, Алжир, Китай.

Поставки других групп продукции намного скромнее. 4,2% пришлось на остатки и отходы от пищевой промышленности: жмых, продукция для кормов, отруби, отходы от производства крахмала. Около 3% составили поставки табака, столько же пришлось на семена, солому и лекарственные растения.

На овощи в 2017 году пришлось всего лишь 2,41% поставок ($ 498 млн), на фрукты и того меньше – менее 1% ($103,3 млн). Экспорт мяса составил $323,7 млн с долей в 1,5%, а молока, яиц, сыра, сливочного масла и меда (4-я группа ТНВЭД ЕАЭС) продали всего лишь на $259,6 млн.

Впрочем, есть и исключения. Экспорт ряда некоторый категорий товаров показал неожиданно высокий рост. Так, например, в 2017 году поставки сахара увеличились в два раза – до $452 млн – за счет высокого урожая и инвестиций в отрасль. В три с половиной раза выросли продажи баранины за рубеж (до $2,3 млн), в шесть раз – живой рыбы (до $381 тысячи), в 8,7 раза – консервированных фруктов и орехов (до $17,3 тысячи), почти в два раза – бобовых, и на столько же выросли поставки томатов, экспорт которых вырос до $4,4тысячи.

Если посмотреть в целом на российский продовольственный экспорт, то можно отметить, что он имеет сырьевой характер. Мы больше специализируемся на поставках сельскохозяйственного сырья, нежели продукции с более высокой добавленной стоимостью или той, которую можно напрямую употреблять в пищу.

5. Азия и Ближний Восток – главные рынки сбыта

Географически российский экспорт продовольствия все больше смещается в сторону стран Азии, Ближнего Востока и Африки. Самым крупным покупателем российского продовольствия и сельскохозяйственного сырья в 2017 году стал Египет. На него пришлось 9% от всех поставок. В денежном выражении экспорт из России на египетский рынок составил $1,78 млрд, увеличившись на рекордные 43,7%. Египет – главный покупатель российской пшеницы, однако мы поставляем суда и другие товары: масло, табак, бобовые и алкоголь.

На втором месте среди покупателей оказалась Турция. Закупает она продовольствия почти столько же, сколько и Египет: в 2017 году объем экспорта из России на турецкий рынок составил около $1,78 млрд. Турция закупает российское зерно, а затем перерабатывают его в муку и поставляют в другие страны. Кроме того, мы им продаем семена, растительное масло и сахар. По итогам года поставки продовольствия в Турцию выросли всего лишь на 7%. Рост мог бы быть выше, если бы не запредельные ограничительные пошлины на российские товары, которые турецкая сторона ввела в марте. Пошлины на ввоз пшеницы и кукурузы составили 130%, на ввоз риса – 45%, подсолнечного масла – 36%. Кроме того, действовали и другие ограничения. Позже они были сняты.

Китайцы закупили в 2017 году российского продовольствия на $1,77 млрд. При этом поставки увеличились на 9,4%. Китай активно покупает российскую рыбу, выловленную на Дальнем Востоке (это ключевая экспортная статья), однако популярностью пользуются и другие товары. В частности, какао, соевое масло и продукция мукомольно-крупяной промышленности, сахар, отдельные виды готовой продукции из мяса, овощей и злаков. Примерно такой же ассортимент продукции закупает и Южная Корея, на которую приходится 7% от всех российских поставок продовольствия.

Беларусь и Казахстан в совокупности закупают 12% нашего продовольствия, которое идет на экспорт. Мы продаем им сахар, масло, табак, алкоголь и готовые пищевые продукты. Украина, отношения с которой в последние годы строились не самым лучшим образом, тоже закупает в России продукты: мясо, овощи и фрукты, рыбу, алкоголь, кондитерские изделия и готовую пищевую продукцию.

Страны Евросоюза по сравнению с другими государствами закупают российского продовольствия совсем не много. В десятке крупнейших покупателей находятся лишь Нидерланды, которые в прошлом году закупили нашей продукции на $811,3 млн. Голландцы импортируют в основном российскую рыбу и ракообразных – на эти продукты приходится свыше 84% от продовольственного экспорта из России в Голландию.

Российский экспорт пока сильно завязан на поставках лишь трех видов товаров: рыбы, пшеницы и подсолнечного масла – в совокупности на них приходится 67% всех поставок. Подобная специализация приводит к тому, что новые рынки осваивать трудно и долго, даже с учетом поставок по низким ценам. Однако на будущее у России весьма амбициозные планы – нарастить к 2024 году экспорт до $25 млрд и добиться того, чтобы экспорт превысил импорт.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью