Ритейлеры и производители продуктов договорились бороться с ростом цен

Источник: top.rbc.ru
Представители ассоциации крупнейших торговых сетей и объединяющих производителей и поставщиков продуктов отраслевых союзов («Союзмолоко», Рыбный союз и т.д.) подписали сегодня меморандум, в соответствии с которым обязались не допускать необоснованного роста цен, сообщает ИТАР-ТАСС.

«Участники рынка считают, что возможно самостоятельное регулирование процессов на рынке. Вопрос не в том, что не должно быть повышения цены. Оно [повышение] не должно быть необоснованным», – пояснил исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов.

В соответствии с документом, поставщики и производители продукты выразили готовность наращивать инвестиции в отечественное производство продовольствия и в случае необходимости увеличивать поставки из других стран, не допуская искусственного сокращения объемов поставок.

В свою очередь ретейлеры обязались облегчить доступ на полки магазинов продукции предприятий, обеспечивающих высокое качество и доступные цены.

В конце августа председатель правления национального Союза производителей молока Андрей Даниленко говорил РБК, что на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение о совместных мерах, которые отраслевые союзы, поставщики и торговые сети будут принимать для борьбы с повышением цен.

«Меморандумы будут направлены на то, чтобы не допустить избыточного повышения цен на продукты. Если колебание цены превышает средние значения по инфляции с учетом сезонного фактора, то участники меморандума будут разбираться в причинах. Минпромторг, ФАС и другие контролирующие ведомства при необходимости могут оказывать консультации», – объяснял Даниленко.

Ранее Министерство сельского хозяйства РФ разработало проект постановления, разрешающего регионам заключать с производителями и торговыми сетями соглашения, которые предусматривают мероприятия по поддержанию цен на отдельные виды продукции.

Высокопоставленный источник в ФАС сказал РБК, что новый проект соглашения по условиям схож с тем, что было подписано между ретейлерами и производителями в октябре 2007 года.

Тогда правительство в преддверии президентских выборов проводило самую масштабную кампанию по сдерживанию роста цен на продукты питания. За первые два месяца осени инфляция составила более 2%, и в ряде регионов цены на основные продукты питания – молоко, яйца, масло – выросли на четверть.

Кабинет министров Виктора Зубкова договорился с крупнейшими производителями и торговыми сетями о том, что до конца года не будут повышаться цены на ржаной и пшеничный хлеб, яйца, растительное масло, молоко (жирностью не менее 1,5%) и кефир (жирностью 1%). На волне ожиданий дальнейшего роста цен потребители скупали не только товары из списка, но и многие другие, из-за чего постепенно начали расти цены на весь спектр продуктов от бакалеи до кондитерских.

По итогам договоренностей с правительством продовольственные сети согласились устанавливать наценку на список социально значимых продуктов не выше 10%. В начале 2008 года действие этой программы было продлено до 30 апреля. В конце марта Зубков признал замораживание цен неэффективным, и от их искусственного сдерживания решено было отказаться. По данным Росстата, с октября 2007-го по май 2008 года цены на продукты, попавшие в число замороженных, выросли от 5 до 27%.

«Все предпосылки для роста цен есть, и правительство принимает беспрецедентные меры по их сдерживанию, о чем говорит хотя бы создание рабочей группы при Генпрокуратуре. Соглашения нужны в большей степени для регионального уровня: дотянуться до крупнейших федеральных сетей и производителей легко, а у региональных властей нет ресурса давления на своих ретейлеров и поставщиков», – отметил генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Зафиксированные на правительственном уровне тройственные соглашения, по его словам, будут спущены на уровень региональных властей. «Добровольно-принудительные договоры лучше, чем вмешательство прокуратуры», – рассуждает Бурмистров. Но, по его словам, список товаров, которого коснутся договоренности властей и компаний, должен быть узким и четким.

После введения 7 августа 2014 года правительством эмбарго на поставку в Россию ряда продуктов из ЕС, США и некоторых других стран, цены в магазинах быстро пошли вверх. В результате только за первую неделю сентября потребительские цены в России выросли, по данным Росстата, на 0,2%, то есть так же, как за весь август.

Особенно быстро дорожают продукты, ввоз которых в Россию ограничили, чтобы наказать западных производителей. Со 2 по 8 сентября мороженые и охлажденные куры в российских магазинах подорожали на 1% (за предыдущую неделю на 1,1%), свинина – на 0,8% (0,6%), сыры – на 0,6% (0,5%), рыба и говядина – на 0,3% (0,3%).

Огурцы, в отличие от большинства других овощей и фруктов, которые к осени традиционно дешевеют, стали дороже на сразу на 4,9%, вчетверо превзойдя показатель последней недели августа (1,2%). Яблоки, как и неделей ранее, поднялись в цене на 0,2%.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью