09.11.2010
Источник: www.vvs-info.ru
Регион: Россия
Производство сыра и творога

Согласно данным Росстата, объединившим производство сыра и творога, в 2009 г. российскими производителями выпущено 840 308 т указанной продукции. На протяжении 9 лет производство сыра и творога росло из года в год, однако в 2008 г. объемы упали на 2 % по отношению к 2007 г. Объемы производства в 2009 г. выровняли ситуацию, «прирастив» к результатам предыдущего года 5 % (рис. 1).

Рисунок 1

Среди регионов, производящих данную продукцию, бесспорным лидером является Московская обл. (11 % от общего объема), на втором месте Алтайский край (9 %), тройку лидеров замыкает Воронежская обл. (6 %) (рис. 2).

Рисунок 2

Производством сыра и творога в России занимаются более 760 предприятий. Из них около 420 вырабатывают жирные сыры (включая брынзу), 171 – твердые, около 160 – мягкие сыры.

Отечественное производство сыра пока неспособно в полной мере удовлетворить потребности покупателей, в особенности это касается твердых сыров. Так, например, если в 2008 г. российскими производителями было выработано около 144 млн т твердого сыра, то импорт указанного продукта составил в этот же период более 190 млн т.

Импорт

В 2009 г. в Россию импортировано 224 867 т сыра на сумму более 875 млн долл. Из них плавленые сыры составляют 15 224 т (51 млн долл.), сыры с плесенью – 2738 т (16 млн долл.), молодые – 14 600 т (51 млн долл.), сыры тертые и в порошке – 867 т (4 млн долл.) (рис. 3).

Рисунок 3

По сравнению с 2008 г. импорт снизился на 2 %. В 2009 г. российские потребители покупали сыры из 35 стран мира. Основная страна-поставщик сыра в Россию – Украина, на втором месте Литва, на третьем – Германия (рис. 4).

Рисунок 4

Доля Украины за год сократилась с 32 до 29 %, Литва увеличила свою долю на 1 %, Германия – на 5 %, вытеснив с третьего места Финляндию.

Основными поставщиками стали компании «Валио ЛТД», «Милкиленд-Украина», ООО «Эталонмолпродукт», ООО «Агропродэкспорт», «F+S Мильхьпродукт». Кроме «Валио ЛТД» и «F+S Мильхьпродукт», импортирующие все из указанных выше видов сыра, лидеры в основном поставляют на российский рынок твердые сыры.

Если рассматривать импорт сыра в разрезе производителей, то смело можно сказать, что российские потребители предпочитают украинский сыр, занимающий 29 % ввозимой продукции, и сыр немецкого производства, составляющий 21 % от общего объема. Интересно отметить, что в сравнении с 2008 г. доля Украины как страны-производителя снизилась на 3 % и ровно настолько увеличилась доля Германии (рис. 5).

Рисунок 5

Основные производители импортируемого в Россию сыра: АО «Валио» (в основном голубой сыр «Аура голд», плавленый сыр «Виола», тертый сыр «Эмменталь», твердые и полутвердые сыры «Эмменталь», «Эддам», «Олтерманни»); ЗАО «Гадячсыр» (твердые сыры торговых марок «Славянские сыры» и «Гадячсыр»); АО «Пено Жвайгждес» (плавленый и полутвердый сыры «Сваля»); ЗАО «Пирятинский сырзавод» (твердые сыры «Российский», «Голландский», «Пирятинский»); ЧП КФ «Прометей» (твердые сыры «Гауда», «Эдам», «Король Артур» и т.д.).

На фоне общего снижения импорта встречаются товарные позиции, объемы продаж которых превысили прошлогодние результаты. К примеру, импорт тертых сыров и сыров в порошке всех сортов, за исключением гларского сыра (код ТН ВЭД 0406209000), вырос по отношению к 2008 г. в 1,5 раза! Товар занимает 88-ю позицию рейтинга «ТОП-200 растущих рынков импорта», подготовленного нашей компанией (рис. 6).

Рисунок 6

Экспорт

В 2009 г. российскими предприятиями было продано за рубеж 10 453 т сыра на сумму 33,5 млн долл., что превысило объемы 2008 г. на 2 %. В отличие от импорта почти 85 % экспорта составляют плавленые сыры – 8843 т на сумму 2,8 млн долл. (рис. 7).

Рисунок 7

Покупателями сыра в 2009 г. стали около 25 стран мира. В первой десятке в основном страны СНГ. Лидером среди них является Казахстан – 42 %, на втором месте – Украина – 29, на третьем Азербайджан – 9 % (рис. 8).

Рисунок 8

Основными участниками торговли с российской стороны являются ООО «Хохланд Руссланд» (48 %), ЗАО «Лакталис Восток» (20 %), ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», Московский филиал (6 %). Остальные 26 % поделили между собой еще более 90 предприятий.

Отдельные товары показали по отношению к 2008 г. куда более значительный рост, чем 2 %. Так, например, экспорт молодых сыров (недозрелых и невыдержанных), включая сывороточно-альбуминовые сыры (код ТН ВЭД 0406108000), вырос в 2009 г. в сравнении с предшествующим годом в 3,8 раза (рис. 9). Товар занимает 140-ю позицию в «ТОП-200 растущих рынков экспорта», подготовленного нашей компанией. Лидер среди российских предприятий–продавцов данного продукта – ЗАО «Лакталис Восток» (24 %).

Рисунок 9

Наверное, сыр – один из тех продуктов, мода на который навряд ли пройдет. Именно поэтому российский рынок сыра находится в постоянном движении. Разнообразие видов продукции и широкий ценовой диапазон делают продукт доступным для всех слоев населения. Снижение спроса на одну разновидность продукции компенсируется его увеличением на другую. И в такой ситуации для грамотных стратегов просто необходимо вовремя увидеть эти движения. Ведь, как сказал один мудрый политик, «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Держите руку на пульсе рынка!

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

12.12.2017

Ленобласть, Чили, Новая Зеландия: Fonterra открыла предприятие в России

Крупнейший молочный кооператив мира открыл совместное предприятие в России. Партнером Fonterra Co-operative Group Limited выступила группа «Фудлайн», имеющая непосредственное отношение к молочному заводу «Галактика». В России у Fonterra пока нет поставщиков, однако, новозеландцы намерены вкладываться в развитие качества сырья. Подробности – в материале The DairyNews.
КРАСНООКТЯБРЬСКОЕ, ОАО
Адрес:  Новосибирская обл, Колыванский район, с. Новотырышкино, ул. Ленина, д. 16
КОРОВЕНКОВ В.И. , КФХ
Адрес:  Рязанская область, Сапожковский район, Никольский, с Красный Угол
СХОД, ППСК / ВОСХОД, СППК
Адрес:  Дагестан респ, г. Буйнакск, ул. Орджоникидзе, д. 7 офис 24
ЦЫЦЫНА Т.В. , КФХ
Адрес:  Рязанская область, Шиловский район, Занино-Починковский, д Малые Пекселы