Ритейлеров хотят оставить без хлеба и молока

Источник: investcafe.ru
Предложение депутата Госдумы на законодательном уровне ограничить наценку на социально значимые продукты питания 15% может стать фатальным для бизнеса отечественных розничных сетей.


Депутат Госдумы Олег Нилов внес на рассмотрение парламента законопроект, ограничивающий наценку на социально значимые продовольственные товары 15% от цены производителя. Принятие этого предложения может негативно отразиться на рентабельности ритейлеров и заставить их пересмотреть свою ассортиментную политику.

На мой взгляд, ввод в действие данного законопроекта нанесет серьезный удар по финансовым показателям российских FMCG-ритейлеров. К тому же есть вероятность, что для некоторых магазинов добросовестное соблюдение этого закона будет означать отказ от продажи социально значимых продуктов. Основная причина этого в формулировке, с которой предлагается принять этот закон. Документ трактует понятие «наценка» как разницу между отпускной стоимостью товара производителем первому оптовому покупателю и ценой, которую заплатит конечный потребитель. Некорректность данной формулировки заключается в том, что помимо себестоимости приобретения товара ритейлеры несут ряд других операционных затрат.

Источникданные компаний, инфографика Инвесткафе.

Если разобрать структуру затрат Магнита, как наиболее яркого отечественного представителя формата «жесткий дискаунтер», уделяющего основное внимание оптимизации издержек, видно, что у этого ритейлера себестоимость проданных товаров занимает всего 67% выручки, что означает среднюю наценку порядка 49%. При этом с учетом всех остальных затрат чистая прибыль компании составляет всего 6,1% и это самый высокий показатель среди публичных ритейлеров. Из этих самых 6,1% компания инвестирует в свое развитие. Если же порог наценки будет ограничен 15%, продажа социально значимых товаров станет для компании убыточной, так что их наличие в ассортименте окажется скорее маркетинговым ходом, а не базой для формирования соответствующей политики. Легальным выходом из ситуации для ритейлеров станет представление товаров только с высокой закупочной стоимостью, для которых наценка всего в 15% не окажет существенного негативного влияния на рентабельность продаж.

Источник: данные компаний, расчеты и инфографика Инвесткафе.

*нет данных с разбивкой по форматам

Представленный депутатом Ниловым законопроект подразумевает, что ограничения коснутся магазинов, выручка которых превышает  60 млн руб. в год. Таким образом, наибольший ущерб могут получить крупные магазины и сети. Все публичные ритейлеры подпадают под действие данной инициативы, так как даже магазины самых небольших форматов имеют среднюю выручку более 60 млн руб. в год. Единственным исключением может стать формат «перекресток-экспресс», который развивает X5 Retail Group, но доля выручки от этих магазином в общем объеме составляет лишь 1,5%, так что позиция Х5 немногим лучше, чем у остальных.

В результате внедрения новой законодательной инициативы у всех публичных ритейлеров может существенно снизиться рентабельность, так как перечень социально значимых продуктов, о которых говорится в документе, достаточно широк. В него входят говядина, свинина, баранина, мясо кур, мороженая рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, черный чай, мука, хлеб, рис, картофель и другие продукты. А наибольший ущерб в процентном соотношении будет нанесен Магниту, так как, несмотря на высокий уровень контроля за издержками, доля выручки от реализации товаров данной группы в магазинах этой сети является наиболее высокой. В случае неблагоприятного для сети развития сценария менеджменту придется искать пути для сохранения рентабельности. Впрочем, Магнит имеет самый высокий уровень рентабельности по чистой прибыли в секторе, поэтому положение этого ритейлера останется наиболее устойчивым. Целевая цена акций Магнит составляет 10,1 тыс. руб., потенциал роста — 40%, рекомендация — «покупать». Консенсус-прогноз Инвесткафе: F9186.4562 .

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью