Результаты молочной отрасли в 2015 г. по версии Минсельхоза

Источник: The DairyNews
Результаты реализации в 2015 г. подпрограммы «Развитие молочного скотоводства».
Ресурсное обеспечение подпрограммы

В 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на реализацию мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета предусмотрено 11 259,84 млн руб. Вместе с тем фактически финансирование подпрограммы по всем ее мероприятиям составило 10 468,76 млн руб.

Таблица 9.1

Выполнение объемов финансирования из федерального бюджета, предусмотренных Государственной программой, по мероприятиям подпрограммы в 2015 г., млн руб.


В 2015 г. мероприятия подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» были направлены на увеличение объемов производства молока, повышение инвестиционной привлекательности подотрасли, увеличение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, повышение товарности молока, создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства, конкурентоспособности отечественного молока-сырья и продуктов его переработки.

В отчетном году целевые индикаторы и основные показатели подпрограммы, за исключением производства молока, выполнены (таблица 9.2).

Таблица 9.2

Выполнение целевых индикаторов развития животноводства в 2015 г.


* Предварительные данные.

9.1. Основное мероприятие «Развитие молочного скотоводства»

Реализация мероприятия «Развитие молочного скотоводства» была направлена на увеличение объемов производства молока, повышение инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, выравнивание сезонности производства молока, увеличение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, создание условий для воспроизводства стада, повышение уровня товарности молока во всех формах хозяйствования.

В 2015 г. во всех категориях хозяйств производство молока практически сохранилось на уровне 2014 г., а по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 5,5% (таблица 9.3). При этом рост производства молока произошел в сельскохозяйственных организациях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая индивидуальных предпринимателей), соответственно, на 2,4% и 6,1%, объемы производства молока в хозяйствах населения сократились на 3,3%.

Таблица 9.3

Производство молока по категориям хозяйств, тыс. т


В отчетном году по сравнению с 2014 г. объем производства молока увеличили 46 регионов. При этом наибольший прирост обеспечили Республика Ингушетия (на 11,5%), Калужская область (на 11,2%), Калининградская область (на 8,8%), Кировская область (на 6,8%), Тульская область (на 6,0%), Вологодская область (на 5,6%), Приморский край (на 4,3%), Ленинградская область (на 3,7%).

В 2015 г. во всех категориях хозяйств планировалось произвести 33,65 млн т молока, фактически же было произведено 30,78 млн т. Таким образом, целевой индикатор Государственной программы был выполнен на 91,5% (рис. 9.1).


Рис. 9.1. Производство молока в хозяйствах всех категорий, млн т

По степени выполнения взятых обязательств по производству молока субъекты Российской Федерации можно разделить на три группы: регионы, выполнившие взятые обязательства; регионы, увеличившие производство молока, но не выполнившие взятые обязательства; регионы, снизившие производство молока.

К первой группе относятся 14 регионов, среди которых следует выделить Свердловскую область, которая перевыполнила взятые обязательства на 36,6 тыс. т (5,9%), Воронежскую область – на 27,6 тыс. (3,5%), Республику Дагестан – на 15,2 тыс. (1,8%), Ярославскую область – на 10,1 тыс. (3,7%), Кировскую область – на 8,9 тыс. (1,6%), Самарскую область – на 8,1 тыс. т (1,9%).

Вторую группу составляют 32 региона, в числе которых Краснодарский край, где производство увеличилось на 26,1 тыс. т (на 2,0%), Вологодская область – на 24,8 тыс. т (5,6%), Республика Татарстан – на 22,4 тыс. т (1,3%), Ленинградская область – на 20,9 тыс. т (3,7%), Калининградская область – на 13,8 тыс. т (8,8%), Тульская область – 10,6 тыс. т (6,0%), Пермский край – на 9,9 тыс. т (2,1%).

В третью группу вошли 35 регионов. Наибольшее снижение производства молока произошло в Саратовской области – на 49,1 тыс. т (6,3%), Курганской области – на 47,7 тыс. (15,9%), Брянской области – на 22,1 тыс. (7,1%), Ульяновской области – на 21,4 тыс. (9,2%), Смоленской области – на 18,4тыс. (7,8%), Челябинской области – на 17,3 тыс. т (3,6%).

В отчетном году поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств продолжало сокращаться. Так, по сравнению с 2014 г. данный показатель уменьшился на 1,6%, поголовье коров сократилось на 1,8% (таблица 9.4). При этом наибольшее сокращение поголовья крупного рогатого скота произошло в хозяйствах населения (на 3,3%).

Таблица 9.4

Поголовье крупного рогатого скота по категориям хозяйств, тыс. голов


Вместе с тем в отчетном году по сравнению с предыдущим поголовье скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось по сравнению с 2014 г. на 3,3%, а поголовье коров – на 3,2%.

Прирост производства молока во многом обеспечивают оптимальный уровень воспроизводства стада и молочная продуктивность коров. Одним из основных показателей, характеризующих уровень воспроизводства стада, является выход телят в расчете на 100 коров (рис. 9.2). В 2015 г. величина данного показателя составила 78 телят в расчете на 100 коров, что больше уровня 2014 г. на 1,3% (приложение 9.2).


Рис. 9.2. Выход телят на 100 коров в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, голов

Прирост молочной продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях обеспечили 66 региона (приложение 9.3). Вместе с тем в 10 регионах продуктивность коров остается в пределах 3 тыс. кг, от 3 тыс. до 5 тыс. кг – в 34, а свыше 5 тыс. кг – в 37 регионах (рис. 9.3, приложение 9.4).


Рис. 9.3. Динамика валового надоя молока и молочной продуктивности коров

В отчетном году продуктивность коров увеличилась на 6,9%. Несмотря на сохраняющуюся положительную тенденцию существуют определенные резервы для дальнейшего роста молочной продуктивности. Так, в их числе целесообразно выделить более полное использование генетического потенциала молочного стада, создание прочной кормовой базы, обеспечение сбалансированности кормовых рационов, использование инновационных технологий содержания животных.

Важнейшим фактором повышения эффективности производства молока является его товарность. В связи с этим с 2015 г. данный показатель является одним из целевых индикаторов подпрограммы.

Проведенный анализ свидетельствует, что уровень товарности молока в сельскохозяйственных организациях достаточно высок и значительно превышает целевой индикатор. Однако в сельскохозяйственных организациях СевероКавказского федерального округа величина данного показателя достаточно низка, а в 2015 г. и вовсе уменьшилась на 0,2 п.п. по сравнению с 2014 г. (таблица 9.5, приложение 9.5).

Таблица 9.5

Товарность молока, реализуемого сельскохозяйственными организациями


Одним из факторов увеличения объемов производства молока является техническая модернизация, проводимая в молочном скотоводстве. В 2015 г. было построено, реконструировано, модернизировано и введено в эксплуатацию 219 новых молочных ферм и комплексов. Дополнительное производство молока за счет этих мероприятий составило 234,0 тыс. т (таблица 9.6, рис. 9.4). Всего за 2010-2015 гг. были введены, реконструированы и модернизированы 1277 объектов по молочному скотоводству. При этом в 2015 г. Комиссией АПК Минсельхоза России было отобрано 168 объектов. Доля продукции, производимой по инновационным технологиям, увеличилась до 0,57% против 0,52% в 2014 г.

Таблица 9.6

Прирост производства молока на вновь построенных, реконструированных и модернизированных фермах




Рис. 9.4. Динамика количества новых, модернизированных и реконструированных объектов и объема производства молока

Увеличение количества введенных новых, реконструированных и модернизированных объектов привело к наращиванию количества скотомест за счет введенных новых и реконструкции и модернизации уже существующих объектов по сравнению с 2014 г. соответственно на 2,9% и 81,3%. Объемы производства молока, полученные за счет ввода новых объектов, реконструкции и модернизации объектов в отчетном году увеличились на 44,3%.

В 2015 г. больше всего было построено и введено в эксплуатацию новых и модернизированных объектов молочного скотоводства в Приволжском федеральном округе (96 объектов, или 43,8%), в то время как в Дальневосточном федеральном округе техническая модернизация практически не осуществлялась (9 объектов, или 4,1%) (рис. 9.5).


Рис. 9.5. Производство дополнительных объемов молока по федеральным округам, тыс. т

Оснащенность вновь построенных и реконструированных молочных комплексов не всегда соответствует требованиям технологии содержания и кормления высокопродуктивных животных, вследствие чего биопотенциал скота молочных пород используется в большинстве регионов не полностью.

Важным фактором, во многом определяющим эффективное развитие рынка молока, является сезонность производства молока. Его выравнивание позволит не только обеспечить прирост объемов производства, но и увеличить эффективность государственной поддержки. Кроме того, необходимость выравнивания сезонности производства молока обусловливается тем, что она во многом предопределяет цену реализации молока и рентабельность его производства, и, как следствие, финансовую стабильность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В отчетном году коэффициент сезонности производства молока в сельскохозяйственных организациях составил 1,3, что соответствует уровню 2014 г. (таблица 9.7). В наибольшей степени сезонность производства молока выражена в Дальневосточном федеральном округе (коэффициент сезонности равен 1,7), Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах (коэффициент сезонности равен 1,5 и 1,5 соответственно), а в наименьшей – в Северо-Западном, Южном и Уральском (коэффициент сезонности равен 1,1, 1,2 и 1,2 соответственно). Как положительную тенденцию следует отметить снижение данного показателя в течение анализируемого периода в Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.

Таблица 9.7

Динамика коэффициента сезонности производства молока


Пик производства молока в сельскохозяйственных организациях приходится на май-июль, минимальный объем – на февраль и ноябрь (рис. 9.6). Однако несмотря на то, что проведенный анализ выявил позитивные изменения в части выравнивания сезонности производства молока в отдельных регионах, проблема неравномерных надоев по-прежнему сохраняется. Сокращению сезонности молочного производства препятствует в большей степени отсутствие квалифицированных специалистов и менеджмента в молочном животноводстве.


Рис. 9.6. Производство молока в сельскохозяйственных организациях помесячно в 2009-2015 гг., тыс. т

К мерам, направленным на повышение производства молока и инвестиционной привлекательности молочного скотоводства, выравнивание сезонности производства молока, рост поголовья коров, стимулирование повышения товарности молока во всех формах хозяйствования, следует отнести государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В 2015 г. субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выделялись при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственная поддержка молочного скотоводства осуществлялась в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» Государственной программы по следующим направлениям:

  • субсидии на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;

  • субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм).

В отчетном году по основному мероприятию «Развитие молочного скотоводства» доведение субсидий на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока осуществлялось по подпрограммам «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» и «Развитие молочного скотоводства» (таблица 9.8).

Таблица 9.8

Выполнение объемов финансирования, предусмотренных Государственной программой, по основному мероприятию «Развитие молочного скотоводства», млн руб.


Наибольшая часть субсидий на развитие молочного скотоводства была получена сельскохозяйственными товаропроизводителями Приволжского и Центрального федеральных округов (соответственно, 23,3% и 19,2%) (рис. 9.7), а наименьшая их доля приходилась на Крымский (0,1%) и Северо-Кавказский (2,3%) федеральные округа.


Рис. 9.7. Доля федеральных округов в общем объеме субсидирования на поддержку молочного скотоводства, %


Рис 9.7 (а). Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2015 г.  (по данным Росстата, всего – 30 781,1 тыс. тонн)


Рис 9.7 (б). Производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2015 г. (по данным Росстата, всего – 16 747,9 тыс. тонн)

Распределение средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации осуществлялось в соответствии с долей их участия в общих объемах реализации коровьего молока высшего и первого сорта и козьего молока. В структуре финансирования доля региональных средств составила 51,9%.

В 2015 году все предусмотренные финансовые средства согласно заключенных соглашений в целом были освоены.

9.2. Основное мероприятие «Государственная поддержка кредитования подотрасли молочного скотоводства»

Краткосрочное кредитование на развитие молочного скотоводства

Государственной программой (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421) предусмотрен новый вид государственной поддержки в виде субсидирования части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства, а также определен отдельный лимит средств федерального бюджета и внесены соответствующие корректировки в правила субсидирования.

Для обеспечения кредитования АПК в Правила № 1460 внесены изменения в части корректировки механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам (займам), а также определения нового порядка распределения и предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за 2015 г. по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства.

Благодаря изменению Правил № 1460 цена краткосрочных кредитных ресурсов при условии возмещения части процентных ставок для сельскохозяйственных товаропроизводителей практически не увеличилась, что позволило оказать существенную поддержку наиболее чувствительным направлениям кредитования АПК, в том числе и молочному скотоводству. Кроме того, Правилами № 1460 увеличен уровень компенсации затрат за счет региональных бюджетов по новым краткосрочным кредитам, взятым с 1 августа 2015 г. на развитие молочного скотоводства, с 20% ставки рефинансирования Банка России до 3 п.п. сверх ставки рефинансирования Банка России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 г. № 1585-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2015 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование их расходных обязательств, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства, в соответствии с которым выделено 0,3 млрд руб.

Фактическое финансирование составило 0,25 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 0,22 млрд руб. и средств региональных бюджетов – 0,03 млрд руб. План финансирования за счет средств федерального бюджета был выполнен на 88% и средств региональных бюджетов – на 38% (таблица 9.9).

Данный вид государственной поддержки был введен с середины 2015 г. При этом высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональные органы управления АПК субъектов Российской Федерации были заранее оповещены о необходимости предусмотреть выделение средств из региональных бюджетов на софинансирование расходных обязательств в соответствии с утвержденным уровнем софинансирования. Однако органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не были заблаговременно проведены необходимые процедуры. Это обстоятельство обусловило столь значительное отставание в выполнении плана за счет средств региональных бюджетов.

Таблица 9.9

Показатели финансирования субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам на развитие молочного скотоводства в 2015 г., млрд руб.


В целом по Российской Федерации доля софинансирования части процентной ставки по краткосрочным кредитам за счет средств региональных бюджетов составила 12%. Около 42% выплаченных субсидий приходилось на производителей Приволжского федерального округа (Республика Башкортостан, Удмуртская Республика и Республика Татарстан) и 25% - на производителей Центрального федерального округа (половина из этих субсидий была сосредоточена Воронежской и Рязанской областях) (рис. 9.8).


Рис. 9.8. Доля федеральных округов в общем объеме субсидирования процентных ставок по привлеченным краткосрочным кредитам (займам) в подотрасли молочное скотоводство

В 2015 г. объем краткосрочных кредитов (займов), выданных на развитие молочного скотоводства и принятых к субсидированию, составил 35,6 млрд руб. Остаток ссудной задолженности по субсидируемым краткосрочным кредитам на 1 января 2016 г. составил 14,9 млрд руб. (таблица 9.10).

Таблица 9.10

Объем краткосрочного кредитования, принятого к субсидированию в молочном скотоводстве, в 2015 г., млрд руб.


Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), направленным на развитие молочного скотоводства

Государственная поддержка инвестиционного кредитования, направленного на развитие молочного скотоводства, осуществляется через субсидирование части процентной ставки по кредитам (займам) в соответствии с Правилами № 1460. В соответствии с ними доля возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), направленным на развитие молочного скотоводства, в 2015 г. составляла 100% ставки рефинансирования Банка России.

В отчетном году Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на финансирование данного направления поддержки за счет средств федерального бюджета предусмотрено 4,8 млрд руб. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 2679-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2015 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства, в соответствии с которым выделено 4,7 млрд руб.

Фактическое финансирование составило 4,3 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 3,7 млрд руб. и средств региональных бюджетов – 0,6 млрд руб. План финансирования за счет средств федерального бюджета был выполнен на 78% и региональных бюджетов – на 76%, что было связано с непредставлением сельскохозяйственными товаропроизводителями необходимых для получения субсидий документов (таблица 9.11). Доля финансирования из регионально бюджета составила 13,5%.

Неиспользованные средства федерального бюджета в объеме 1,1 млрд руб. были возвращены в доход федерального бюджета.

Таблица 9.11

Показатели финансирования субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства в 2015 г., млрд руб.


* В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 2679-р.

Около 50% всего объема субсидий было выплачено в Центральном федеральном округе, наибольшую сумму в котором получили производители Владимирской и Ярославкой областей, где наиболее активно реализуются инвестпроекты в области молочного скотоводства. Также существенные субсидии получили производители Рязанской, Белгородской и Воронежской областей. Почти 35% субсидий перечислено в Приволжский федеральный округ, здесь максимальная сумма приходилась на производителей Республики Татарстан (рис. 9.9).


Рис. 9.9. Доля федеральных округов в общем объеме субсидирования процентных ставок по привлеченным инвестиционным кредитам (займам) в подотрасли молочного скотоводства

По данным ведомственной отчетности на 1 января 2016 г., по направлению молочное скотоводство общая кредитная сумма инвестиционных договоров составила 169,2 млрд руб. Остаток ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционным кредитам по данному направлению равнялся 96 млрд руб. (таблица 9.12).

Таблица 9.12

Объемы инвестиционного кредитования, принятого к субсидированию в молочном скотоводстве, в 2015 г., млрд руб.


В 2015 г. Комиссией АПК Минсельхоза России было отобрано 630 инвестиционных проектов, направленных на развитие молочного скотоводства, на общую сумму кредитных средств в размере 23,2 млрд руб. Около 55% вновь отобранных инвестиционных проектов по данному направлению сосредоточены в Центральном федеральном округе (12,6 млрд руб.) и в Приволжском федеральном округе (5,0 млрд руб.) (таблица 9.13).

Основными направлениями кредитования в подотрасли молочное скотоводство являются собственно молочное скотоводство (на него было направлено 64% вновь одобренных кредитов), приобретение племенной продукции (22%)
и техническая и технологическая модернизация (14%) (таблица 9.14).

Таблица 9.13

Доля федеральных округов в отобранных инвестиционных проектах, направленных на развитие молочного скотоводства в 2015 г., %


Таблица 9.14

Инвестиционные кредиты, направленные на развитие молочного скотоводства в 2015 г.


Регионами-лидерами по привлечению инвестиционных кредитных ресурсов по молочному скотоводству являются: Белгородская область (ООО «Молочная компания «Северский Донец»» реализует мега-проект в молочном скотоводстве), Воронежская область (ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Молоко Черноземья»), Липецкая область (ОАО «Прогресс») (таблица 9.15).

Таблица 9.15

Регионы-лидеры по привлечению инвестиционных кредитов в молочном скотоводстве


Возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК

В целях ускоренного снижения зависимости внутреннего рынка от поставок импортной продукции в условиях введения продуктовых санкций в соответствии с Планом мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1948-р, недопущения ухудшения положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях экономических санкций, а также в целях стимулирования сельскохозяйственного производства постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421 утверждены изменения в Государственную программу, включающие новые меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства, предусматривающие мероприятия, стимулирующие привлечение инвестиций, направленные на развитие производства отечественной сельскохозяйственной продукции, в том числе предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов, в том числе животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм).

В целях реализации указанных мероприятий утверждены Правила № 624, которыми предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуютсяинвестиционные проекты, направленные на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса.

Субсидии предоставляются по итогам конкурсного отбора инвестиционных проектов, проводимого Минсельхозом России в соответствии с Порядком отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, утвержденным приказом Минсельхоза России от 24 июля 2015 г. № 318.

Получателям средств компенсируется 20% затрат на создание (модернизацию) вышеперечисленных объектов, кроме объектов селекционно-генетических центров по разведению и трансплантации эмбрионов крупного рогатого скота молочного направления, а для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, компенсация затрат составляет, соответственно, 25% и 35% сметной стоимости объекта.

Возмещение части прямых понесенных затрат осуществляется после представления акта приемки объекта.

В 2015 г. состоялись 2 заседания Комиссии по отбору инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, на которых рассмотрены и одобрены для субсидирования в 2015-2016 гг. 70 инвестиционных проектов по созданию и модернизации животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на сумму субсидий 4424,68 млн руб.

В отчетном году из федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат на строительство и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) направлены средства в объеме 402,3 млн руб. на поддержку 7 проектов, что позволит осуществить ввод животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) в количестве 8400 скотомест (таблица 9.16).

Таблица 9.16

Субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), млн руб.


* В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 2690-р.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат при одновременном возмещении части процентной ставки по инвестиционным кредитам позволяет значительно сократить сроки окупаемости приоритетных инвестиционных проектов и повышает экономическую заинтересованность инвесторов в создании и модернизации объектов агропромышленного комплекса.

Таким образом, в текущих финансово-экономических условиях совмещение двух мер государственной поддержки – возмещения прямых понесенных затрат в размере 20% и возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредитам – является оправданным. Указанная мера государственной поддержки в условиях сложившейся экономической ситуации способствует поддержке притока инвестиций в отрасль, ускоренному импортозамещению, повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, стимулированию роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции; повышению финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Из материалов Нацдоклада о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью