Ретейлеров и поставщиков помирит закон

Источник: dg-yug.ru
С 1 января 2017 года поставщики и торговые сети будут работать по новым договорам в соответствии с федеральным законом №273-ФЗ от 3 июля 2016 года. Новый закон следует рассматривать прежде всего как регулятор доходной части между производителем, переработчиком и торговой организацией, считают эксперты.
Каким образом реализуется федеральный закон № 273-ФЗ в Краснодарском крае и какие в него стоит внести корректировки, прокомментировали участники рынка и законодатели.

Как рассказали в розничной сети «Магнит», еще до официального вступления закона в силу на официальном сайте компании для производителей был размещен типовой договор поставок, который отвечает всем требованиям законодательства. В настоящее время завершается процесс перезаключения договоров.

По мнению заместителя председателя Городской Думы Краснодара по социальной политике и охране здоровья Анны Ольховой, новый закон выстроен в логике доктрины продовольственной безопасности, а его основные цели – кардинальное изменение привычных схем работы поставщиков и торговых сетей, сохранение баланса во взаимоотношениях всех сторон, защита интересов производителей и покупателей. Дискриминационная практика по отношению к отечественным производителям должна быть полностью исключена.

Как заявил секретарь комитета ЗСК по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Игорь Лобач, еще 5 лет назад законодатели много говорили о необходимости предъявлять более жесткие требования к цепочке производитель – переработчик – продавец. Практика показала, что условия, прописанные в прежнем варианте закона о государственном регулировании торговли в России, не сильно изменили ситуацию на рынке. Новый же федеральный закон № 273-ФЗ следует рассматривать, прежде всего, как регулятор доходной части между производителем, переработчиком и торговой организацией. Например, литр молока сегодня стоит от 40 до 60 рублей. С этих шестидесяти рублей справедливо было бы, по мнению Игоря Лобача, 6 рублей получать продавцу, 24 рубля – переработчику, 30 рублей – производителю. Это позволит избежать перетягивания каната участниками процесса.

Истина в цене

«Вопросами конечной цены на продукт занимаются торговые сети, куда мы поставляем свой товар, – сказала генеральный директор фирмы «Калория» Татьяна Садовая. – Понятно, что покупатели хотят получить продукт здесь и сейчас, и по такой цене, которой сегодня не может быть в принципе. Стоимость сырья молока с августа 2016 года выросла более чем на 20%. Средняя же стоимость нашей продукции увеличилась всего на 5%. Сырье в стоимости конечного продукта составляет 70%, и чтобы у нас была нормальная рентабельность, цены на молоко должны вырасти минимум на 15%. Однако многие торговые сети не рассматривают вопрос повышения стоимости до января».

У производителей есть много вопросов к торговым сетям и по договорным обязательствам. По словам Татьяны Садовой, в одной из сетей договорная кампания длилась не до 1 января, а до 25 ноября, и заключить новые договоры не успели, поскольку не сошлись в условиях.

В борьбе за качество

Высокие штрафы предусмотрены за поставки некачественного товара – до 1 млн рублей и выше. Но кто и каким образом должен определять качество продукции?

«В своей деятельности мы неоднократно сталкивались со случаями непрофессионального проведения испытаний качества продукта, – рассказала Татьяна Садовая. – Однажды в нашей ряженке при наличии живой микрофлоры нашли в большом количестве два вида консервантов широкого спектра действия. Но если бы это соответствовало действительности, то при употреблении такого продукта случились бы отравления».

Другой вопиющий случай, когда одна из сетей отобрала 360 граммов адыгейского сыра и из него сделала жирно-кислотный состав. Однако для проведения таких испытаний нужно как минимум 2,5 килограмма продукта. «Мы постоянно вынуждены отбиваться от обвинений в плохом качестве продукции. Но бывает и так, что штрафы к нам приходят тогда, когда срок годности продуктов уже истек, и мы не можем никоим образом себя защитить», – говорит директор «Калории».

По словам Татьяны Садовой, в договорах с торговыми сетями, есть пункт по утилизации нереализованной продукции за счет поставщика. То есть сеть сделала заказ продукции, производитель ее поставил, торговая организация ее не реализовала и выставила счет производителю за утилизацию.

«Молоко – продукт не только социально значимый, но еще и опасный с точки зрения микробиологии при несоблюдении сроков, правил хранения, температурных режимов, – констатирует Татьяна Садовая. – Производство и реализация – дело очень ответственное. Претензии по качеству должны предъявляться в течение срока годности, а не позже. При этом производитель должен иметь возможность произвести отбор продукции в сети, сдать образцы, хранящиеся на предприятии, в несколько лабораторий».

Договор дороже денег

Как считает Анна Ольховая, в разработке договоров обязательно должны участвовать как торговые сети, так и сами поставщики. В частности, нужно сделать так, чтобы сети не возвращали часть продукции, требуя за это деньги с поставщиков. С этим мнением согласен и исполнительный директор Агропромышленного союза Кубани Сергей Косогор. Он предлагает в законе о госрегулировании торговой деятельности четко прописать права поставщика продукции. Сегодня же условия договора со стороны торговой сети зачастую носят характер ультиматума, на который поставщику возразить нечем.

Впрочем, чем больше будет торговых сетей и магазинов, тем легче поставщики с ними станут договариваться, уверен региональный директор компании «Лента» Александр Бабенко.

«Наша сеть нацелена не на то, чтобы создавать идеальные условия для поставщиков. В первую очередь мы работаем для покупателя, и будем всегда искать тех производителей, которые выпускают большой ассортимент товара наилучшего качества и по лучшей цене, – заключил Бабенко. – Конечные потребители от этого только выиграют».

20% составил рост стоимости сырья молока с августа 2016 года, в то время как средняя стоимость продукции увеличилась всего на 5%.

Факты:

Несмотря на то что новый закон вступил в силу еще в июле 2016 г., в пунктах 2 и 3 ст. 3 есть отдельные оговорки:

  • до 1 января 2017 г. заключенные ранее договоры поставки и иные договоры, регулируемые законом о торговле, должны быть приведены в соответствие с принятым законом № 273-ФЗ;
  • с 1 января 2017 года условия договоров, противоречащие закону о торговле (в редакции закона № 273-ФЗ), признаются утратившими силу.

 
В новом федеральном законе уточнен термин «торговая сеть» и введено новое обобщенное понятие «услуги по продвижению товаров». Уменьшен совокупный размер премии до 5% (ранее — 10%), выплачиваемый торговым сетям. Сокращен срок оплаты по договорам поставки продовольственных товаров в зависимости от их срока годности. Установлен срок для передачи документов на товар – три рабочих дня. Более детально прописаны антимонопольные правила для торговых предприятий и поставщиков.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью