Российский АПК в условиях ВТО

Источник: ИА DairyNews
Как до этого «знаменательного» момента, так и после него, продолжаются дискуссии -  хорошо ли что нас, наконец-то, приняли, или не совсем хорошо. Высказываются диаметрально противоположные точки зрения.
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Н.А. Некрасов

Президент группы компаний «ОТЭК»
Ефремов В.Ю.

Как известно,16 декабря на конференции ВТО в Женеве было одобрено присоединение России к этой организации.

Как до этого «знаменательного» момента, так и после него, продолжаются дискуссии -  хорошо ли что нас, наконец-то, приняли, или не совсем хорошо. Высказываются диаметрально противоположные точки зрения. 
В наиболее общем варианте аргументы «за» можно назвать «теоретическими», т.к. это, чаще всего,  - декларации, общие утверждения, заверения в том, что «всё будет хорошо». Ну, может быть, - не всё. Или – не совсем хорошо.  

Аргументы «против» звучат с практического уровня, от людей «на земле», и потому представляются более убедительными. По крайней мере, на текущий момент.

Вот несколько цитат из высказываний представителей обоих лагерей.

Первая группа – тех, кто «против» или, как минимум, серьезно обеспокоен.

1. Мы с коллегами – фермерами узнали, что очередной раз “без меня, меня женили”, и особо не огорчились. Господдержкой нас и без ВТО не баловали, а “кредиты сосать и лизинги лизать” отроду не приучены. Живём своим трудом и умом, а самодостаточность придаёт уверенности в том, что пока земля – матушка родит, не пропадём.

2. Но поскольку чиновники страну в ВТО “вступили” на условиях полной и безоговорочной капитуляции российского АПК, мы предпочли отказаться от проектов увеличения молочного стада, и думаю, этим всё сказано. Рисковать на заведомо неравных условиях, когда дотируемый в несопоставимых пропорциях продовольственный импорт может пустить по ветру долгосрочные инвестиционные аграрные проекты, это чистой воды самоубийство.

3. Должно быть разумное объяснение планомерной зачистке сельских территорий, концентрации населения в городах и вытеснению интеллектуальной и деловой элиты за пределы нашей страны…

4. Война может уничтожить миллионы жизней, а холод и голод миллиарды. 

5. Сырьевых империй не бывает, бывают только сырьевые колонии.

Другая группа, тех кто «за».

Выгода от вступления в торговую организацию может составить 580 млрд. рублей к 2015 году, но для этого надо открыть страну для иностранных инвестиций, передает ИА «Финмаркет». (Авторы предлагаемой оценки не говорят, как они получили такую цифру. В любом случае, «эти перспективные миллиарды» могут состояться, если «страну открыть…»). 

Единственное  в этом году крупное исследование того, что произойдет с экономикой России и благосостоянием ее граждан после вступления, выпустили экономисты из российского центра ЦЭФИР в сотрудничестве с европейскими партнерами – бельгийской TML и немецким ZEW. (То, что оно единственное - особенно примечательный факт!). Ученые смоделировали краткосрочные (1 - 2 года) и долгосрочные (5 - 6 лет) эффекты вступления в ВТО. (Как-то не очень убедительно звучат прогнозные оценки падения или роста чего-то в пределах 1-1,5%. На таком уровне обычно закладывается погрешность, а не предлагается прогноз…)    

Исследование не обещает апокалипсиса. Но и разнообразные блага после вступления не прольются на Россию автоматически: государству для усиления положительного эффекта нужно будет начать снимать барьеры для иностранных инвестиций.

Авторы исследования говорят, что больше всего выиграть должно население. В первые годы после вступления, по их оценкам, будет расти благосостояние самых бедных слоев населения, в основном благодаря снижению цен на продукты. (Весьма и весьма спорное утверждение. Для Бельгии и Германии – скорее всего, так и было (бы), но у России – всегда «своя логика». Так, например, в начале 90-х многие думали, что стоит только «объявить рынок» и он сам всё отрегулирует… Что получилось в итоге ? А оценили авторы исследования, сколько тех «самых бедных слоев» добавится именно по причине того, что Россия станет членом ВТО?! 

Примечание: курсивом отмечен комментарий автора настоящей статьи. 

Подчеркну особо, что отношусь к членству нашей страны во Всемирной организации, как к позитивному факту. Однако, как и многие, считаю, что, все-таки, нужно было не только настойчиво стучаться в «дверь с надписью «ВТО» в течение 18 лет, но и тщательно готовиться к моменту, когда она откроется. При этом понимать, что движение через эту «дверь» будет в обоих направлениях. И в какую сторону ожидать такое движение более активным, думаю, понятно любому. 

Может быть, такая подготовка все-таки велась? Но почему тогда широко не объявлено, чем она завершилась и какие получены результаты? Пока лишь сообщается, что «серьезное исследование было единственным». Но и оно - лишь набор неких весьма условных оценок. А какова же основная стратегическая линия, которой будет придерживаться наша страна при членстве в ВТО в развитии собственного АПК?! Посмотрите, какие эпитеты употребляют реальные сельхозпроизводители от того, что им никто, ничего не сказал, не научил, не объяснил. Есть и более сильные высказывания…

После церемонии подписания документов в Женеве медийные источники сообщили, что некоторые чиновники тоже испугались последствий вступления. В предпоследнюю среду декабря премьер обещал подумать, как защитить интересы отечественных производителей, напомнив, что до формального членства в ВТО еще есть полгода. А до этого заявления премьер-министра никому не приходила в голову мысль, подумать?!

Министр сообщила, что в настоящее время при Минсельхозе действует рабочая группа, которая занимается структурированием господдержки и разработкой мер для дальнейшего развития и объявила, что «…все возможности созданы для того, чтобы наша продукция была более конкурентоспособной, чтобы мы более активно участвовали во внешней торговой деятельности". 

Хорошо, что группа действует. Плохо, что до сих пор такая господдержка не структурирована… И какие же это «все возможности созданы для нашей продукции»? Крестьяне и другие заинтересованные лица ознакомлены ли с ними? Если «да», то почему такая растерянность и столько переживаний по поводу вступления в ВТО у многих из них? 

Общая продуманная стратегия не объявлена, похоже, что её вовсе нет. Потому-то в российском аграрном сообществе по поводу вступления в ВТО и преобладают негативные настроения…Ведь предложения из разряда «как быть», в основном, сводятся к выработке «защитных» методов и таких же мер: повысить субсидии и дотации, ужесточить квоты, воздвигнуть «ветеринарные» барьеры и многое другое в этом же духе. Таким образом, для российского АПК в рамках ВТО предлагается один тип поведения – глубокая оборона.  

Вступление в ВТО – это великолепный шанс полностью изменить положение России в мировом аграрном сообществе. Оно может стать своего рода очищением, если приступить к организационному проектированию новых креативных структур управления в рамках российского АПК, освободиться от излишней опеки чиновничества, поправить положение с господдержкой - ликвидировать избыточные и односторонние льготы одним и практически полное отсутствие госпомощи другим сельхозпроизводителям. Затем привлечь к взаимодействию и наших партнеров по ЕЭС. 
 
Похоже, такова природа российской ментальности: сначала сжаться, дойти до «дна», а затем найти внутренние силы, реформироваться и реорганизоваться, выдвинуть настоящих лидеров и резко рвануть вперёд.  Так было всегда, в том числе и во времена серьезных военных испытаний. Такие силы, в привязке к современной ситуации в АПК, необходимо искать в российском фермерстве и крестьянстве, именно этот пласт содержит огромный созидательный потенциал. 

Современный российский АПК в течение последних двадцати лет формировался под знаком создания и укрепления «олигархического капитализма». Основная масса сельскохозяйственных тружеников (свыше 80% занятых в этой сфере), не получив от государства четкого и надежного вектора целевого развития, до сих пор так и не раскрыла свой потенциал. Именно она должна стать основой формирования высокоэффективного «народного созидательного капитализма» – производственного и предпринимательского капитализма фермеров и крестьян.  

Как этого добиться. 

Естественно и объективно рассматривать нашу страну в качестве составной и равноправной части мирового агросообщества. С учетом этого фактора в основу предложений по созданию креативных структур управления закладываем следующие системно-образующие и фундаментальные принципы для обеспечения интенсивного развития отечественного АПК с учётом вступления России в ВТО:

- фермеры и крестьяне – основная движущая сила развития и преобразования АПК, фундамент и гарант сохранения целостности российского Государства,

- принятие всех решений по развитию АПК, включая текущее планирование и управление, необходимо перенести с федерального на региональный уровень,

- стратегическое планирование и инвестиционная политика АПК должны формироваться на уровне федеральных округов, 

- вопросы распределения бюджетных средств на развитие АПК должны быть переданы с федерального уровня на уровень федеральных округов и регионов, 

- федеральный уровень должен, главным образом, формировать требования по инновационному уровню развития АПК России в целом и отдельных округов/регионов в частности, а также обеспечивать равные условия функционирования субъектов АПК по всей территории страны, включая развитие инфраструктуры, транспорта, топливно-энергетических ресурсов и прочее,

- на территории России должны формироваться международные научно-производственные альянсы по животноводству и земледелию.

Интеграционные принципы

Существует объективная необходимость: 

- перестройки российского АПК с учетом создания Таможенного Союза (ТС) – Единого Экономического 
Пространства (ЕЭП) – Единого Экономического Союза (ЕЭС),

- концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов стран ТС на наиболее значимых направлениях развития АПК,

- успешного использования территориальных преимуществ России для освоения огромного евразийского рынка,

Внешние принципы

- перестройка АПК должна вестись с учётом работы в новых условиях - вступления России в ВТО, 

- продукция российского АПК может и должна стать основной составляющей российского экспорта, потеснив углеводороды, 

- необходимо уделить особое внимание угрозе мирового голода и принять активное участие в программах ООН по борьбе с голодом,

- проводить ускоренное освоение передового международного опыта с целью становления российского АПК в качестве эффективной и равноправной части мирового аграрного сообщества, 

- учитывать объективную необходимость международной производственной и научно- технической кооперации - чтобы выжить, всему человечеству необходимо эффективное сотрудничество, 

- уделить  внимание тому, что российский  АПК должен на деле стать, с одной стороны, частью АПК ТС – ЕЭП – ЕЭС, с другой стороны – членом ВТО и равноправным участником интегрированной системы АПК ЕС, в первую очередь, в области животноводства. 

Вопросы создания интегрированной системы животноводства (ИСЖ) Россия – ЕС в рамках ВТО

Активное освоение передовой генетики и инновационных технологий по адаптации зарубежного племенного скота к российским условиям - центральный вопрос инновационных преобразований российского животноводства.

Создание на евразийском континенте «от Лиссабона до Владивостока» интегрированной системы племенного и пользовательского животноводства (ИСЖ) молочного и мясного направлений с участием ряда стран ЕС и России под общим управлением ООН - стратегическая цель.

Для достижения в кратчайшие сроки указанной цели необходимо, чтобы все работы по данному направлению проводились в рамках Федерального агропромышленного объединения (ФАПО), в кластерных системах: «Региональный племенной животноводческий центр (РПЖЦ) – Региональный животноводческий комплекс (РЖК)», которые мы и предлагаем создать. 

В основу реализации предлагаемой стратегии/Проекта закладывается французская методика и технологии выращивания племенного и пользовательского молочного и мясного КРС.

Основные участники Проекта: Франция, Россия.

Планируется присоединение к Проекту: от ЕС – Голландия, Германия, Дания, Чехия, Австрия, Словакия; от СНГ – Белоруссия, Казахстан, Украина, Молдова.

Основное содержание Проекта.

Объединение усилий стран ЕС и России по созданию на всем евразийском континенте современной отрасли молочного и мясного животноводства, отвечающей  глобальным проблемам 21-го века по насыщению рынков качественной мясо – молочной  продукцией и борьбе с голодом.

Ожидается, что ООН предоставит: 

- инвестиционные средства в различных формах (финансы, оборудование, скот и прочее),

- долгосрочные программы развития животноводства с учетом потребности населения всех континентов,

- планы поэтапного внедрения звеньев ИСЖ,

Франция предоставит:

- проекты создания животноводческих комплексов 

- инновационные технологии в области животноводства,

- племенной скот и генетический материал,

- технологии по содержанию, кормлению и воспроизводству скота,  

- оборудование молочных и мясных ферм, заводов по производству кормов, молочных и мясных перерабатывающих предприятий,

- менеджмент, управленческие кадры.

Россия предоставит:

- административные ресурсы федерального и регионального уровня,

- сельскохозяйственные территории для создания животноводческих комплексов,

- все виды сельскохозяйственных угодий, пастбищ, пашни для выращивания кормов,

- все виды энергетических ресурсов,

- всю необходимую инфраструктуру,

- все виды сельскохозяйственной техники  и транспорта,

- квалифицированных специалистов животноводов и аграриев,

- рынки сбыта внутри России,

- возможность странам ЕС выходить через территорию России на необозримые евразийские рынки (Китай, Индия, Япония, Корея, Пакистан, Иран, Ближний Восток и т.д.).

Цели для участников Проекта из ЕС:

- расширение рынков сбыта племенного и пользовательского скота, готовой мясо – молочной продукции на необозримом евразийском континенте,

- создание на территории России животноводческих комплексов со 100% иностранным капиталом и менеджментом,

- использование дешевых сельскохозяйственных ресурсов на территории России,

- возможность многократного увеличения  производства животноводческой продукции с использованием территории России,

- решение ряда социальных  проблем аграриев европейских стран путём переориентации на российский и евразийские рынки.

Цели для участников Проекта из России:

- поэтапное и полное обновление племенного стада молочного и мясного скота России на основе лучшей европейской генетики, 

- насыщение российского рынка качественной мясо – молочной продукцией по благоприятным и социально ориентированным ценам.

- 100% решение задачи достижения отечественной продукцией качества европейского уровня,

- выход российского племенного и пользовательского животноводства на уровень европейского, обеспечение синхронного развития этой отрасли в рамках интегрированной системы животноводства ИСЖ ООН,
- полное обновление материальной базы животноводства на основе совместных разработок ЕС-Россия (конструкции и оборудование ферм, 

- полный отказ от поставок в Россию зарубежного живого племенного и пользовательского скота. Обмен генетикой необходимо осуществлять только в рамках «Интегрированной системы животноводства ООН»,

- участие в проекте Франции, Австрии, Германии и других стран ЕС должно сопровождаться безусловным поэтапным прекращением поставок любых видов  мясного и молочного сырья из этих стран в Россию, которое теперь должно производиться на территории самой России.

- организация всестороннего образовательного процесса фермеров России и подготовка молодого поколения российских специалистов – животноводов с учетом работы со скотом европейского уровня.

Материальная реализация Проекта.

Реализация Проекта означает создание системы взаимодействующих животноводческих комплексов, расположенных на территории стран ЕС и России. В России – это ФАПО, Региональный Племенной Животноводческий Центр (РПЖЦ), Региональный Животноводческий Комплекс (РЖК).

Животноводческие комплексы (объединения) будут иметь различное целевое назначение и обеспечивать полный цикл производства: от генетических исследований и воспроизводства племенного и пользовательского скота до глубокой переработки мясного и молочного сырья, оптовой и розничной реализации.

Вопросы совместимости.

Генетико-племенная совместимость будет обеспечиваться единой методикой воспроизводства племенного скота, регулируемой соответствующей головной генетической организацией – племенными ассоциациями Франции, Австрии, Германии.

Производственно-технологическая совместимость будет обеспечиваться единой методикой содержания, выращивания и кормления скота, регулируемой соответствующей головной организацией, курирующей Проект со стороны Франции, Австрии, Германии или Голландии.

Организационно-правовая совместимость будет обеспечиваться согласованием юридических норм ЕС и России по гармоничному функционированию животноводческих комплексов на территории России с участием фирм Франции, Австрии и др.

Вопросы иерархии участников Проекта

Все научные, методологические и методические вопросы создания ИСЖ ООН «Интегрированной системы животноводства ООН» будут регулироваться головными уполномоченными организациями  Франции, Австрии, Германии.

Все генетико-племенные исследования на территории России будут также проводиться под управлением и контролем зарубежных специалистов.

Повторим еще раз: вступление в ВТО – это уникальный шаг для руководства российского АПК проявить политическую волю и приступить к созданию новых интегрированных структур животноводческих комплексов. 

Основа интеграции – это решение инновационных и социальных задач на всем евразийском континенте. Интеграция в сельском хозяйстве, животноводстве положит начало реализации и других глобальных евразийских проектов.

Понимая это и разрабатывая предлагаемую Концепцию, мы ещё в 2007 году предлагали приступить к созданию в стране уникальных генетических центров на основе лучшей мировой генетики мясного и молочного КРС с применением технологии по пересадке эмбрионов и использования сексированного семени. 

Как известно, более тридцати лет назад пересадка эмбрионов было сложным, но обычным делом в нашей стране. Ныне – пересадка нескольких десятков эмбрионов преподносится аграрными СМИ на уровне сенсации. И для такой операции приглашаются зарубежные специалисты. А где же наши? Их попросту не подготовили. А ведь предлагаемые нами совместные российско-французские селекционно-генетические центры (СГЦ) могли бы стать также и школой для подготовки из числа рядовых фермеров сотен высоко квалифицированных специалистов в области прикладной генетики. 

Безусловно, теоретическая генетика – тема весьма сложная. Прикладная генетика «под приглядом» лучших европейских экспертов - значительно более доступна. Необходимо только поставить цель, отказаться от фантастических затрат на поставку десятков тысяч голов скота по импорту и направить хотя бы часть средств на создание совместных СГЦ в рамках интегрированной евразийской системы животноводства. Нужна политическая воля российского руководства. Нужен патернализм Государства по отношению к рядовым фермерам и крестьянам.  Давно необходимо вместо затратных проектов по поставке скота перейти к совместным инновационным проектам по животноводству на основе КФХ и ЛПХ.

С 2009 года предлагаем на правительственный уровень проекты по аффилированию российских фермеров и крестьян в крупные Федеральные Агропромышленные Объединения (ФАПО) по животноводству. Одна из основных функций ФАПО – обеспечение российским фермерам реального доступа к лучшим западным технологиям, внедрению инновационных проектов, которые, с одной стороны объективно необходимы для эффективного развития, но, с другой, невозможны к освоению в одиночку. 

Основная суть ФАПО именно в том, что крестьянин/фермер будет заниматься только тем, что может делать лучше всего – работать. ВСЕ вопросы организации его работы, обеспечения сырьевыми ресурсами, сбытом произведенной продукции, получением необходимых финансовых ресурсов, страхованием и обеспечением безопасности, в том числе и при общении с государственными фискальными и налоговыми органами и др. организационными вопросами будет ЦЕНТРАЛИЗОВАННО заниматься ФАПО.  

И аффилирование хозяйств любого масштаба/размера будет проходить исключительно на добровольной основе. Но уровень организационной обеспеченности через ФАПО будет таким высоким, простым и понятным, что, полагаю, никого уговаривать особенно не придется. Крестьянин/фермер при аффилировании может сохранить свою юридическую самостоятельность, но при этом стать участником крупной структуры, работающей по понятным принципам и на договорных началах. 

Государство же приобретет возможность через ФАПО достоверно определять необходимый объем сырьевых, финансовых и иных ресурсов. Сможет уйти от «выделения» сотен миллиардов под очередную программу с непонятной эффективностью. Сэкономить, таким образом, очень серьезные финансовые ресурсы, и  с высокой точностью планировать объемы производства в масштабах страны.. 

Всё, в конечном счете, - исключительно просто: работать будет не окрик из высокого регионального или федерального кабинета, а организационная технология с понятными всем правилами игры – с чем у современной России основная «засада», как выразился недавно премьер. 

Очень надеюсь, что каждому, прочитавшему эти строки, станет очевидным, что мы предлагаем не некий проект, пусть и масштабный, а НОВЫЙ ПОДХОД, новую Концепцию, новое отношение к развитию отрасли. 

Стоит ли говорить о том, насколько улучшится общий моральный климат в АПК и стране в целом?! Наши люди всегда отличались стойкостью, воспитанной природой и жизнью. Но зачем её бесконечно испытывать? Ведь сделать нужно всего «чуть-чуть» - встать на правильный путь. И тогда упомянутая стойкость будет расходоваться «по назначению» - лишь помогать преодолевать объективные трудности перехода к новому состоянию в развитии АПК.   

А создаваемые в рамках ФАПО селекционно-генетические центры (СГЦ) и другие структуры новой организационной технологии не только дадут ментальную и фактическую опору российскому фермерству и крестьянству, но и станут базовыми элементами Интегрированной Евразийской системы животноводства. Так будет строиться настоящая интеграция.

Логическая линия такой опоры будет выглядеть так: ВТО – интеграция – создание СГЦ и через фермерские хозяйства формирование единой системной сети крестьянских и фермерских хозяйств в России и на всём евразийском континенте. И это – вполне реальные вещи. 

Любая дорога начинается с первого шага. И самый сложный путь становится много легче, если понятна цель. Она для нас ясна – новый, системный  подход организации развития отрасли – основы международной интеграции. И средства для её достижения ни в какое сравнение не пойдут с «выделяемыми» сегодня мегаденьгами на закупки, субсидирование, различные компенсации и т.д., эффективность освоения которых оставляет желать много лучшего. И начать можно  поэтапно, шаг за шагом, например,  с создания первых СГЦ по мясному и молочному КРС французской генетики. 

При реализации стратегической задачи, четко представляя конечную цель Проекта, о которой было довольно подробно рассказано в настоящей публикации, и можно добиться того, чтобы ВТО превратилась из «страшилки» в пространство для креативных интеграционных процессов в АПК. Такие процессы объективно необходимы не только России, но и всем европейским странам. Не зря же, например, Президент Франции Н. Саркози, более года тем или иным способом приглашал Россию к сотрудничеству в этой сфере. Надеюсь, хотя бы его услышат наши чиновники, 

Еще один момент представляется исключительно важным для упоминания: одно лишь оповещение российских сельхозпроизводителей о том, что в нашей стране начинаются названные процессы, в значительной степени усилит их оптимизм, укрепит веру, что ситуация меняется к лучшему. Всё это разбудит созидательную инициативу многих крестьян/фермеров, что всегда было сильной стороной нашей страны. 

Может быть, именно «пробуждения инициативы снизу» и боятся некоторые чиновники, потому-то и «закрывают глаза и уши» на креативные идеи?! Ведь гораздо проще «выделить» массу денег на некую программу, не неся персональной ответственности ни за качество её разработки, ни за получаемые результаты, чем создавать что-то новое, даже при том, что с уровня высшего руководства страны постоянно звучат призывы к инновациям и модернизации?! Пора наконец-то делать и -  безотлагательно! 

Конечно, задача – грандиозная. За оставшиеся полгода до формального вступления в ВТО, едва ли, можно успеть сделать что-то существенное, даже из предлагаемой Концепции. Но уже само начало движения в этом направлении будет означать для сельхозпроизводителей очень многое. 

Предлагаемая система организационного построения отрасли была нужна российскому АПК уже много лет назад. Сейчас же, на пороге ВТО, не начать работать над её реализацией – означает подвергнуть страну смертельному риску. Ничуть не меньше! 

(Или над чем-то аналогичным: хотя, мы, как авторы разработки, настаиваем на воплощении нашего Проекта, так как довольно давно над ним работаем и никто, ничего похожего пока не предложил). 

В последнее время на отраслевых сайтах часто звучит мнение, что в условиях ВТО могут выжить только крупные агрофирмы и агрохолдинги. Небольшие российские агропредприятия, КФХ и ЛПХ не выдержат конкуренции в молочном и мясном животноводстве. Такая позиция не только ошибочна, но и несёт в себе смертоносный ген разрушения всего крестьянско-фермерского уклада отрасли животноводства в нашей стране. 

Вот, например, наши соседи в Республике Казахстан это хорошо понимают. У них именно фермерским хозяйствам отведена ключевая роль в мясном животноводстве: бычки, выращенные фермерами, будут отправляться на откормочные площадки, а уже хорошо откормленные животные - на забой, затем - на экспорт в виде мяса премиум-класса.  Кроме того, вся система финансирования животноводческих проектов сфокусирована на том, чтобы фермерские хозяйства стали основным производственным звеном отрасли животноводства.

Для практической реализации предложенного Проекта «Создание экспериментального Федерального Агропромышленного объединения по молочному и мясному животноводству на территории двух областей Центрального Федерального округа  (ФАПО - Центр)» - с последующим распространением на другие 7 Федеральных округов - готовы предоставить разработанное Резюме и Техническое задание. 

Президент группы компаний «ОТЭК»                                                                Ефремов В.Ю.

На правах рекламы

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью