Литва 20.11.2009

«Рокишке сурис» готов возобновить экспорт сыров в Россию

Источник: www.kurier.lt
Ситуация, которая сложилась вокруг литовских молокоперерабатывающих предприятий в связи с запретом на ввоз продукции в Россию, похоже, близка к благополучному разрешению. Так, с прошлой пятницы утянский филиал компании «Рокишке пенас» возобновил экспорт молочной продукции в Россию. Теперь к экспорту своей продукции готово и предприятие «Рокишке сурис». Компания выполнила все обоснованные требования Российской Федерации и ждет решения.
«Рокишке сурис» готов возобновить экспорт сыров в Россию
Ситуация, которая сложилась вокруг литовских молокоперерабатывающих предприятий в связи с запретом на ввоз продукции в Россию, похоже, близка к благополучному разрешению. Так, с прошлой пятницы утянский филиал компании «Рокишке пенас» возобновил экспорт молочной продукции в Россию. Теперь к экспорту своей продукции готово и предприятие «Рокишке сурис». Компания выполнила все обоснованные требования Российской Федерации и ждет решения.

В интервью «Литовскому курьеру»  генеральный директор АО «Рокишке сурис» Антанас Трумпа рассказал о том, что удалось сделать за эти три месяца.

- Что стало причиной приостановки экспорта вашей продукции в Россию?

- Россия всегда проверяет качество импортируемой продукции. И  после такой проверки в нашей продукции  один раз в этом году был найден антибиотик  тетрациклиновой группы.  По госстандарту Российской Федерации антибиотиков не должно быть в молочной продукции.

- Вообще?

- Их не дожно быть в таких нормах, которые показывают самые чувствительные приборы.  В России есть такие приборы, теперь они появились и в Литве.  Если такой прибор показывает, что в молочной продукции присутствует определенная доля антибиотика, значит, этот продукт уже нельзя употреблять.

- Это доля для России и для стран Европейского союза разная?

- Разная. Вот это и было нашей ошибкой и ошибкой наших переработчиков. В Европейском союзе допустимая норма составляет 100 микрограммов в 1 кг, а в России, если прибор показывает хоть какую-то долю антибиотика, – употреблять такой продукт нельзя. Мы на это не обратили серьезного внимания, т. к. наша лаборатория, исходя из европейских стандартов, говорила, что все хорошо. Ветеринарная служба Литвы тоже дала разрешение на  экспорт – в этом и заключалась ошибка – не было  предварительного  согласования.
Хочу подчеркнуть, что такое случилось впервые за год.  За год мы отгружаем 5 тыс. тонн  продукции – это 5 тысяч партий и только в одной из них нашли антибиотики.

- Когда причина стала понятна, какими были дальнейшие действия?

- Вначале запрет на отгрузку продукции, затем проверка Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации  и, наконец, приостановка  экспорта российской стороной вынудили нас искать причину. Первую, которую мы нашли, – несоответствие требованиям российской проверки качества.

После проведенной инспекции литовская ветеринарная служба тоже установила оборудование по таким же параметрам чувствительности, как и в России. Оборудование стало в 10 раз чувствительнее, чем было до сих пор. В лаборатории Национального института оценки риска продоволствия и ветеринарии Литовской Республики было проверено 570 тонн сыра, изготовленного специально для России - антибиотика ни в одной из партий уже не нашли.  Чтобы было надежнее, мы осуществили проверку совместно и  с российской лабораторией  по стандартизации и качеству. За одну прошлую неделю они  проверили шесть партий сыров, в которых  никаких следов антибиотиков обнаружено не было. Значит, «Рокишке сурис» может изготовлять чистый продукт.

Теперь по этим параметрам мы более серьезно проверяем и молоко на наличие антибиотика, чтобы оно не попало в производство. Надо было такую проверку осуществлять с самого начала, когда появился российский закон, и тогда не было бы никаких проблем. История оказалась проще, чем ее пытались истолковать.  В итоге, подойдя более серьезно к проверке, обе стороны от этого только выиграли: всем ясно, если продукт не загрязнен антибиотиками, он чище, здоровее и полезнее. Теперь  не только российский покупатель  гарантированно получит продукт лучшего качества, но и литовский.

- Как получилось, что антибиотик оказался в продукции «Рокишке сурис»?

-  Во всем мире коровы болеют, и при их лечении используют антибиотики тетрациклиновой группы. Другого лечения нет. Поэтому, когда в 99% случаях антибиотик попадает в молоко от больных коров, это зависит от совести фермеров, ответственность за такие нарушения ложится на них. По правилам, молоко от больной коровы нельзя поставлять на продажу. Такое молоко нельзя употреблять и в течение семи дней после того, как животное выздоровеет. Кто-то без проверки поставлял это молоко на наше предприятие.

И даже сейчас, когда мы ужесточили проверку, все равно некоторые фермеры продолжают поставлять молоко от больных коров - в надежде, что пройдет. Ведь установить с помощью теста наличие антибиотика в молоке очень дорого. Крестьянин, к примеру,  сдает 18-20 литров молока, а один тест стоит 20 литов. Поэтому для каждого крестьянина проверка устанавливается в обратном цикле, когда машина с молочным сырьем приходит на предприятие. Проверяем каждую секцию, если в какой-то из них находим антибиотик, устанавливаем от какого крестьянина или от какого молочного пункта получено молоко. Тогда едем на место и там проверяем. Это очень серьезная работа, поскольку если мы находим загрязненное молоко, а в каждой секции находится 3-4 тонны молока, это сырье утилизируем.  Так что сейчас у нас есть все возможности избавиться от такого молока, чтобы оно не попало в нашу продукцию.

-  Когда «Рокишке сурис» возобновит поставки в Россию?

- Это зависит от ветеринарной службы России. Все замечания российских специалистов, причем очень конкретные и которые, действительно,  можно устранить, мы выполнили. Уже написали письмо литовской ветслужбе, которая передаст его российской стороне, и будем ждать решения.

- В каких еще странах можно увидеть продукцию «Рокишке сурис»?

- Большинство сыров поставляем в Италию, потому что  из всех стран Евросоюза Италия и Греция не вырабатывают столько сыра, сколько потребляют.  Свои сыры мы экспортируем также во Францию, Испанию, Англию, Ирландию, Латвию, Эстонию. В этих странах своих сыров хватает, а наша продукция помогает разнообразить ассортимент. То же самое и в Литве. У нас вырабатывается в три раза больше сыра, чем употребляем. Но в магазинах продаются сыры и других производителей именно для того, чтобы улучшить ассортимент.

- Понесла ли компания убытки в связи с временной потерей российского рынка?

- Если говорить о материальных убытках, подсчитать почти невозможно: я не знаю, потеряли или нет. Ведь срок годности сыра в среднем 8-9 месяцев. А срок годности такого сорта сыра как «Гояа» (тип сыра «Пармезан») – 2 года. Он как хорошее вино: чем старше становится, тем лучше его качество. В Италии, например, самым плохим считается сыр, которому три месяца, - такой итальянцы даже не покупают. Они покупают сыр со сроком от шести месяцев и выше. Чем старше сыр, тем дороже его цена. Самый лучший вкус у двухлетнего сыра.

А вот моральные убытки мы, действительно, понесли. Более 40 лет – с 1966 года мы посылаем нашу продукцию в Россию. В советские времена наши сыры, отмеченные знаком качества, поставлялись в Кремль. Из Литвы только один наш завод имел такое право грузить сыр прямо в Кремль.

Наш сыр продается по всей России. Ежемесячно от 400 до 500 тонн сыра 12-15 сортов мы поставляем россиянам. Я сам видел его в Красноярске – для меня это был сюрприз. Очень любят наш сыр в Нижнем Новгороде. В кафе аэропорта Нижнего Новгорода официантка посоветовала мне, как очередному пассажиру, взять бутерброд с очень вкусным сыром под названием «Рокишке».

Сейчас в связи с приостановкой экспорта, мы поставили под сомнение наше хорошее имя и фактически подвели россиян.  Надеемся и верим, что поставки будут возобновлены. На мой взгляд, это произошло от того, что мы не очень серьезно отнеслись к требованиям России. В будущем, конечно, такого случится не должно, хотя ошибку может сделать каждый. Нет в мире человека, который был бы застрахован от ошибок.  Но чтобы такое могло стать систематическим – теперь после этой драматической истории  - уже невозможно.  Для всех нас это было хорошим уроком.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью