23.10.2008
Источник: www.DairyNews.ru
Регион: Россия

Рост цен на товары повседневного спроса заставил россиян всерьез задуматься о том, как и на что они тратят свои семейные бюджеты. Практичный подход покупателей к наполнению своей потребительской корзины ударил по целому ряду базовых категорий каждодневного потребления, и особенно по молочным продуктам. Однако этот тренд пока не распространяется на “сладкое” и “горькое”, — даже в неспокойные времена финансовых штормов, россияне не могут отказать себе в удовольствии покупать премиальные чай, кондитерские изделия или алкоголь. Забота о здоровье, экономия денег и времени, удобство и практичность — с одной стороны и декадентское стремление к удовольствиям и роскоши, премиумизация продовольственных и непродовольственных категорий потребительских товаров — с другой. Таковы ключевые тенденции российского рынка товаров повседневного спроса в России, который в 2008 году вырос на 15% в стоимостном выражении, — сообщает Nielsen.

В ходе масштабного исследования FMCG-рынка, проведенного компанией Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с середины 2007 г. по середину  2008 года , были изучены розничные продажи в ключевых сегментах рынка товаров повседневного спроса, включая упакованные продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки, сигареты, корма для животных, бытовая химия, средства персонального ухода. Самым быстрорастущим сегментом стал рынок кормов для животных (+33% в стоимостном выражении ). Рынок упакованных продовольственных товаров — самый крупный сегмент, на который приходится свыше 60% продаж товаров повседневного спроса, — вырос на 17%. Прирост во втором по объемам сегменте — сигаретах — составил 10%.

“По сравнению с Центральной и Восточной Европой российский потребительский рынок  находится в привилегированном положении. Россия в числе рынков с самым высоким уровнем потребительского доверия. Что неудивительно: высокие темпы роста потребительских доходов в предыдущие годы и нефтяные деньги в государственном стабфонде оставляют россиянам надежду на то, что экономика страны выстоит в глобальном финансовом кризисе”, — говорит Леннарт Бенгтссон, Президент Nielsen EEMEA .

 
Рис. 1 Изменение индекса потребительского доверия в России за период 1 половина 2005—1 половина 2008 года. Данные онлайн исследования Nielsen.


“Россия по-прежнему является одной из самых быстрорастущих экономик мира, и рост потребления является важным стимулом для развития национальной экономики. В 2008 году только на товары повседневного спроса — продукты питания, напитки, бытовую химию, средства персонального ухода, сигареты и корма для животных — россияне потратили на 15% больше”, — говорит Михалис Кристу, Региональный директор Nielsen  в Северо- Восточной Европе.

“Однако нарастание экономической нестабильности может привести к замедлению темпов роста рынка к концу 2008 и в начале 2009 года. И изменения уже заметны. Россия в числе стран с самыми высокими темпами роста продовольственной инфляции в Европе. Рост цен заставил россиян изменить свое покупательское поведение при пополнении своей корзины каждодневных товаров. Для ритейлеров и для производителей товаров повседневного спроса сложившаяся ситуация может нести как и угрозы, так и новые возможности — для роста”, — отмечает Михалис Кристу. 

“Несомненно инфляция серьезно сказалась на динамике продаж в денежном выражении. Чтобы снизить ее влияние на семейные бюджеты россияне уменьшают объем и ассортимент своей потребительской корзины и переключаются на другие розничные каналы. При этом темпы продовольственной инфляции серьезно различаются от категории к категории”, — говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор “Nielsen Россия”.

Лишь в пяти из 15 самых быстро растущих категорий рынка упакованных продуктов питания продажи которых выросли на 17% (без учета напитков), прирост категории в стоимостном выражении вызван инфляцией. И все они относятся к молочному сегменту: творог, плавленый сыр, масло и маргарин, молоко, сливки.

Рынок свежих молочных продуктов больше других сегментов продовольственного рынка пострадал от роста цен. Инфляция только подстегнула долговременную тенденцию на сокращение потребления молочных продуктов в России (Рис. 2). В стоимостном выражении сегмента вырос на 18%, в то время как продажи в натуральном выражении “просели” на 8%. И снижение объемов в натуральном выражении наблюдается практически во всех категориях. Исключением стали лишь питьевые йогурты, продажи сохранили положительную динамику в натуральном выражении, а в стоимостном выражении выросли на 30%. Здесь правили бал те бренды, которым удалось оседлать потребительский тренд на здоровое питание и уход за собой.

 
Рис. 2  Рост цен и изменение розничных продаж в натуральном выражении в отдельных категориях продовольственного рынка. Данные аудита розничных продаж Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период август-сентябрь 2007—июнь-июль 2008 по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

Жители городской России стали больше внимания уделять здоровому питанию и своей физической форме. Рост “здоровых” сегментов значительно превышает рост самих категорий. Наиболее яркими примерами этой тенденции являются высокая динамика инновационных молочных продуктов, сухих завтраков и минеральной воды.

Так, рост розничных продаж негазированной минеральной воды составил 25% в денежном выражении и на 8% в натуральном, в то время как вся категория выросла лишь на 13% и 1% соответственно. А категория Сухие завтраки — продукты, которые позиционируются как товары для здорового питания (shape-management), — за полтора года выросли на 100%.

Еще одна важная тенденция, которая обеспечила рост рынка упакованных продовольственных товаров и в целом товаров повседневного спроса в денежном выражении, — примиумизация. Ее влияние сказалось на розничных продажах шоколадных и мучных кондитерские изделий, спиртных напитков. В целом рост продаж премиальных товаров может быть стимулирован разными факторами — как стремлением потребителей к высококачественным продуктам / ингредиентам, так и желанием побаловать себя. Так, в шоколадных изделиях на долю премиального ценового сегмента приходится уже порядка 40% в денежном выражении; в растворимом кофе – более 65%; в водке — 26%; в пиве — 22%.

Непродовольственный сектор российского рынка товаров повседневного спроса развивался в соответствии со схожими тенденциями, что и продовольственный. Современный потребитель испытывает острую нехватку времени и потребность в продуктах, которые делают жизнь проще. Наиболее заметными трендами на рынках бытовой химии и средств персонального ухода, совокупные розничные продажи которых выросли на 15% за период исследования, стали удобство, здоровье и красота.

Семь из одиннадцати категорий товаров бытовой химии росли быстрее рынка (+16% по стоимости за период исследования), и они не самые маленькие. На долю стиральных порошков приходится порядка 53% продаж в стоимостном выражении. При этом рост составил 14%, стимулом которого являлись инновации. Вторая по объемам категория — Кондиционеры для белья, рост розничных продаж которых составил 18%. А самыми быстрорастущими категориями рынка бытовой химии стали туалетные блоки (+53%) — рост обеспечили варианты, которые предложили потребителям дополнительное удобство; средства для автоматических посудомоечных машин (+40%), продажи которых росли за счет инноваций и более дорогого сегмента; смягчители для воды (+38%) — за счет увеличения объемов упаковки (апсайзинг).

В целом рост объемов упаковки говорит о том, что потребители стремятся покупать большие объемы, чтобы в конечном итоге экономить. Наиболее ярко такое поведение  проявляется в каналах современной торговли (супер- и гипермаркетах).

В отличие от рынка бытовой химии, на рынке средств персонального ухода заметно влияние частных марок. По данным исследования Nielsen, рынок средств персонального ухода вырос на 15%. Самыми быстрорастущими стали категории Детские влажные салфетки (+54% по стоимости) и Жидкое мыло – 31%. Рост обеих обеспечен в том числе и развитием частных марок с категории. На третьем месте по темпам роста — Детские подгузники (+30%), где стимулом для роста стал апсайзинг упаковки.

Прорывом года на рынке средств персонального ухода стал мужской сегмент. Российские мужчины стали больше внимания уделять своей внешности и уходу за собой.
Рост “мужских” сегментов крупнейших категорий впечатляет: шампуней — на 65% по стоимости; дезодорантов — на 17%; гелей для душа +58%.

Влияние роста цен в непродовольственных категориях на объемы продаж в физическом выражении не столь значительно, как в продовольственной сфере.

***

Результаты исследования рынка FMCG были впервые представлены на конференции “Consumer 360” — ежегодном мероприятии Nielsen для топ-менеджеров розничных сетей и компаний производителей товаров повседневного спроса. В этом году в работе конференции приняли участие более 200 делегатов.

Темы ключевых докладов:
— Потребительские тенденции в Восточной Европе. Новые факты и тренды
— Модель 2009 года — “4P”: Price, Price, Price, Price…
— Глобальные и российские тенденции развития розничной торговли
— Прогнозирование развития розничных каналов
— Где у покупателя кнопка? Модели покупательского поведения
— Обзор российского FMCG-рынка
— Прогнозирование потенциала нового продукта
— Как интернет изменит роль маркетологов, — сегодня и завтра
— За 10 лет — от упадка до стабильного роста. Что ждет Россию впереди?

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

19.07.2017

Результат без поддержки

Господдержки либо не хватает, либо условия получения субсидий затруднены до полного отказа сельхозпредприятий от таковых.
21.07.2017 16:39:33

Состоялся V форум ANIMALPROFI

10 2116 Константин Яровой
Родина Агрофирма, ООО
Адрес:  Республика Татарстан, Тетюшский район, село Малое Шемякино, улица 40 лет Победы, 1
Семеновод, ООО
Адрес:  Алтайский кр, Бийский район, с. Усятское, ул. Сростинская, д. 32
Кравченко Павел Сергеевич, ИП КФХ
Адрес:  Алтайский край, Баевский район, с Нижнечуманка
Агропрод, ООО
Адрес:  Белгородская обл, Красногвардейский район, г. Бирюч, ул. Красная, д. 15