Ритейлеров хотят оставить без хлеба и молока
Депутат Госдумы Олег Нилов внес на рассмотрение парламента законопроект, ограничивающий наценку на социально значимые продовольственные товары 15% от цены производителя. Принятие этого предложения может негативно отразиться на рентабельности ритейлеров и заставить их пересмотреть свою ассортиментную политику.
На мой взгляд, ввод в действие данного законопроекта нанесет серьезный удар по финансовым показателям российских FMCG-ритейлеров. К тому же есть вероятность, что для некоторых магазинов добросовестное соблюдение этого закона будет означать отказ от продажи социально значимых продуктов. Основная причина этого в формулировке, с которой предлагается принять этот закон. Документ трактует понятие «наценка» как разницу между отпускной стоимостью товара производителем первому оптовому покупателю и ценой, которую заплатит конечный потребитель. Некорректность данной формулировки заключается в том, что помимо себестоимости приобретения товара ритейлеры несут ряд других операционных затрат.
Источник: данные компаний, инфографика Инвесткафе.
Если разобрать структуру затрат Магнита, как наиболее яркого отечественного представителя формата «жесткий дискаунтер», уделяющего основное внимание оптимизации издержек, видно, что у этого ритейлера себестоимость проданных товаров занимает всего 67% выручки, что означает среднюю наценку порядка 49%. При этом с учетом всех остальных затрат чистая прибыль компании составляет всего 6,1% и это самый высокий показатель среди публичных ритейлеров. Из этих самых 6,1% компания инвестирует в свое развитие. Если же порог наценки будет ограничен 15%, продажа социально значимых товаров станет для компании убыточной, так что их наличие в ассортименте окажется скорее маркетинговым ходом, а не базой для формирования соответствующей политики. Легальным выходом из ситуации для ритейлеров станет представление товаров только с высокой закупочной стоимостью, для которых наценка всего в 15% не окажет существенного негативного влияния на рентабельность продаж.
Источник: данные компаний, расчеты и инфографика Инвесткафе.
*нет данных с разбивкой по форматам
Представленный депутатом Ниловым законопроект подразумевает, что ограничения коснутся магазинов, выручка которых превышает 60 млн руб. в год. Таким образом, наибольший ущерб могут получить крупные магазины и сети. Все публичные ритейлеры подпадают под действие данной инициативы, так как даже магазины самых небольших форматов имеют среднюю выручку более 60 млн руб. в год. Единственным исключением может стать формат «перекресток-экспресс», который развивает X5 Retail Group, но доля выручки от этих магазином в общем объеме составляет лишь 1,5%, так что позиция Х5 немногим лучше, чем у остальных.
В результате внедрения новой законодательной инициативы у всех публичных ритейлеров может существенно снизиться рентабельность, так как перечень социально значимых продуктов, о которых говорится в документе, достаточно широк. В него входят говядина, свинина, баранина, мясо кур, мороженая рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, черный чай, мука, хлеб, рис, картофель и другие продукты. А наибольший ущерб в процентном соотношении будет нанесен Магниту, так как, несмотря на высокий уровень контроля за издержками, доля выручки от реализации товаров данной группы в магазинах этой сети является наиболее высокой. В случае неблагоприятного для сети развития сценария менеджменту придется искать пути для сохранения рентабельности. Впрочем, Магнит имеет самый высокий уровень рентабельности по чистой прибыли в секторе, поэтому положение этого ритейлера останется наиболее устойчивым. Целевая цена акций Магнит составляет 10,1 тыс. руб., потенциал роста — 40%, рекомендация — «покупать». Консенсус-прогноз Инвесткафе: F9186.4562 .